В моих велопоездках случился качественный скачок. В прошлом году я впервые в жизни совершил путешествие на велосипеде в другую страну, а в этом - съездил не только в другую страну, но ещё и с ночёвкой.
После прошлогоднего "международного велопутешествия по бурелому", о котором я рассказывал, мне захотелось получше посмотреть хорватский берег Дуная. Да, в прошлый раз я заехал в Хорватию на велосипеде, но пробыл там буквально несколько минут. Та поездка была однодневной, и время сильно поджимало. Поэтому я стал думать о двухдневной поездке. План был такой: выехать в субботу утром, заночевать где-нибудь в Хорватии, а на следующий день вернуться обратно другой дорогой. Моё внимание уже давно привлекал международный веломаршрут Евровело номер 6. Я не мог его не заметить, так как та самая велодорожка вдоль Дуная, по которой я бегаю трижды в неделю, является его частью. Причём этот маршрут имеет две ветви: одна идёт по сербскому берегу, а другая - по хорватскому. Для того, чтобы проехать по хорватской части маршрута, времени у меня оставалось немного: 4 августа у меня закончится шенгенская виза. Поэтому я решил во что бы то ни стало осуществить эту идею в июле. Что же касается сербской части, то у меня на неё тоже большие планы, но тут я во времени никак не ограничен.
В прошлом году я понял, что вполне могу ездить и при достаточно жаркой погоде, до +30 точно. Но это лето в Сербии оказалось невероятно жарким, июль перекрывает предыдущий рекорд почти на 2 градуса. Что такое рекордно жаркий июль в жаркой южной стране? Это значит, что +30, положенные по норме, были бы за счастье и воспринимались бы как прохлада. А в середине месяца почти всё время было далеко за +35, и при такой температуре я мог попробовать съездить куда-то недалеко (в прошлом году в такую жару я смог доехать до Лединачка jезера). Но точно о двухдневной поездке в соседнюю страну не было и речи. Причём, поскольку я уже давно не ездил на велосипеде так много, сначала мне было бы неплохо потренироваться, и съездить куда-нибудь поближе, на ту же Фрушку. Поэтому нужны были два викенда без безумной жары.
Я уже отчаялся и думал, что ничего не получится. Но всё-таки мне повезло. В субботу, 20 июля, немного похолодало. После +36..+38, которые стояли до этого, было всего лишь +32, да ещё и с облаками. И я решился доехать до Бешеновачка jезера. На этом озере мы были несколько раз в начале лета, приезжали туда на машине, когда она ещё была. От нас оно не так уж далеко, если по прямой. Но есть нюанс: оно по другую сторону Дуная и Фрушки. То есть надо перебраться через реку, потом подняться на 500 метров, потом спуститься метров на 400, а потом проделать всё это в обратную сторону. На машине дорога занимает около часа в один конец, а вот на велосипеде... Но я решил ещё немного усложнить себе задачу, и поехал не самой короткой дорогой, а совершил круг: сначала вдоль Дуная, потом поднялся одной дорогой на гору, съехал в сторону озера, а вернулся другой дорогой. Всего получилось 82 км. Вроде бы, и немного, но обратно я ехал в хорошем темпе, и своего добился: ноги потом побаливали. Не так много мышц, которые работают при езде на велосипеде и не работают при беге, но они есть. А мне нужно было подготовиться к следующей поездке, так что загнал себя на обратном пути я как следует.
Получилось это даже не специально. В тот день в Сербии ожидались грозы, поэтому я время от времени поглядывал на радар и в канал Nevreme. Одна из гроз зародилась в Хорватии и должна была накрыть тот район, где я был, примерно в 17:30. После прошлогодних суперъячеек шутить с сербскими грозами желания у меня не было никакого. Я прикидывал, где бы я мог в случае чего спрятаться, и у меня получалось, что на Фрушке вариантов как-то немного. Тем более, с металлическим велосипедом. Под одиноко стоящим деревом - не вариант, просто в лесу - тоже не вариант, так как всё может завалить. Ехать по открытой местности - тоже плохое решение, а хороших и не было. Поэтому я решил, что к этому времени нужно с горы съехать хотя бы в Беочин, а в городе, конечно, найти укрытие гораздо проще. Вот я и торопился. Когда я доехал от озера до вершины Фрушки, время было 16:38. И тут я понял, что могу попробовать успеть на паром в 17:00. Тем более, что если будет гроза, то паромы ходить не будут, и мне придётся очень далеко ехать до моста, а потом обратно. И я успел! Съехал с горы за 22 минуты. А там то ли 15, то ли 17 км. Можно посчитать, какая была средняя скорость, но там ещё 3.5 км в конце ехать по равнине, так что на спуске было больше 50 почти всё время.
