Святая Розалия заступается за поражённый чумой Палермо. Художник: А. ван Дейк, 1629 г.
Понятно, что мало чего. В основном жизнь ухудшилась, что греха таить. Мир вкусил все прелести эпидемии: самоизоляцию, карантин, социальную дистанцию в полтора метра и маски, которые нужно менять каждый час (два часа?). А кроме этого высокую смертность, рост цен на продукты, экономический спад и неизменного его спутника - снижение уровня жизни.
От кого-то ушла жена, кого-то уволили, кому-то не повезло сильнее, и он вообще умер.
Циничные социологи, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь опросить или посчитать, помните, как они умоляли всех поучаствовать в переписи в самый разгар четвертой волны, потому что им очень нужно? Так вот эти самые исследователи задались вопросом: а есть ли в ковидной пандемии позитивные моменты? Так ведь не бывает, что все плохо. Обязательно должно быть что-то хорошо. Вы не поверите, но, действительно, позитивчик нашелся!
По традиции, хорошее искали в разных возрастных и социальных группах. Проверяли на вшивость детей, молодежь, рабочий класс (олигархов вычеркивали, если попадались), пенсионеров. Угадайте, у кого хорошего набралось больше всех? Ответ в конце текста, не скролльте не переключайтесь.
Итак, кому какое счастье привалило?
Дети на самоизоляции поменяли среду обитания. Теперь их непосредственным кругом (микросоциумом) стали взрослые: родители и бабушки с дедушками. В результате ребенок обучается эффективному взаимодействию именно с ними. Он учится соблюдать иерархию, перенимает хорошие манеры и правила поведения, под чутким руководством усваивает навыки самообслуживания. А кроме этого снимается вопрос конкуренции со сверстниками. С ним, в отличие от детсада, все хотят играть, кукол не отнимают, по голове ими не бьют, не обзывают, с качелей не стаскивают.
Снегири. Детский сад. Худ. Н. И. Ульянов. 1964 г.
Поскольку школу и детский сад отменили, пусть и на короткий срок, у ребенка стало больше свободного времени на игру и отдых. А еще дети волей-неволей начинают помогать по дому, участвовать в хозяйственной жизни, что ведет к большей самостоятельности. Плюс, они всегда под присмотром, а значит в безопасности. Бытовой травматизм во время эпидемии снизился, и это, безусловно, положительный момент.
Подростки и молодежь тоже выиграли в пандемию бонус дополнительного времени. Оно высвободилось, потому что отпала необходимость ездить (ходить) в школу и университет. Это время многие посвятили тому, чтобы попробовать новые хобби и занятия.
Положительных моментов у дистанционного образования, как ни бились социологи, так и не нашли. Качество обучения на удаленке снизилось в разы. Только самые волевые соблюдали дисциплину. Отдельные студиозусы даже добрали себе онлайн курсов и интенсивов. Но таких, конечно, единицы. В массе же дополнительное время молодежь потратила на болтовню в чатах и компьютерные игры.
Молодежь. Худ. А. Мэтьюс, 1917 г.
Круг общения молодежи в пандемию расширился. Появились новые виртуальные друзья, наладились связи с теми, на кого раньше не оставалось времени. Укрепились отношения с родителями! Запертые в четырех стенах отцы и дети вынуждены были искать точки соприкосновения, договариваться, искать компромиссы.
Для взрослых активных людей хороших моментов набралось очень мало. Перевод на удаленную работу (тех, кого получилось) не убавил, а прибавил хлопот. Люди стали меньше двигаться, как результат - проблемы со здоровьем. Дома их постоянно отвлекают, находятся дела, которые нужно сделать прямо сейчас, дети плачут, кошки орут, доставка работает из рук вон плохо. Увеличилось время на приготовление пищи и на уборку. Вся семья дома, приходится готовить что-то существенное.
Единственный положительный момент для работающих на удаленке - возможность заняться новым хобби, правда, только если оно не требует больших умственных и физических сил. Ведь это только кажется, что работать из дома не напряжно. На самом деле устаешь точно так же, да и начальство не стесняется нагружать, полагая, что ты и так хорошо устроился и дополнительный проект тебя не обременит.
Еще одно благоприятное следствие пандемии - укрепление семейных связей. В принципе, это универсальный бонус, который получили все социальные группы.
В рабочей семье. Худ. Н. А. Касаткин. 1890 г.
Пожилые люди пострадали от ковида сильнее всех. Особенно в социальном плане. Коммуникация уменьшилась до предела, а ведь это основное времяпрепровождение пенсионеров. Временные излишки некоторые потратили на домашние дела, а некоторые - с пользой, на освоение новых умений и навыков. Положительным моментом пандемии является все большее вхождение третьего возраста в цифровую среду.
Общаться с детьми и внуками и «выходить в свет» возможно в основном через Интернет. Поэтому старшее поколение осваивает Скайп и другие мессенджеры. Разобравшись с виртуальной средой, многие поняли, что в ней таится бездна возможностей. И в этом заключается благоприятная перемена, похоже единственная. В сети можно сходить в музей, на концерт, послушать гида на экскурсии и даже попутешествовать. «О дивный новый мир!» - как сказал один писатель, хотя имел в виду совсем не Интернет.
Пожилые мужчина и женщина. Худ. Э. Зампигхи. 1930-е гг. (?)
Подведя итог, социологи постановили, что лучше всех в пандемию чувствуют себя подростки и молодежь. Хуже всех - пенсионеры.
А вы как переживаете коронавирусный катаклизм? Есть ли позитивные моменты, или сплошной негатив?