"От Питера до Москвы" по-сербски.

Sep 04, 2023 21:25

Я уже давно заметил, что можно провести аналогию между двумя крупнейшими российскими и сербскими городами. Они даже расположены примерно так же: Нови-Сад располагается к северо-западу от Белграда, как и Питер от Москвы. Я уж не знаю, может ли претендовать Нови-Сад на звание "культурной столицы" Сербии, но наших людей тут очень много и, скажем так, они далеко не самые плохие представители российского народа.





В России путешествие от Питера до Москвы можно проделать на поезде, можно на машине. Даже из окна поезда отчётливо видно, насколько сильно отличается остальная Россия от столиц. Выражение "за МКАДом жизни нет" вполне имеет смысл. Жизнь, конечно, там есть, но километрах в 300 располагается такая глушь, которую даже жителю Ленобласти представить сложно. Я в этом не раз убеждался, путешествуя по России на машине (и отчёты о всех этих поездках есть).

Поскольку Сербия намного меньше России, то и расстояние между "столицами" тоже меньше. И, чтобы добраться из Нови-Сада в Белград, достаточно велосипеда. По крайней мере, мне. Перед этой поездкой я много раз проезжал между этими городами на поезде и машине но, конечно, погрузиться в этот мир на велосипеде можно гораздо глубже.

Как я и ожидал, Сербия оказалась гораздо более однородной. Поскольку мне всегда хотелось жить вдали от цивилизации, но с удобствами, меня всегда бесило, что в России цивилизация заканчивается, как только ты пересекаешь границу Питера или Москвы. В каком-то смысле, Ветерник, где я сейчас живу - это аналог Грузино. Это тоже пригород второго города страны, но тут с инфраструктурой намного лучше. Ну а если чего-то нет, то проехать несколько километров до центра города вообще не проблема. За последние два месяца, пока я тут живу один, я не пользовался ни машиной, ни общественным транспортом. Велосипеда вполне достаточно, особенно учитывая, что плохая погода тут бывает пару часов в год во время прохождения суперъячеек, как было в этом июле. А всё остальное время погода, по моим меркам, хорошая.

Но вернёмся к моей поездке. Идея поездки пришла мне 3 недели назад, но я всё ждал, когда будет хотя бы ниже +30. Потому что в +38 я могу съездить, например, на Фрушку искупаться в озере, но для поездки в другой город по полям под палящим солнцем такая жара не очень подходит. В эти выходные по прогнозу было +29, но по факту всё-таки разогрелось до +31. Я уже привык к жаре, и могу ехать на велосипеде при такой температуре спокойно. Жарко становится только во время остановок, потому что перестаёт обдувать встречный ветер. Но всё равно останавливаться пришлось каждые 10 км чтобы попить воды. Её у меня было с собой около 3 литров: 2 литра в рюкзаке в специальной канистре, из которой можно пить через трубочку, и ещё литр во фляге на велосипеде. И почти всё я выпил. Думаю, если бы не это, я мог бы проехать гораздо быстрее. Но, впрочем, времени мне всё равно хватило.

Komoot проложил мне маршрут, который примерно половину времени шёл по дороге с машинами, где часто не было обочины. К сожалению, по-другому было никак не проехать, или пришлось бы сильно удлинять маршрут. Один раз даже попал в пробку, которую было нельзя объехать по обочине из-за её отсутствия :) В конце концов, решил ехать по встречке, а когда попадались встречные машины, от них прятался между машинами, стоящими в пробке. Зато другая половина маршрута проходила по очень приятным второстепенным дорогам, с асфальтом, но почти без машин. Одна из таких дорог была помечена на карте как "bad road". Действительно, асфальт там был весь в трещинах. Наверное, его не ремонтировали уже лет 30. Но ехать всё равно было вполне можно, хотя и трясло, как на грунтовке. В России бывают дороги намного хуже :)

Хотя это совсем не очевидно, между Нови-Садом и Белградом находится Фрушка. Железная дорога проходит под ней в туннеле, а автострада - по тому высокому мосту, к которому я ездил в прошлый раз. Если же ехать на велосипеде, то вариантов нет: надо забираться в гору, а потом с неё съезжать. Правда, эта восточная часть горы не самая высокая, но всё-таки метров на 200 подняться пришлось, а общий набор высоты за поездку составил 427 метров. Впрочем, это мне делать тоже уже много раз приходилось.

Ещё в этом путешествии я проехал часть международного веломаршрута номер 6 от Атлантики до Чёрного моря. Указатели мне периодически встречались, но не совсем понятно, проходит ли этот маршрут по тем автомобильным дорогам или как-то их обходит. Велосипедисты мне встречались много раз.