Самое интересное, что грозы так и не случилось. Она меня каким-то чудом "перепрыгнула". Сначала развалилась, а потом снова загремела, но уже восточнее. Так что мог не торопиться, но зато прокачал ноги и получил незабываемые ощущения :)
С прогнозом на выходные, когда я собрался в Хорватию, было всё не так весело. В воскресенье было слишком жарко, снова +37. И тогда я решил договориться поработать в воскресенье за пятницу, а поездку сдвинуть на пятницу-субботу, где температуры были более терпимые. Сначала я хотел ехать только по Евровело: туда по хорватскому берегу, а обратно - по сербскому. И я до самого последнего момента рассматривал это как рабочий вариант, но потом понял, что так всё-таки не получается. Найти ночлег можно было только либо в Вуковаре, либо в Осиеке. Из обоих этих городов маршрут на второй день получался около 150 км, потому что он идёт вдоль Дуная, а Дунай петляет. В конце концов, я решил ночевать в Вуковаре, а обратно ехать по сербскому берегу, но короткой дорогой. Конечно, той дорогой я уже ездил, и это было не так интересно, но зато запредельные 150 км превращались во вполне реальные 100. Тем более, что 100 км по жаре +33 - это тоже не так мало, особенно когда перед этим в предыдущий день уже проехал 80. В общем, скорректировал маршрут, исходя из своих возможностей, и думаю, что это было правильное решение. А сербская часть маршрута от меня никуда не убежит.
Кроме того, что эта велопоездка с ночёвкой была для меня уникальна, уже очень давно (с 2006 года) я не путешествовал один. С одной стороны, в любую поездку полагается брать чемодан вещей. С другой, всё это придётся везти на себе два дня. Плюс обязательные 2 литра воды и фотоаппарат. А ведь велорюкзака у меня нет! В итоге решил никакую запасную одежду вообще не брать, еду купить на месте, а взять с собой только зубную щётку, бритву да яблоки для перекуса на первый день. Ну, конечно, паспорт, деньги и телефон. Ночёвка обошлась мне в 34 евро, и это была очень хорошая цена за чудесную квартиру с видом на Дунай. Плюс 17 евро на еду: в Хорватии она немного дороже, чем в Сербии, но и в Сербии я бы эти 2 дня точно что-то ел. Плюс пришлось заплатить Yettel за целую неделю роуминга. Возможно, в этот раз было выгоднее связаться с российским МТС.
Выехал в пятницу я примерно в 10:30 - для меня это достаточно рано. В начале пути я почти не делал остановок, поскольку ехал по местам, избеганным и изъезженным десятки раз. Первую остановку хотел сделать на пляже в Челарево, но... не узнал его. Дело в том, что в последний раз на этом пляже я застал бурелом, а за год все деревья убрали, и место преобразилось до неузнаваемости. Когда я понял, что проехал, возвращаться уже не стал. Но следы прошлогодней бури всё-таки были отчётливо видны во многих местах: высаженные ровными рядами рощицы кое-где всё ещё лежали почти горизонтально. Напротив одной из них я остановился, чтобы сфотографировать и попить воды.
До границы оставалось совсем немного, и примерно в 12:30 я уже подъехал к мосту. И сербы, и хорваты на этот раз проявили полако и не задали мне вообще никаких вопросов. Да и очереди почти не было, а несколько машин я просто внаглую объехал. Никто особо не возмущался, и на всё пересечение моста я потратил не намного больше времени, чем если бы никакой границы вообще не было.
Поняв, что у меня ещё много времени, а половину пути на этот день я уже проехал, я решил остановиться и посмотреть город Илок. Его крепость возвышается над Дунаем и видна с моста. Когда мы с Матвеем ехали в Венецию, мы тоже хотели туда попасть, но не нашли, где припарковаться. С велосипедом всё было гораздо проще. Привязал его и пошёл гулять пешком. Посмотрел на Дунай с высокого берега, зашёл в местный собор. Вокруг - ни души. Нашёл памятник, на котором увидел русские имена. Оказалось, что это памятник советским воинам, освободившим эту землю от фашистов. И список имён там был очень длинный.
Еду дальше. Хорватский берег - это продолжение Фрушки, он высокий, и периодически приходилось подниматься в гору или съезжать с горы. Набор высоты в этот день получился приличный. В целом, у Хорватии с Сербией больше сходств, чем различий. Если остановиться где-нибудь и посмотреть пейзаж в этой части страны, то, чаще всего, невозможно будет сказать, Хорватия это или Сербия. Такие же поля, холмы, точно так же течёт Дунай, да и дома такие же. Дороги, конечно, заметно лучше и всё как будто немного более аккуратное. Религия другая: вместо православных церквей католические соборы. Но во всём чувствуется, что это та же Воеводина, и у этих земель большое общее прошлое.
