Онтарио - большая провинция, растянувшаяся от великих озер Онтарио и Эйри до грозного гудзоновского залива. Но как известно, подавляющее большинство населения проживает на юге вдоль границы со Штатами. Что же делают люди в северной части провинции? Как живут, зачем живут? Съездил я тут на днях в командировку на север от Торонто. Не на самый север-север. Не очень далеко, 600 км. И несмотря на то, что это даже не полпути, и даже не треть, и даже не четверть пути до конца-края земли, на самом деле севернее оставалось уже не так много цивилизации. Так что будем считать эту вылазку первой попыткой покорения северного Онтарио.
Несложно догадаться, что, чем севернее, тем реже встречаются города и деревни, тем промышленнее и индустриальнее становится обстановка, тем интереснее и отличнее от привычных нам становятся нюансы местной жизни и быта. Мой маршрут был таков: Торонто - Хелмсифлд (пригород Большого Садбери) - Киркленд Лейк - Торонто.
Про Садбери я уже рассказывал, и кажется, не один раз, поэтому особого внимания в этом посте ему уделять не буду. Мельком упомяну, что время для поездки я выбрал не самое удачное (как будто я его сам выбирал), так как зима нынче лютует, регулярно насылая снежные бури и арктические фронты на те или иные районы провинции. Уже по пути на север я попал в достаточно сложную ситуацию на хайвее с сильным снегопадом, нулевой видимостью и так называемым blowing snow. Было тяжело
и страшновато. Добавлю, что я еще легкомысленно не являюсь владельцем зимней резины, в Торонто мне хватает всесезонки, что добавило мне адреналина в этой поездке.
Район Садбери - Хелсфилда встретил меня прекрасной зимней погодой: солнце, небо, минус 20 и кучи снега после прошлых снегопадов. При этом проблем с передвижением особых не было - дороги подчищены до состояния плотного ровного утрамбованного снега, что, конечно, не очень нравилось моим не по погоде обутым шинам.
01.
Зима должна быть со снегом. Я люблю зиму именно в таком ее проявлении - солнце, снег, мороз, а не слякоть, мерзкий снегодождик, мгла и непроходящая облачность.
02.
03.
И первым делом, что бросается в глаза постсоветскому иммигранту - буржуазный подход к чистке дорог и (что даже важнее) пешеходных путей. И это при том, что в Северной Америке народ не очень много ходит ногами, передвигаясь почти всегда и всюду на автомобиле.
04.
Вокруг Садбери много добывающих карьеров, тут добывают никель.
05.
По вполне объяснимым причинам большинство местных передвигаются по окрестности на снегоходах, для которых проложены трассы и кое-где даже отдельные дороги с перекрестками и светофорами.
06.
Но мы не задерживаемся в районе Большого Садбери, а движемся еще севернее. Везде вдоль хайвея нам угрожают встречами с хозяевами здешних лесов - лосями. Особенно высока опасность встречи в конце дня в сумерках, ночью и ранним утром. Лоси часто выходят на дороги, их привлекает соль, которой чистят дороги.
07.
Встреча с такой тушей ничего хорошего не сулит. Сами лоси - совершенно не агрессивные, а скорее даже наоборот - тормознутые, медлительные рогатые коровы. Но проблема в том, что их шерсть хорошо поглощает свет, поэтому даже в свете фар их увидеть удается только в последние моменты, когда зачастую времени на торможение уже может не хватить. В связи с коротким зимним днем и затянувшейся работой в Хелмсфилде, я не смог добраться до своей северной точки назначения засветло. По дороге на Киркленд Лейк я дрожащими руками держался за руль и таращил глаза в абсолютную темноту - район не самый людный, машин ни встречных ни попутных практически не было, лес со всех сторон, на обочине знаки, вещающие об особой опасности встречи с лосями в ночное время суток... Мне повезло - не встретил.
08.
Особенности северного автомобильного уклада жизни (я обратил внимание на это еще после командировок в Саскатун и Рейджану, что в Саскатчеване) - каждый второй автомобиль оснащен электровилкой, нелепо свисающей из решетки радиатора.
09.
Ну или из уголка "глазика"... Северных людей особо таким не удивишь, они сразу понимают, что эта вилка принадлежит электрообогревателю, помогающему сохранять тепло двигательных жидкостей в условиях холодных климатических условий. То есть пока ваша машина ночует на морозе, электрогрелка не даст маслу остыть до неприличных температур, а следовательно не придется волноваться по утру за прогрев двигателя.
