Пасхальный Первомай проходит странно: меня накрыла вторая волна очередной оэрзянки. Неделю, пока Валентин кашлял, я с лёгкими соплями и горлом ходила на работу с надеждой, что всё самой собой и очень быстро рассосётся. Но в последний рабочий день я даже не смогла выйти на работу: начался сильнейший сухой кашель, стала подниматься температура, болеть голова. И в таком "состоянии нестояния" я нахожусь пятый день. Лечусь гомеопатией, но что-то толку от неё маловато... Завтра на работу, и я дежурю, но приняла решение с утра ехать в поликлинику: надо слушать лёгкие.
К чему я так долго о своих болячках? Да к тому, что надоели они мне смертельно, особенно когда стоят такие погоды за окном (солнышко, ветерок, +19), а в гостях у нашей семьи очередные новонайденные немцы - Лена и Володя Попп. :-)
Лена Попп (в девичестве Кёплин) - самая старшая двоюродная сестра наших Веры, Татки, Гали и Володи Лангов. Её младшие братья - Йохан, Отто и Яша - уже призжали к нам. К Лене на 60-летие 2 года назад ездила Татка, а в прошлый Первомай Серый возил родителей (и Татку) знакомиться с новой роднёй в полном составе. Вообще, в Германии нашлись две семьи от двух сестёр нашего деда Рудика - от Эммы и Анны. Я путаю, кто чьи дети, но общаться и поддерживать дружбу с нами решили только Кёплины. Их 5 человек сестёр и братьев, и они такие же дружные, как наша семья: живут хоть и в разных городах, но постоянно встречаются, проводят вместе время. Теперь вот к нам начали приезжать: 2000 км не помеха для родственного общения!
Семья Кёплинов в половинном составе, наши Ланги и московская делегация - в гостях у Лены и Володи Попп-Кёплин...
г. Нойенкирхе, Саарленд, Германия (Май 2015)
Лена и Володя были в Москве лишь однажды, году в 1989-м, когда из Казахстана перебирались в Германию. Была зима, был мороз -30. Так что можно смело сказать, что знакомятся с Москвой они впервые. Учитывая застолья и посиделки, Серый придумал для дорогих гостей увлекательную прогулочную программу. Сами же они пожелали попасть в Третьяковку и в цирк на акробатов. :-) Надо сказать, что за 11 лет в нашей большой семье ни один человек не попросил меня (более или менее настойчиво) провести по залам Третьяковской галереи. Кроме Серого, конечно! :-) Поэтому мне очень приятно, что Лена и Володя любят художественные музеи, и упустить бонусный шанс выступить в роли экскурсовода было бы обидно. Почувствовав, что за 3-4 дня мне не стало ни лучше, ни хуже, я решила рискнуть "вылечиться искусством". :-) Обычно мне искусство помогает: если не физически, то морально и эмоционально. В конце концов, всегда можно с извинениями уехать домой на такси.
На фоне великолепного Покровского собора 1908-1910 гг. постройки...
В Третьяковку нас повёз Лёшка Тихонов. Место для парковки нашлось в 100 метрах от Марфо-Мариинской обители, и мне неожиданно пришла в голову идея заглянуть сначала туда, раз мы оказалась совсем рядом.
Я для себя открыла это уникальное место всего лишь год назад. Была ранняя Пасха, её канун. А мы с девочками праздновали день рождения
Верки А. походом в Третьяковку на персоналку Федотова. После посиделок в кафе решили прогуляться и оказались у Марфо-Мариинской обители. К сожалению, храм закрывался, и внутрь мы не попали. Но в тот насыщенный искусством и эмоциями день мне хватило и внешнего впечатления.
В этот раз храм был открыт, и я с трепетом любовалась красотой просторного зального интерьера и необычных подкупольных сводов Щусева, подлинной религиозностью фресок Нестерова... Остальные наши были впечатлены не меньше моего...