Но быстро я увидел и нечто другое. Всюду стоят памятники жертвам войны. Не Второй Мировой, а войны, которая случилась здесь в 90-е годы при распаде Югославии. Именно в этих местах происходили наиболее кровопролитные сражения сербов и хорватов. А Вуковар, где я остановился на ночлег, вообще имеет страшную историю. Там и трёхмесячная осада была, и массовое уничтожение людей. Я видел старое здание вокзала, наполовину разрушенное и иссечённое пулями. И всё это было, по меркам истории, совсем недавно. Тысячи людей могли бы быть до сих пор живы... Но, с другой стороны, для них всё это уже позади. Теперь на этой земле мир. А в той стране, откуда я уехал, всё это происходит прямо сейчас. Уже погибло в несколько раз больше людей, чем в сербско-хорватской войне, и главное, что никакой надежды на скорое окончание этого ужаса так и нет. Конечно, всё проходит, пройдёт и это. Когда-нибудь и на той земле будет мир, и там тоже поставят памятники... Вот только жизнь - одна, и людей уже не вернёшь.
С такими мыслями я ехал всё дальше по Хорватии. Особо не торопился. Остановился в деревне Мохово, где, как я понял, нашли мамонтов, похороненных во время оледенения. Оказывается, оно было даже на этой широте! Посреди относительно прохладного дня с 30-градусной жарой трудно было поверить, что на этом месте когда-то была многолетняя мерзлота. И совсем недавно, по меркам геологической истории планеты. Всего несколько десятков тысяч лет назад. Вот так сильно изменился климат.
Уже к 17 часам я приехал в Вуковар. Он оказался милым городком. Меня удивило, что по Дунаю туда-сюда сновали лодки, движение было довольно интенсивное. Прямо при мне от пристани отошла моторка и помчалась к противоположному берегу. Как будто никто не парится о том, что здесь граница. Получается, можно просто сесть на моторку и высадиться на сербский берег? Напротив города с сербской стороны находится лес, но какие-то небольшие строения тоже просматривались. И ведь не просто граница, а граница ЕС и шенгенской зоны между странами, которые совсем недавно воевали друг с другом. Неужели она совсем никак не охраняется? Мне, привыкшему к тому, что погранзона начинается за 50 км до границы, было очень странно это видеть.
Добрался до своей квартиры, привязал велосипед, принял душ и пошёл гулять по городу пешком. Всё-таки для меня было странно, что я в другой стране, приехал сюда один и на велосипеде. Рядом был вокзал, я зашёл туда, посмотрел расписание поездов. Оказалось, что из Вуковара ходит ночной поезд до Сплита, который на море. Правда, возможно, сейчас он ходит от другой станции в связи с ремонтом путей - тут моего сербско-хорватского было недостаточно.
В этом городе меня поразило количество муралов. Больше всего мне запал в душу один. Видимо, самый известный, потому что его я потом увидел на обложке брошюры, которая лежала в квартире. Обычно Высший Разум мне делает намёки, а я их по-своему трактую. Но тут получилось так, что он со мной заговорил... Потому что, подойдя поближе, я увидел основную идею этой картины, написанную словами. И это было, с поразительной точностью, то, о чём я много думал в последнее время. "Home is where your heart is"... Вот не просто же нарисовали, а ещё и пояснили мне, непонятливому. Вроде бы такая простая и банальная мысль, но почему-то именно её мне не хватало. Я стоял посреди чудесного Вуковара. Солнце клонилось к Дунаю. Передо мной была стена дома с замечательной картиной. Я собирался идти домой. Но это был не мой дом. И там, куда я вернусь завтра - тоже не мой дом. Мой дом далеко отсюда, и я там буду нескоро. Но это так, и ничего с этим не сделать. Всю правдивость этих нескольких слов я ощущаю последние два года.
Потом быстро стемнело, и над противоположным сербским берегом и лесом взошла луна. Небо было ясным и звёздным, я любовался этим видом сидя на балконе. В квартире была даже гитара, и я бы с удовольствием на ней поиграл, но подумал, что уже поздно, и я могу кому-нибудь помешать. Когда у меня кончится виза, попасть в Вуковар я уже не смогу, но увидеть его смогу с того берега. И полюбившийся мне мурал, наверное, тоже будет оттуда виден. Посмотрим.
Как обычно, на ночь был выбор, открывать окно или включать кондиционер. Я выбрал второе. Кондиционер ужасно шумел, но это был "белый" шум, который спать особо не мешает.
