На прошлой неделе я был в отпуске, поймал-таки неделю хорошей погоды в этом июле. Планировалось провести этот отпуск на даче, но мы всё-таки не выдержали и устроили небольшую, на два дня, поездку в соседнюю Карелию. Поводом, привлекшим моё внимание, был
вот этот пост Перископа о поезде под паравозом, который этим летом стал ходить между Сортавалой и Рускеалой. Это уже не первый паровозный поезд в России, есть ещё из Бологое в Осташков, но до этого добираться куда ближе, да и парк тоже хотелось посмотреть. Ещё мне было бы интересно проехаться на "Ласточке" по линии Выборг-Каменногорск-Сортавала, и мы долго думали, как бы нам организовать эту поездку. Но, в итоге, от "Ласточки" пришлось отказаться, так как она выезжает из города в 6 утра, и нам туда попасть с дачи вместе с детьми в такое время было проблематично. Реальным вариантом было добираться до парка на машине, где-то около него ночевать, днём гулять по парку и смотреть на паровоз, а вечером возвращаться домой. Можно было также проехаться на поезде всем, кроме меня, потому что кто-то должен был довести машину до Сортавалы. Мне было не очень принципиально именно ехать на поезде. Я, скорее, хотел посмотреть на него со стороны, а не из вагона. Это у меня получилось. Парк мы тоже посмотрели неплохо. Не обошлось и без традиционной ложки дёгтя, но об этом - чуть дальше.
Маршрут у нас получился вот такой:
Чтобы Злату меньше укачивало, решили делать побольше остановок. Сначала остановились в Лосево. До Лосево от нас теперь идёт четырёхполосная дорога, и как раз там она превращается в двухполосную. Вообще, по сравнению с далёким уже 2007 годом, когда я с
chepollina ездил вокруг Ладоги, дороги стали лучше просто на порядок. Грунтовки уже вообще нигде нет, во многих местах дорогу спрямили. Остались отдельные извилистые участки, но и нам этим активно работают. Уже сейчас до Сортавалы можно доехать часа за 3-4, а ведь тогда, в 2007-м, это был целый квест.
Итак, по автостраде мы быстро домчались до Лосево, и там сделали первую остановку. Специфичность этого места бросается в глаза сразу.
Теперь есть и какой-то пешеходный маршрут. Вообще, хорошее впечатление от этой поездки заключалось в том, что туризм в России начинает понемногу просыпаться от спячки. Во многих местах пытаются сделать это занятие более удобным и привлекательным, и это - хорошо.
И вот - мы у порога. Слева - старый железнодорожный мост, а справа построили ещё один новый, двухпутный.
Интересно, что при параноидальной охране вокзалов, оба этих моста не охраняет вообще никто. Ходи сколько хочешь. Старая будка охраны есть, но без окон и дверей.
По этому мосту можно ходить, на свой страх и риск. Но участок достаточно прямолинейный, так что поезд видно издалека. На всякий случай, в середине моста есть место, куда можно отойти.
А по порогу в этот летний день тоже проплывало множество любителей острых ощущений.
Иногда бывает и так.
Платформ в Лосево теперь стало целых три. Справа - старая платформа, где останавливаются электрички на Приозерск. А слева линия двухпутная, так что там платформ пришлось построить две. Эта линия предназначена, в основном, для грузовых поездов, чтобы освободить Выборгский ход под скоростное и пассажирское движение. Но, видимо, какие-то пассажирские поезда планируются и там. Сейчас, похоже, их ещё нет. Всё готово на 90%. Нет ограждения у лестниц, поэтому выглядят они как-то дико. Вообще непонятно, зачем нужно было строить в этом месте такую высокую насыпь, а лестницу можно было пустить ближе к склону, а не поднимать на такую высоту. В общем, не очень красиво смотрится, на мой взгляд.
Другое дело - вид сверху. Вот это - в сторону Петербурга.
В другую сторону платформа сразу поворачивает, и линия резко уходит влево, в сторону Каменногорска. Грузовое движение на ней уже есть, но не очень интенсивное. За час мы видели только один поезд. Не думаю, что это весь траффик между Россией и Финляндией.
Вот, пожалуйста, по новому мосту тоже гуляют, а кто-то вообще забрался на самый верх...
Следующая наша остановка была за Приозерском. Искупались в Ладоге. Около берега она уже здорово прогрелась, но стоит заплыть за этот камень, и чувствуется, что с каждым метром температура воды падает примерно на градус...
Последняя остановка в тот день - в Лахденпохье, где мы, наконец, пообедали. Уже под вечер :)
Тот вечер накануне жары был ещё довольно прохладным, особенно около Ладоги.
