Сдвиг парадигмы в современной России

Nov 20, 2021 22:00





Секретная парадигма бытия. Худ. Д. С. Ленков, 2014 г.

В скверно переведенной на русский книге Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» есть такое понятие как «сдвиг парадигмы». Уставший искать словарь переводчик так объяснил отечественному читателю значение термина:

Пожалуй, самым важным в нашем эксперименте является момент изменения, сдвига парадигмы, то, что можно назвать ощущением «Вот оно!» - когда кто-то наконец видит в комбинированной картинке новое изображение. Чем больше человек был связан изначальным восприятием, тем сильнее у него проявляется это ощущение - словно внутри зажигается какая-то лампочка.

Все предельно ясно, не правда ли?

Для тех кто все равно не понял,  дальше по тексту в качестве иллюстрации приводится душещипательная история. В переполненный вагон метро заходит гражданин со сворой детей и плюхается в изнеможении на освободившееся место. Дети, как водится, носятся, орут, пристают к пассажирам и ведут себя словно взбесившиеся. Автор книжки делает мужчине замечание, мол, утихомирьте своих отпрысков, вы что же не видите, они всем мешают. На что гражданин отвечает, что, наверное, и вправду нужно что-то сделать, только он не знает что именно... Они едут из больницы, где час назад умерла мать несчастных малюток, и он совершенно не представляет, как теперь с ними быть... У негодующего автора шок, тот самый сдвиг парадигмы и смена отношения к ситуации. Теперь он испытывает сочувствие к многодетному отцу и даже предлагает свою помощь.



В теории литературы «сдвиг парадигмы» - это новеллистическая концовка. Неожиданная развязка, эффект обманутого ожидания. Когда мы всю дорогу думали одно, а в конце нам подсовывают совершенно другое. Новеллу не стоит путать с очерком. От очерка она как раз и отличается тем, что в ней происходит сдвиг парадигмы, а в очерке нет. Блестящими примерами такого парадигмального скачка могут служить: «Шведская спичка» Чехова, «Рука» Мопассана, «Стук... стук... стук!» Тургенева.



Рука. Худ. А. Матисс, 1938 г.

Новеллистическая концовка, безусловно, возможна только при смене точки зрения или введении дополнительных обстоятельств.

Меня не покидает ощущение, что в последнее время в российском медийном пространстве, одна за другой вспыхивают именно такие истории-новеллы, которые производят в уме тот самый сдвиг парадигмы. Думаешь, это одно, а при ближайшем, вдумчивом рассмотрении оказывается совсем другое.

Одна такая новелла - история с внуком, который, переодевшись врачом, ухаживал за своей бабушкой в ковидном госпитале. Обычный мужчина, работяга, слесарь, если я ничего не путаю. Облачившись космонавтом (благодаря этому, как нам объяснили, ему удалось скрываться от настоящих докторов целых три дня) он пробрался в палату с лежачими больными, заснял на телефон бабушку, ее непоменяный памперс и собственный длинный монолог о том, какое безобразие творится в российских клиниках.

Попутно, он собрал свидетельские показания (уж не помню, записал их на камеру или только пересказал прессе) соседей по палате, которые жаловались на ужасный сервис, а вернее на его отсутствие.

После того как его раскрыли, внук написал заявление в Следственный комитет в своем городе. В истории не уточняется, с какой формулировкой: преступная халатность? оказание услуг ненадлежащим образом? Не знаю... СК не ответил, сославшись на загруженность, а может быть письмо попало в папку со спамом - неизвестно. Поэтому фиктивный врач отпросился с работы и пошел за обозом поехал в Москву сообщить о гнусностях врачей лично Бастрыкину. Попутно, в столице он успел пообщаться с журналистами.

Едва общественное мнение узнало, оно тут же возмутилось вопиющим случаем. «Убийцы в белых халатах», «залечили до смерти...», «молодец парень, пусть все видят, какой беспредел устраивают врачи...» - комментарии текли широкой рекой. История развивалась стремительно. Потерпевшего вдруг уволили с работы, бабушку выписали домой, врачам погрозили кулаком проверкой. Потом еще чуть-чуть пошумели и забыли.

Казалось бы, история банальная. Таких историй, скажем честно, у нас каждый день по десятку. А парень - все равно молодец. Не побоялся.



Умирающая. Валентина Годе-Дарел. Худ. Ф. Ходлер, 1915 г.

Ну это как посмотреть... Лично мне кажется, что дело тут совсем не то, какое нам показывают. Даже если допустить, что и бабушка - правда, и парень три дня тайно пробирался с упаковкой памперсов и физраствором в капельнице в палату и наводил там порядок. Но зачем же он лично поехал жаловаться в московский СК? На что он рассчитывал? Для привлечения внимания достаточно опубликовать видео на Ютюбе. Общественность в таких случаях реагирует очень быстро. Однако же, герой вместо этого зачем-то привлек силовиков. Он правда думал, что по его заявлению будут проводиться следственные действия? Вряд ли.

Мое мнение: история с бабушкой - хорошо спланированная PR-акция. Прежде всего для врачей. Ведь их не осудили, не наказали, даже дисциплинарное взыскание как на саратовских фсиновцев не наложили. А ведь могли бы! А все почему? Потому что следственный комитет - на их стороне. Теперь они знают, кого должны благодарить за спокойный сон и кусок хлеба.

Похожий случай произошел в Новых Ватутинках, где на отца с ребенком напали четверо. Понятно, что если бы напали на женщину, то она бы бежала и кричала, привлекая к себе как можно больше внимания. А здесь мужчина-герой, отставив сына в сторону, грудью бросился на четверых отморозков. Что там думать о спасении ребенка, когда нужно постоять за себя в неравном бою. Глава Следственного комитета, разобравшись в сложных мотивах, приведших к драке, рассказал потом, что эти четверо не просто хулиганы, а самые настоящие преступники. Потому что имели намерение убить парня до смерти. Слава Богу, тот отделался фингалом под глазом.



Драка в парке. Худ. А. В. Калимма, 2001 г.

В конце новеллы, как водится, выяснилось, что друг избитого совсем недавно (даже переодеться не успел) проходил по делу о мошенничестве. На признательном видео он рассказывает, как обманывал пенсионеров «ради получения денежных средств фирмы». Тот факт, что аферист, на которого заведено уголовное дело, на свободе и ходит в магазин за соком, полагаю, представляет и эту историю в несколько другом свете.

Такой же новеллистической по сути мне видится история с депутатом Рашкиным, который ночью поехал охотиться на лося, а кончил тем, что теперь стоит вопрос о снятии с него депутатской неприкосновенности. А еще случай с ректором Шанинки, которого отправили в СИЗО за ссылки в работе, оформленные по старому ГОСТу.

А вы попадали в истории со сдвигом парадигмы? Расскажите?

новелла, современность, сдвиг парадигмы, #осеньосень

Previous post Next post
Up