На следующее утро я оставил на столе деньги хозяевам и двинулся дальше. Стало заметно жарче, чем накануне. Как и в первый день, утром, пока были силы, я делал мало остановок и доехал сразу до моста. Очередь была большой, но я её снова объехал. Как ни странно, на этот раз пограничники стали задавать мне вопросы. Первые два вопроса я понял и ответил, а вот третий не понял и не ответил. Потом я подумал, что, наверное, пограничник не нашёл нужного штампа и спрашивал, когда я въехал в Хорватию. Сначала мне показалось, что он куда-то звонит, но он, не дождавшись моего ответа, поставил штамп и отпустил меня. Я, уже традиционно, сфотографировался на мосту через Дунай, который был точно таким же, как в Бачке Паланке, только длиннее. И рядом ещё шёл железнодорожный мост, но мне кажется, что по нему поезда сейчас не ходят. А вот сербская пограничница сообщила мне, что у меня кончился ВНЖ и спросила меня, живим ли я у Србии. После этого спросила что-то ещё, и тоже, не дождавшись моего ответа, поставила штамп. Не могу понять, почему они так интересуются ВНЖ, ведь и без него никаких причин меня не пустить у них нет, ведь, в отличие от Хорватии, виза в Сербию не нужна.
Прямо напротив таможни находился стенд с картой 6-го веломаршрута. На этот раз я окончательно попрощался с Хорватией. В соответствии с тем, что было написано под указателем, я старался не грустить о том, что это закончилось, а радоваться тому, что это было. Правда, на указателе это было написано про Сербию :) Не грустить получалось плохо. Два года назад было большой удачей, что мы смогли получить эти визы. Были бы готовы к тому времени новые паспорта, получили бы их на 5 лет... Но и за 2 года мы побывали в огромном количестве интересных мест, дважды проехали всю Европу на машине, я пробежал афинский марафон, мы были на Мальте, на Кипре, слетали на Канары, дважды съездили в Венецию и много раз были в Хорватии. Спасибо финнам за этот кусочек старого мира, в котором можно было ездить, куда хочешь, и который, волею судьбы, был с нами на два года дольше, чем у других людей. Теперь - всё. Последний штамп в старом паспорте поставлен, и нужно искать другие возможности для путешествий.
Как минимум, я решил, что надо постараться проехать весь этот веломаршрут в пределах Сербии. Благо, 600 км. Есть, где развернуться. Но вот именно в этот день поехать обратно этим маршрутом у меня не получалось. Даже если ехать самой короткой дорогой, до финиша было ещё больше 60 км. Высокое южное солнце ещё только поднималось, а стоять было уже нестерпимо жарко. Всё-таки +33 градуса. Я должен был экономить силы и воду. И постараться не перегреться. Вдоль Дуная получалось 120 километров. Очень жаль, но в этот раз - никак.
Дальше я целый день ехал по Сербии уже знакомой дорогой: в прошлом году уже проезжал здесь. Ветерок был встречным, он немного мешал ехать, но одновременно хоть как-то обдувал. Дорога проходила по бесконечным полям без намёка на тень. Я решил, что буду останавливаться и отдыхать в тени в каждом населённом пункте, которые попадались каждые 5-10 км. Так я добрался до Бачки Петровца. Там я сделал остановку побольше, зашёл в магазин, купил какой-то напиток и мороженое. 3 литра воды, взятые с собой, уже почти кончились...
Тем временем, солнце стало опускаться. Всё длиннее становились тени, и уже не так припекало. Последняя остановка всего в 7 км от финиша, в Руменке. В битве меня с жарой я победил. Солнце отступило, склоняясь к горизонту, а я подъехал к дому. В тот день я проехал около 100 км при рекордных для меня +33. Правда, влажность была очень низкой, и это помогало. А ещё из-за низкой влажности небо в эти дни приобрело мой любимый насыщенный цвет. Как будто стоял не жаркий день южного лета, а мартовский день, в который когда-то очень давно я родился там, где до сих пор мой дом и моё сердце.
Моё путешествие было закончено. Казалось бы, какой смысл в том, чтобы потратить кучу сил и переместиться из точки А обратно в точку А? Но почему-то не могу я жить без этого. Зачем это мне, сам не понимаю. Но невыносимо сидеть в четырёх стенах, когда вокруг огромный мир. Может быть, мне нужно видеть что-то новое, чтобы в голове появились новые мысли? Или "длинной серой ниткой пройденных дорог штопаю ранения души"? Может быть, хочется испытать себя? Но я точно знаю, что пока я путешествую, я живу. И за мной остаются два моих следа. И отчёты. И, значит, живу не бесследно.