Большая часть маршрута проходила среди бескрайних полей. Изредка попадались населённые пункты, которые были вполне похожи, например, на наш Ветерник или Футог. Примерно такие же дома, есть собор, школа. Стара Пазова и Нова Пазова вообще оказались городами, между ними была даже велодорожка и примерно посередине большой торговый центр. В любом случае, ощущения заброшенности и вымирания сельской местности в Сербии точно нет. Сербия - аграрная страна, у них великолепная земля и климат, и продукты они делают очень хорошие. Всюду трактора, комбайны - в общем, жизнь кипит.

















В конце концов, я доехал до окраин Белграда, перекусил яблоками и написал Ане, что хочу заехать в гости. Они ответили не сразу, но к тому моменту, когда я проезжал мимо, мы успели договориться. Что было очень кстати: я немного передохнул, попил чаю и фруктов и пополнил запасы воды, которые к этому времени уже кончались.

Пока я был в гостях, солнце стало клониться к закату, и я сразу почувствовал, насколько легче ехать вечером, когда прохладнее. Сразу бросилось в глаза то, что мне говорила Маша ещё в прошлом году: в Белграде совсем другое отношение к велосипедистам. В том районе, где я ехал (Нови Београд) есть велодорожки, вот только люди ведут себя совсем иначе. В Нови-Саде можно гнать по велодорожкам хоть 30 км/ч, и это будет безопасно. Никто по ним не гуляет, а если переходят велодорожку, то обязательно смотрят, не едет ли кто. В Белграде, увы, всё больше похоже на Питер (хотя и не настолько плохо, конечно). Люди идут по велодорожке, смотрят при этом в телефон. Успел я заметить и другое отношение со стороны водителей. На одном из светофоров я не успел переехать улицу под зелёный и вторую половину переезжал уже под красный. Какой-то водитель в машине с открытым верхом потом долго ехал рядом со мной и пытался что-то втолковать. Видимо, ему не хотелось ждать и меня пропускать.

А конечным пунктом моей поездки был офис и отель "Краун Плаза". Теперь я могу всем говорить, что доехал от дома до офиса на велосипеде :) Ну а Краун Плаза просто вызывает ностальгические воспоминания (удивительно, но уже и здесь такие есть) о первых днях, проведённых в Сербии.







Всего у меня получилось 95.75 км. Общее время поездки - 8 часов 7 минут, с учётом всех гостей и перекусов. Чистое время в движении - 5 часов 29 минут. Средняя скорость 17.7 км/ч. Это не самая длинная моя поездка, но с учётом того, что мне пришлось ещё ехать от поезда до дома, в тот день я всё-таки поставил личный рекорд по самому большому расстоянию, преодолённому на велике за день (103 км).

На самом деле, для поездки на велосипеде 100 км - это не так уж много. В беговом чате я иногда читаю сообщения, что кто-то собирается проехать эти 100 км во время вечерней прогулки. Так, часа 4 педали покрутить. Для меня по ощущениям это примерно как пробежать полумарафон. Чтобы устать, как после марафона, мне нужно было бы проехать раза в 2 больше. Но тут всё упирается в то, что мне уже тупо не хватает светового дня. Или надо выезжать в какие-нибудь 7 утра, а не в 11:30, как было в этот раз. Но вот эти ранние подъемы я ужасно не люблю, так что и все местные беговые активности проходят мимо меня. Я бы с удовольствием пробежал, например, фрушкогорский трейл, но старт там в 8 утра. А в такое время куда-то бежать я пока не готов. Хотя, в плане подготовки к марафону, где старт тоже в 9 утра, чувствую, всё-таки придётся сделать последнюю длительную тренировку с утра пораньше. Удивительно, но ранний подъём меня пугает едва ли не больше, чем сам марафон. То есть, встать я, конечно, смогу, но надо же при этом ещё и в хорошей форме быть, чтобы этот марафон пробежать, а не клевать носом со слипающимися глазами...

Ну а моя семья в тот день тоже участвовала в спортивном мероприятии - "Бегущий город Мурино". Даже бабушку привлекли, а Матвей прошёл весь маршрут с тяжёлым рюкзаком, и ныть начал только в самом конце. Я всё больше скучаю, и мне жаль, что мы не можем куда-то пойти вместе. Ну ничего, уже совсем скоро мы снова воссоединимся. Будут ещё и "Бегущие города", ближайший в Белграде. А пока я тут один, у меня появилась ещё одна идея, куда можно съездить :)








Велосипед

Previous post Next post
Up