Борис Захарович Турецкий, художник - абстракционист, нонконформист, в 60-ые годы обратившийся к традициям "нового реализма". В суровой живописи своей фиксировал сцены в московсом метро, в уличных пространствах и бытовых банальных ситуациях. Персонажи Турецкого напоминают мутантов-великанов, движения их механистичны, образы условны, грубы, собирательны, но в то же время эти мутанты конкретны, как часть того человеческого общества, где теряется индивидуальность и свое естественное начало и все становятся...мутантами.
Мое детство пришлось на 70-80-ые годы, но я помню серость и одинаковость людей, которым не было места для развития индивидуальности. Более того, мой отец - летчик гражданской авиации, который носил в то время форменную одежду и был в ней похож на остальных членов своей группы, как и все люди в форме. Но именно облик летчиков несёт печать той ответственности, которую они берут на себя каждый раз, когда поднимают в небо самолет с пассажирами или грузом.
Эти летчики в метро устали,об этом рассказывают их позы, они как будто что-то друг другу молча говорят, они суровы, но в то же время.... человечны.Металлическая одежда и шапки с кокардой сковывают их движения, но глаза и выражения лиц рассказывают нам о том, что они переживают каждый раз в своей непростой работе. Серый мертвенный свет московской подземки еще более обезличивает персонажей, делая их частью толпы, но в то же время что то их выделяет для художника, делает особенными , заметными.
Традиции изображения обезличенных мутантов продолжили в своем творчестве Михаил Шемякин и Василий Ложкин.
А вот "Секретарша" Турецкого. Мутации налицо....