10.
Хозяйственный автолюбитель сразу возразит, что, мол, не отовсюду удастся бросить удлинитель, чтобы запитать электрогрелку. Но на это у меня есть сугубо канадский ответ - в местах скопления народа всегда найдется откуда запитаться. Вот пример обычной парковки у отеля на краю города - у каждого паркоместа своя розетка. Такие же розетки встречаются практически на всех более-менее крупных парковках (у торговых или развлекательных центров, больниц, спортивных арен и т .п.)
11.
На североамериканских дорогах нет ничего страшнее, чем школьный автобус. Согласно ПДД, когда такой автобус останавливается для высадки или подбора детей, у него зажигаюся красные и оранжевые огни, выдвигается знак "стоп", в этот момент ни при каких условиях никому не разрешено проезжать мимо автобуса - ни машинам, следовавшими в попутном направлении, ни тем, кто двигался во встречном направлении. Все встают как вкопанные, пока водитель автобуса не отменит алярм.
12.
Пейзажи на пути в неизвестный мне доселе городок Киркленд Лейк были исключительно сельхозяйственные или индустриальные.
13.
Вечереет. Так выглядят канадские сельские хайвеи.
14.
Итак, давайте знакомиться - Киркленд Лейк, Онтарио. Население - 8,4 тысячи жителей.
15.
И, очевидно, немалое количество медведей... Кстати, озера Киркленд, которое присутстсвует в названии города, давно уже нет. Его выпили местные шахты.
16.
Город Киркленд Лейк был основан, развивался и живет благодаря тому, что в начале 20-го века тут были обнаружены золотые жилы. Обнаружены были достаточно случайно - во время охоты один дядя потерялся, стал звать на помощь второго, стрелять в воздух. Тот ломанулся на помощь другу через кусты, деревья и папоротники, и неожиданно под деревом обнаружил большой кусок кварцевой породы с достаточно красноречивыми золотистыми вкраплениями. Два друга застолбили это место. Так родилась шахта имени товарищей Райта и Харгривза. В качестве сопутстсвующей картинки я специально сфотографировал случайную сосну, которую можно смело выдать за "то самое дерево".
17.
В район начали стекаться охочие до золотодобывания личности. В тяжелых условиях зимы, сугробов, морозов под -50°, отсутствия снегоходов и ТимХортонса, было очень нелегко застолбить для себя участочек. Но рано или поздно были организованы 7 крупных золотодобывающих градообразующих шахт, объединившихся в муниципальное образование под названием Киркленд Лейк (вообще-то первое название было Тек, но это уже детали).
18.
Золотоносные ресурсы региона оказались не такими уж и богатыми, и во второй половине 20-го века шахты постепенно стали закрываться. На данный момент из всех шахт работает только одна - Kirkland Lake Gold. В пересчет на время запас золота в этой шахте оценивается приблизительно в 12-15 лет добычи.
19.
Из всех ярких личностей, бросавшихся на золотые прииски и поучаствовавших в формировании города, наиболее громкой и яркой фигурой, оставившей наибольший след в истории региона, был
сэр Гарри Оукс. Про него можно смело писать статью в какой-нибудь журнал "ЖЗЛ". На фото внизу - его домик, построенный в середине ничего и ныне ставший музеем северной истории Онтарио.
Гарри Оукс был незаурядной личностью - родом из состоятельной семьи, учился на доктора, но решил, что эта карьера не для него, бросил учебу, отправился на Аляску на поиски золота. На протяжении 15 лет он скитался по свету в поисках денежной жилы, побывал и в Калифорнии и в Австралии, но нашел ее именно на берегах озера Киркленд в 1912 году. Здесь он заложил золотодобывающую шахту, которой было суждено стать одной из самых плодоносных золотых шахт в мире (второй в Северной Америке). В отличие от других старателей, Гарри обладал стратегическим мышлением и сумел привлечь инвестиции и развить свое дело в полноценный бизнес. Бизнес, который превратил медика-недоучку в мультимиллионера (в пересчете на нынешние деньги - мультимиллиардера). В музее мне продемонстрировали фотографию самого первого чека - первых дивидентов с золотоносной шахты Оукса, который был выписан на имя матери Гарри Оукса. Недоверчивая женщина не могла поверить в истинность чека на ошеломительную для тех времен сумму в 14 тысяч долларов (порядка 330 тысяч по нынешним временам) и долго еще не обналичивала его.