Двоюродные сёстры - Вера Серова (Ланг) и Лена Попп (Кёплин) в храме Марфо-Мариинской обители...
Но самое удивительное событие случилось с нами у входа в храм. К нам подошла монашенка и пригласила... звонить в колокола! Лишь на следующий день после Пасхи - единственный день в году -можно послать Богу "молитвенный крик" - позвонить в колокола с молитвой. В иные дни это практически невозможно, а женщин даже на колокольню не пустят. Мы такого не ожидали! Вера стала отказываться, а Володя, смотрю, засомневался. Мы с Серым первыми пошли на колокольню, и я в итоге несколько раз позвонила в два самых больших колокола. Прихожанам помогал звонарь, объяснял, что и как, а потом снимал нас на фото. Я в свою очередь помогла звонить Вере с её больными ладонями.
На колокольне храма... Уже все позвонили, и нам отлично!
Звонить в колокола... удивительное чувство! Я была очень сосредоточена на ритме - всё-таки самые мощные колокола, их за версту слышно - поэтому молитва моя была бессловесной, неконкретной. Уши звоном наполнились, а душа - радостью. Считаю наше везенье Божьим подарком и благословением.
...Покинув Марфо-Мариинскую обитель, мы двинулись в Государственную Третьяковскую галерею.
Нашим гостям и примкнувшим остальным я предложила посмотреть ВСЁ русское искусство от его истоков в XI веке до начала ХХ столетия. Задачка, прямо скажем, титаническая. Особенно если учесть, что я почти всё позабыла со времён учёбы в Университете. Но даже не это самое страшное. Как рассказать людям, которые ни сном, ни духом, что происходило в русском искусстве и почему в Галерее именно эти произведения? Почему именно этих мастеров хорошо бы знать и оценить? Сказать самое важное и не утомить излишними подробностями - вот моя сверхзадача.
В зале Карла Брюллова...
Мы ходили по залам Третьяковки больше двух часов. Лена и Вера слушали меня наиболее внимательно, Вера иногда комментировала картины. Пару мыслей про искусство в качестве комментариев к моим рассказам добавил Серый. Володя терпеливо снимал залы с шедеврами на видеокамеру - обещал дочери всё-всё снять и показать. :-)
Вещаю как глухарь, а умотанное искусством старшее поколение выглядит тем не менее довольным...
Ближе к концу второго часа я почти падала от усталости - всё-таки на меня действовала болезнь. А мудрая Лена достала из сумочки... вторые туфли и переобулась! :-) Я впечатлилась, а Вера расстроилась, что не догадалась взять сменку. :-)
На Сурикове мы сломались и решили единогласно: "Серов - и на выход!". :-) Однако до Серова идти не по пустыне, так что параллельно я обратила внимание моих экскурсантов на портреты Репина, пейзажи Поленова и Левитана, и конечно же мы не могли миновать роскошный Врубелевский зал. Для себя я вдруг открыла (!) огромную "Сирень" 1901 года с недописанным силуэтом жены, по врубелевским меркам реалистичную: наверное это было началом разработки темы с фотографии, где его жена позирует на фоне куста сирени. Как же я раньше-то не заметила этот холст два на полтора?!
А вот и Валентин Серов! :-)
Resumee.
1. Моя обзорка по основной экспозиции ГТГ заняла 2 часа 15 минут. Не знаю, как профессиональные экскурсоводы укладываются в 1 час 30 минут. Много, слишком много остаётся за бортом.
2. Из моего "рубежа" мы успели оценить только Врубеля и Серова. Однако мне самой было очень полезно попрактиковаться в чётких и простых определениях к иконописи, передвижникам, "галантным" портретам XVIII века.
3. Экскурсанты устали, но остались довольны.
4. Искусство меня не вылечило, но и не убило. Зато впечатления остались! :-)
Во всех смыслах полезный опыт и прекрасно проведённое время с моей гросс-семьёй.