«Приразломную» доставили в Кольский залив

Mar 08, 2013 11:51

В конце 2010 года произошло уникальное событие для российского Севера. Впервые в Кольский залив прибыло столь грандиозное сооружение. Размеры морской ледостойкой платформы "Приразломная" сравнимы с одной из древнеегипетских пирамид. Вес конструкции более 100 тысяч тонн. В Мурманске нефтедобывающий комплекс будет окончательно достроен.



Нефтяную платформу изготовили по заказу ОАО "Газпром" специалисты производственного объединения "Севмаш" в Северодвинске.

- В строительстве было занято 5000 человек, более 30 подрядных организаций, десятки институтов, а также больше 100 поставщиков оборудования со всего мира, - говорит заместитель генерального директора "Севмаша" Валерий Бородин. - Российского в платформе немного, но наши предприятия смотрели, как она строится, и учились. В будущем такие платформы должны быть насыщены оборудованием российского производства.







Во время строительства были использовано много ноу-хау: работа с водостойкими сталями, подводная сварка, операции по погрузке крупногабаритных объектов. Конструкторы получили опыт общения с многочисленными поставщиками оборудования и 3D-проектирования.

За основу была взята норвежская буровая платформа. Российские мастера превратили ее в могучий комплекс по добыче углеводоров в суровых условиях Арктики. Платформе не страшны ни толстый лед, ни ураганный ветер, что уже было проверено во время ее транспортировки в Мурманск.





Перед специалистами стояла непростая задача - из акватории ОАО «ПО „Севмаш“, где были изготовлены основные элементы платформы: кессон, верхнее строение и жилой модуль, ее нужно было доставить на территорию 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Необходимость транспортировки платформы была связана с тем, что балластировку платформы нужно проводить в глубоководном незамерзающем Кольском заливе. Здесь платформа примет 130 тыс. тонн балласта, после чего ее осадка увеличится с 7,7 до 15,7 м. Глубины акватории порта, выводного и морского канала в Северодвинске для этого просто бы не хватило.



Из Северодвинска до Мурманска платформе предстояло пройти по морю около 450 миль или более 800 км. В операции по транспортировке этого многотонного сооружения принимали участие 6 мощных буксиров под российским флагом: транспортно-буксирное судно (ТБС) «EEMS», многофункциональное ледокольное судно «Владислав Стрижов», ТБС «Пасвик», ТБС «Нефтегаз 57», ТБС «Нефтегаз 61» и ТБС «Капитан Мартышкин». Буксировка такого крупного объекта, габаритная длина и ширина которого составляет около 140 метров, а масса (без бетонного балласта) - около 120 тыс. тонн, в России осуществлялась впервые.



Специалистам нужно было успеть доставить платформу до установления льда, поэтому времени было в обрез - интенсивное ледообразование в акватории порта Северодвинска начинается уже в середине ноября. Транспортировку было решено не переносить на весну, так как бетонирование платформы в Мурманске займет 1,5-2 месяца, примерно столько же времени потребуется на обсыпку бермы щебнем и каменной наброской для предотвращения размыва грунта уже после установки на точку бурения. По расчетам специалистов, за один навигационный сезон, до начала штормов и появления льда, осуществить весь объем морских операций, было бы невозможно.

Операция по буксировке платформы «Приразломная» началась 18 ноября 2010 года. Для швартовых операций и буксировки были задействованы 4 морских и 4 портовых буксира в порту Северодвинска. По выходу из канала к 4 морским буксирам присоединились еще два. Проект буксировки был разработан ФГУП «ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова», а подготовку «Приразломной» к морским операциям провели специалисты ООО «Газпром нефть шельф» совместно с ОАО «ПО „Севмаш“». Специалисты ООО «Газпром нефть шельф», а также ООО «Газпром добыча шельф» приняли участие и в самой транспортировке этого объекта.



До начала работ потребовалось получение разрешений на проведение морских операций от Российского морского регистра судоходства, администраций портов Архангельска и Мурманска, страховых компаний и Северного флота. Проведены были также работы по обследованию и подготовке акватории 35-го судоремонтного завода в месте будущей установки платформы.

Перед началом всех подобных операций - особенно в таких климатически неустойчивых регионах, как Белое и Баренцево моря - необходимо иметь долгосрочный благоприятный прогноз погоды - на 5-10 суток. Для получения максимально точного прогноза сводки получают не менее чем от трех независимых гидрометеорологических центров. Согласно полученным прогнозам, условия были подходящими для начала операции. Однако прогноз есть прогноз, а фактическая погода - фактическая погода.

На третьи сутки операции - 21 ноября, когда платформа находилась на выходе из горла Белого моря, погода резко ухудшилась. Ветер усилился до 15-17 метров в секунду, его порывы достигали 25 метров в секунду, и, предположительно, могли усилиться до 35 метров в секунду. Руководителем буксировки было принято решение об укрытии судов от шторма. Платформа и сопровождавшие ее суда легли на обратный курс. Платформу укрыли от ветра у берега Кольского полуострова в районе Кандалакши, и уже на следующие сутки, после ослабления ветра и получения благоприятных прогнозов погоды, участники операции вновь взяли курс на Мурманск.

Через пару дней произошла еще одна неприятность - у буксировочного судна ТБС «Нефтегаз 57» отказал двигатель, и ему пришлось выйти из состава буксировочного ордера. Однако помощи не потребовалось - 5 оставшихся буксиров, перераспределив тяговые усилия, с успехом продолжили транспортировку «Приразломной».

Через 9 суток после начала операции - 27 ноября - платформа прибыла в г. Мурманск, а 29 ноября была установлена на 10 якорных линий в районе 35-го судоремонтного завода.

морская ледостойкая платформа Прилазломн, Мурманск, ОАО «ПО „Севмаш», ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, ООО «Газпром добыча шельф»

Previous post Next post
Up