Беги, Алиса, беги (Максим Диденко) в Таганке.
Несмотря на яркие имена в афише (драматург - Валерий Печейкин, в его активе гогольцентровские Идиоты, Кафка, частично Сон в летнюю ночь), художник по костюмам - Мария Трегубова, ну и Максим Диденко, который с подтекстом или нет, но отчаянно косплеит Серебренникова)))), я сегодня была абсолютно беспристрастна, если не сказать - критична. Причин тому много: и театр на Таганке я не очень жалую изначально, и предыдущими работами актеров и постановщиков не была очарована, да и с исходником не знакома - стыдно признаваться, но "Алиса в стране чудес" Высоцкого прошла мимо меня.
Что я могу сказать про увиденное? Вначале о хорошем. Офигенные декорации, свет, отличные костюмы и сценография в целом (какой эпизод безумного чаепития!! А серые родители с головой в облаках? Ну сказка же!). В общем, "картинка" на пять с плюсом, все эпитеты могу использовать только в превосходной степени. Графика, пластика и сюжет в целом - тоже очень гут. Аллюзии в меру толсты - ну чтобы их уж точно увидеть, но все же не опускаясь до совсем "прямых текстов". Что не зашло: как ни странно - песни. Повторюсь, пластинка Высоцкого прошла мимо меня, а тут, к тому же, стихи были положены на другую музыку, забыла как называется такой прием. В общем не то что бы оно мешало, но, скажем так - лично на мой вкус выполняло чисто практическую функцию "склейки" эпизодов, хотя вряд ли именно такой эффект был задуман режиссером. Еще недостаток в моих глазах - разрушение четвертой стены. Не люблю этот прием и ничего не могу с собой поделать. На мой взгляд, в классическом театре (каким бы он при этом не был современным), стена эта может быть сколь угодно тонкой, но при этом должна быть непробиваемой. А вот эти заигрывания со зрителем, типа "Постой, мы же ростовые куклы" мне не нравятся. Дальше по мелочи: не очень прониклась третьей Алисой (Ек. Рябушинскоая), слишком уж она корпулентная для этого персонажа. Зато все остальные изумительны: и ребенок (хотя это, конечно, читерство))), и Алиса Ночи, и, особенно, средняя Алиса, которая неуловимо напоминает совсем другую Алису - ту, которая из будущего - и тем, лично для меня, дает еще один оттенок смысла. Да, раз уж мы заговорили об актерах, конечно же не могу не упомянуть Ирину Апексимову. которая мало того что очень органична как в роли Королевы, так и Фредди Меркьюри, так еще и в великолепной физической форме (а ей, на минуточку, уже за 50!).
Из забавного - не считая отклеившегося уса у Апексимой-Меркьюри в финале, был еще наш личный конфуз в середине: мы, весьма довольные и проникшиеся, едва не ушли со спектакля в антракте. А дело было так - к началу мы почти опоздали, программку купить не успевали. И когда, спустя где-то час после начала, после явно кульминационной сцены в зале зажегся свет - мы только дружно возмутились, что народ, хлопнув пару раз, резво потек к выходу. Ни поклонов, ни оваций - а спектакль явно не заслужил такого плохладного, если не сказать грубого приема. Растерянные мы пошли в гардероб (то, что народ тусил в фойе меня не насторожило - предпремьерка же, мало ли какая движуха планируется после), по дороге муж по моей просьбе зацепил программку. И вот пока они со спутницей одевались я вяло скользила глазами по тексту, и тут зацепилась за фразу "продолжительность спектакля - 2 часа с антрактом". "Народ" - шепотом просвистела я - "кажется, мы сильно рано уходим...". Ну чо, поржали, пошли покурили и вернулись в зал. Но этот эпизод показывает, насколько законченной была история, показанная в первом акте. То есть это просто были бы два разных спектакля с разным смыслом - первое отделение (сильный открытый финал и огромное поле для интерпретаций) и первое+второе (режиссерское, а не придуманное зрителем развитие событие - с интересным сюжетом, но довольно невнятной развязкой).
Резюме: это важное и яркое событие сезона. Рекомендую сходить (ну и сама повтором наверное тоже попробую).
Медиа: неплохой краткий
видео-обзор на Культуре и
заметка в Эсквайре. А ролик на Дожде мне не понравился, так что и выкладывать его не буду :-)