20.
В знак протеста против буржуазной и несправедливой канадской системы налогообложения Гарри принимает подданство Великобритании и в 1934-м году переезжает жить на Багамы. За вклад в развитие островов Гарри Оукс получил звание рыцаря Королевы и модную приставочку к имени "сэр". К сожалению, в те же 30-е и 40-е годы представители американских мафиозных семей активно работали над идеями создания игровых оазисов. Одной из таких идей было желание устроить игровое королевство где-то на карибских островах, например, на Багамах. Сэр Гарри Оакс был достаточно публичной фигурой и очень часто высказывался категорически против игорного бизнеса, порочного и убийственного по его мнению.
21.
К сожалению, мало кому удавалось пойти против воли мафии. Изувеченное тело сэра Гарри Оукса было найдено в его собственном доме на Багамах. Причиной смерти стали многочисленные удары тяжелыми предметами, обезобразившими тело почти до неузнаваемости. В довершение всего убийцы пытались поджечь тело, а после неудачной попытки понатыкали в труп перьев из подушек, красочно демонстрируя свое отношение к противникам игрового бизнеса. Убийство так никогда и не было раскрыто, хотя очень долго под подозрением был муж дочки Гарри. Но, как оказалось, главные улики против него были сфабрикованы.
22.
А вот так выглядит нынче давно уже не действующая, но некогда самая первая шахта региона озера Киркленд. В 1912-м году участок был застолблен Гарри Оуксом и братьями Таф. Чтобы опередить конкурентов и застолбить участок, Гарри и братьям пришлось ночью в сорокоградусный мороз на снегоступах идти почти 10 км. Гарри Оукс был одет в пять пар штанов, чтобы не замерзнуть. Старатели-энтузиасты использовали свечи в жестяных банках, чтобы освещать себе дорогу и компасы в ночной тьме. Старания себя оправдали. Уже к 1913 году шахта заработала на полную и начала вырабатывать по 100 тон золотоносной руды в год. Шахта проработала 40 лет, в середине века выйдя на производительность пол-унции золота на тонну руды (понятия не имею, насколько это хорошо или плохо, но думаю, что показатель достаточно высокий, иначе о нем бы не писали).
23.
Ладно, хватит баек. Пошли смотреть, что представляет из себя нынешний современный Киркленд Лейк зимой. Увы, при 20-градусном морозе особо погулять не удалось. Также, увы, не везде и не всюду удалось попасть. Вот, к примеру, монумент, посвященный золотодобывателям. Вид сзади, так как спереди парковая аллея занесена полутораметровым слоем снега - подойти не было практически никакой возможности.
24.
Суровые жители Киркленд Лейка не боятся суровых морозов и предпочитают прогуливаться по улицам городка в сопровождении своих замотанных в кучу слоев одежды и зачем-то взгромоздившихся на велосипед питомцев. Пытливый читатель обращает внимание на работу местных хозслужб, чистящих даже такие отдаленные от цивилизации улочки.
25.
Интересная деталь: Киркленд Лейк славится как поставщик не только золота, но и... хоккеистов в НХЛ. В пересчете на душу населения Киркленд Лейк самый плодовитый га качественных хоккеистов город Северной Америки. По такому поводу в городе присутствует свой собственный музей северной хоккейной славы НХЛ.
26.
В Даунтауне я обратил внимание на разнообразие магазинчиков и салонов, предоставляющих всевозможные услуги и товары, казалось бы. нехарактерные для жителей промышленных маленьких городков. Салоны красоты для людей и собак, кружки пения, изобразительного искусства... Вот и целый гитарный магазин присутствует...
Интересную историю поведал мне владелец одного из двух в городе оптических магазинов (читай, кабинетов окулиста). Однажды он задумался, почему в Киркленд Лейке нет нормального спортивного магазина (не считая сетевого универсального вездесущего Canadian Tire), в частности веломагазина, в котором можно было бы собрать качественный велосипед из качественных запчастей. А потом он внезапно понял, что всего пару десятков лет назад такой магазин был, но владелец не очень успешно справлялся с бизнесом, поэтому помещение у него выкупил другой предприимчивый житель Киркленд Лейка. Этим жителем был отец моего собеседника. Выкупив веломагазин, он организовал на его месте кабинет оптометриста и магазин оптики. Теперь они вдвоем с сыном проверяют зрение кирклендлейкцев и продают им хорошие очки.
