"Здравствуйте, хмурые дни! Горное солнце, прощай!" Вот и мы побывали в этом необыкновенном крае, который вдохновил Юрия Визбора на написание одной из самых известных туристских песен. Вообще, я всегда удивлялся, насколько в его песнях всё кратко, точно и просто. О вещах, которые всегда вызывают целую бурю эмоций, он написал так, что невозможно сказать лучше, даже если добавить ещё 10000 слов.
Хотя это была поездка на юг, в то же самое время, что и в прошлом году в Крым, и даже на чуть более южную широту, по погоде эти поездки отличались, как лето и зима. Если в Крыму мы всё время ходили в футболках, в том числе и в горах, купались в тёплом море, а дождь пошёл только в день отъезда, то поездка на Кавказ началась со снега в первый же день. Ещё я заметил, что деревья там были практически в том же состоянии, что и в Питере: почти все уже сбросили листья, кроме отдельных. Регулярные заморозки по ночам, чего у нас пока ещё нет. Но зато там есть то, чего нет у нас: яркое и достаточно высокое солнце. Думаю, я очень сильно удивил бабулек, которые жили в нашем доме, когда утром, на следующий день после снегопада, вышел во двор загорать. И ведь солнце реально грело, и было совсем не холодно, несмотря на околоноль на улице. Но стоило ему спрятаться, например, за гору, как мороз пробирал, несмотря на несколько слоёв одежды.
В Кисловодске очень красивый парк, в котором, в отличие от совсем небольшого Мисхорского парка, очень хорошо заниматься спортом, а особенно ходьбой и бегом. Масса промаркированных маршрутов разной сложности. Правда, на развилках часто нет указателей, и непонятно, куда идти / бежать дальше. Только после того как нужный столбик не встретился в течение какого-то времени, понимаешь, что побежал не туда. Но всё-таки мне удалось взбежать на высшую точку парка с набором высоты примерно 400 метров и длиной маршрута 5500 метров. А через пару часов после этого мы все вместе доехали туда на канатке.
Во все дни, кроме первого, было ясное небо и идеальная видимость, и Эльбрус лежал перед нами, как на ладони. На второй день мы взяли машину и подъехали к нему поближе. Хотели доехать до Джилы-су, но прокатная компания запретила нам туда ехать, обосновав это тем, что дорога туда слишком крутая и опасная, тем более после выпавшего снега. Так что доехали только до Долины Нарзанов. Там погуляли по парку и набрали воду из разных источников.
А вот в Домбай, хотя он находится и в самой середине Кавказского хребта, дорога оказалась прямой и относительно простой. Она просто плавно поднимается вдоль речки. Мне почему-то всё время хотелось перевалить через хребет и спуститься к морю. Или хотя бы увидеть его. Но тропинок, позволяющих это сделать, нет. К тому же, там погранзона. На кой чёрт она там, если в Абхазию можно совершенно спокойно попасть легально, мне не понятно. Видимо, нечем занять наших пограничников. Но они там действительно есть (правда, не всё время), и могут иногда даже не пускать в погранзону без пропусков, если поссорятся с егерями (вероятно, когда не поделят деньги от туристов). Вход в заповедник стоит 200 рублей с человека.
На канатке из Домбая можно подняться на гору, противоположную главному хребту, он он зато оттуда прекрасно виден. Канатка поднимает на высоту 3100 метров (сам посёлок находится на 1600). Наверху можно погулять и подняться ещё чуть-чуть выше. Что мы и сделали. Провели на горе несколько часов. Вроде бы, никаких неприятных и даже необычных ощущений не было, высота совсем не чувствовалась. Может быть, при подъёме в гору приходилось немного чаще дышать. Я даже разделся и минут 10 позагорал, а дети прорыли какие-то норы в снегу на краю тысячеметрового обрыва.
Ещё из достижений - я километра три пронёс Злату на плечах. Весит она уже давно за 30, так что это то ещё развлечение, особенно по горным тропинкам. Но иначе нам было не успеть на подъёмник, который закрывался в 17:00. Интересно, что чисто физически я могу пока её нести спокойно, и даже быстрым шагом, почти бегом. Но вот шее очень некомфортно. Похоже, нужно вспоминать про детские рюкзаки, хотя вряд ли они существуют такого размера :)
С прокатом в этот раз было всё нормально, хотя получилось дороговато. Не очень понравилось, когда при сдаче пришлось доказывать, что царапина на машине была ещё до меня. Вообще не понимаю этого внимания к царапинам. Вы покупали машину, чтобы сдавать в аренду и ездить по горным дорогам, или чтобы выставлять в музее? Ладно ещё, если бы что-то было разбито, тогда понятно... И если уж вам так важны царапины, то запоминайте их сами, а не заставляйте клиентов снимать видео.
Понравилась в этот раз пунктуальность обеих авиакомпаний. Туда летели "Смартавиа", обратно - "Победой". Обе бюджетники, так что, наслышав о том, как щепетильно они относятся к габаритам багажа, я даже взял с собой другой рюкзак, поменьше. Хорошо, что у нас получилось мало вещей. Не взяли ничего лишнего, и намного меньше времени уходило на сборы. Пожалуй, это была чуть ли не первая поездка, когда сборы в дорогу проходили за разумное, с моей точки зрения, время. А главное - оба самолёта вылетели точно по расписанию! Вот уже не помню, когда такое было в последний раз. Обычно к моменту вылета, в лучшем случае, открывают выход к самолёту, а потом он ещё час стоит и ждёт непонятно чего.
Что ж, погреться в этот раз не удалось, но зато мы увидели много красивого и интересного. Да, и кстати, это была первая наша поездка, в которой Злату ни разу не укачало! Хотя были горы, серпантины и самолёты. В самолёте обратно она вообще сидела с Матвеем, отдельно от родителей.
Я решил, что в 2022 году я буду писать книгу по метеорологии. Нужно откуда-то взять на неё время. Я не могу пожертвовать работой, не могу также отказаться от метеообзоров, слишком много уже людей их читают и ждут. Поэтому придётся писать книгу вместо отчётов о путешествиях. Но я надеюсь, что вместо меня их напишет Матвей. О летней поездке по России я ещё допишу сам, а отчёт об этой поездке на Кавказ уже придётся писать в следующем году Матвею. Думаю, ему это будет полезно. Он умеет неплохо писать тексты, и это умение ему нужно развивать, потому что в жизни оно точно пригодится. Надеюсь, что он не подведёт.