27.
Какой канадский город да без керлинг-клуба?
28.
Ну и конечно же, солярий!
29.
Во всем остальном городишко не многим отличается от сотен и тысяч других уютных канадских поселений - аккуратные домики...
30.
...церквушки...
31.
...церквушки-2...
32.
Снегоуборочные машины, вывозящие снег в спальные районы за пределы города.
33.
Видно, что владелец этого тракторика, отлынивал от уборки снега во время последних снегопадов.
34.
Средний (медианный) возраст жителей Киркленд Лейка - 45 лет. Последние годы город начал активную программу по привлечению в Киркленд Лейк туристов и новых жителей. Несмотря на откровенно промышленный профиль поселения, местным жителям не чужда любовь к современному искусству.
35.
36.
Ну и я был бы не я, если бы не упомянул про "канадскость" даже таких удаленных от цивилизации и откровенно забытых городков. Светофоры на немногочисленных перекрестках работают. Кнопочки для включения пешеходного перехода присутствуют...
37.
Глядя на эту фотку, можно подумать, что снегом завалено все по самые уши, и бедным жителям просто не удается зимой даже из дома выбраться, но...
38.
Любая лестница и ступенька очищена от снега...
39.
40.
В публичных зданиях обязательно присутствуют пандусы для того, чтобы люди на колясках имели возможность попасть внутрь. В этом плане размер города в Канаде не имеет значения: будь-то миллионник, будь-то деревня на вде с половиной семьи.
41.
Переходим к грустному. По вполне легко объяснимым причинам в последние десятилетия 20-го века город переживал не лучшие времена. Шахты стали закрываться из-за истощения ресурсов. Необходимость в рабочей силе значительно сократилась из-за автоматизации многих производств и изменения процессов добычи. Если в 1938-м году насление Киркленд Лейка составляло 26 тысяч, в 1971-м оно уже было 13,5 тысяч, ну и к 2010-му скатилось до 8,5 тысяч. Соответственно, бизнесы закрываются, многие дома простаивают пустые, разрушаются сами по себе или сносятся администрацией города. Вот здесь когда-то был боулинг. Сейчас уже нет.
42.
Некогда продуктовый магазинчик .
43.
Тут даже непонятно, заброшенное здание или еще работающее, но демонстративно не реконструированное.
44.
Очень интересная живая античная фотография. Кресге - это была очень крупная торговая компания, имевшая глобальную сеть магазинов (универмагов). Собственно, не стоит говорить о компании в прошедшем времени. В 1977-м году Kresge была переименована в Kmart, после чего из нее образовалась всеамериканская торговая сеть Sears. Получается, что в отдельных уголках Киркленд Лейка часы остановились более 35 лет назад...
45.
Вот такая получилась поездочка на север Онтарио в славный золотоносный городишко Киркленд Лейк. Не удержался и на обратном пути остановился у знакового для истории Киркленд Лейка места - деревушки с громким именем Свастика. В начале 20-го века тут была железнодорожная станция и, конечно же, золотоносная шахта, основанная буквально на пяток лет ранее кирклендлейковских приисков. Как многие прекрасно знают, корни этого символа не имеют никакого отношения к нацистам (которые просто позаимствовали знак). Поселение было названо таким образом, потому как в одном из аборигенных индейских диалектах этот символ и слово означают "хорошая удача".
Несмотря на неоднозначное значение этого знака (спасибо, дедушка Адик), многочисленные попытки изменить название поселения всегда встречались несогласием и протестами местных жителей, ценящих историю и истинное значение этого имени. Так ходят байки, что во время войны было принято решение о переименовании города в Уинстон (да, во имя Черчилля), когда министерство транспорта начало устанавливать новые дорожные указатели, жители города по ночам ломали их и устанавливали старые с указанием на город Свастика....
Так как в 1910-х тут была единственная на всю округу железнодорожная станция и поселение, именно отсюда вышли в свой снегоступный поход через минуссороковый ночной лес Гарри Оукс и братья Таф, о которых я рассказывал чуть выше. Таким образом, история замкнулась, а значит пора ставить точку.
46.
Точка.
Один день в Садбери<
Родина баскетбола. Алмонт
Эдмонтон
Два часа в Виннипеге
Чоп