Если вы где-то найдёте лёд, то выход на него запрещён :) Сразу захотелось представить, как тут зимой :)
Ночевали мы впервые в жизни в российском кемпинге уже у самой Рускеалы. Кемпинг "Лесная поляна", в целом, довольно милый. Правда, не очень удобно, что нет общей кухни, все места для еды относились к домикам, и были уже заняты. Хозяина не было на месте, так что мы ему просто позвонили и поставили палатку около леса, с таким расчётом, чтобы утреннее солнце на неё не падало. В целом, мой расчёт оправдался: утром удалось поспать довольно долго, несмотря на жару.
В 500 метрах от кемпинга было лесное озеро, на которое мы, конечно, сходили утром. Озеро было маленьким, но очень глубоким, так что мне пришлось плавать со Златой на спине. Если бы не это купание, нам было бы трудно выдержать жаркий день. А так - на какое-то время хватило.
Перед там, как отправиться в парк, мы ещё заехали к водопадам. Несмотря на рабочий день (была пятница), мест на парковке практически не было. Я долго по ней крутился, и, наконец, Маша предложила встать так, чтобы одной из машин частично загородить выезд, но всё-таки чтобы она могла выехать. Поэтому мне пришлось немного прижаться к другой машине, но расстояние там было вполне нормальное, полметра точно было.
"Водопады" видимо, на ночь отключают :)
Вокруг речки проложены тропинки, переброшено несколько висячих мостов.
Довольно живописное место.
Стоят фигурки вроде как из дерева, а на самом деле - из пластика.
У моста табличка о том, что раскачивать мост нельзя, и на нём должно находиться не более 5 человек.
В общем, мы неплохо прогулялись, и уже почти пришли к выходу, как вдруг раздался телефонный звонок, и меня попросили подойти к моей машине. Тут я ещё заметил смс о том, что сработал датчик удара. Я решил, что кто-то задел мою машину на парковке, и приготовился к худшему.
Но оказалось всё наоборот. Когда мы припарковались, Матвей открыл дверь машины и поцарапал соседнюю машину. Я ему не раз говорил, что двери надо открывать аккуратнее, но разве дети когда-нибудь слушают родителей в таких случаях? И дверь в новой нашей машине, конечно, сделана по-дурацки, с острыми краями. Впрочем, царапина-то была всё равно микроскопическая, и я просто удивляюсь, как её заметили на такой грязной машине. Тут ещё сыграло роль то, что наша машина белая, а та - чёрная. В общем, на мой взгляд, проблема яйца выеденного не стоит, у меня на старой машине десятки таких царапин, их оставляет любой камень, вылетевший из-под колёс.
Но хозяева машины из Москвы думали иначе. Прозвучало слово "ДТП". Они стали звонить какому-то другу и выяснять, сколько стоит покраска двери! Тут я совсем обалдел - из-за такой ерунды красить всю дверь! Им сказали, что 9000, ну мы сошлись на пяти и написали расписки, что претензий друг к другу не имеем. Понятно, что ждать ГАИ было совсем не вариантом - мы прождали бы на жаре с детьми весь день, и поездка была бы совсем испорчена. Поэтому я согласился, хотя мне эта сумма казалась абсолютно несправедливой. А главное, мне понятна, но противна логика людей "с царапиной машина будет стоить дешевле". Ну ёлки-палки, если боитесь царапин - поставьте машину в гараж, а не ездите на ней в путешествия! Жлобы.
В общем, с иcпорченным настроением мы поехали дальше, в парк, где я демонстративно поставил машину на самую середину огромной парковки, где до ближайшей машины было 50 метров :)
Впрочем, в парке у нас были другие впечатления, так что этот неприятный эпизод быстро забылся. Мы сразу же пошли на зип-лайн, чтобы пролететь над озером.
И вот - мы летим! Перед этим мне предложили встать на весы. На другом конце для остановки используется специальный тормоз, и его нужно отрегулировать, в зависимости от веса. Особо тяжёлым выдают парашют :) Полёт проходит на приличной высоте и с хорошей скоростью над всем озером.
Маша со Златой засняли нас с Матвеем, и по дороге ещё зашли в пещеру.
А потом мы встретились на середине пути.
Целая поляна пирамидок!
С этого ракурса хорошо видно, как глубоко под воду уходят стенки каньона.
Парк пока ещё только развивается, и часть его, тоже с живописными скалами, больше похожа на просто лес.
Полосатый Матвей и полосатый мраморный камень.
День был очень жарким, и дети бы не выдержали без купания. К счастью, в парке есть ещё одно озеро, в котором можно купаться.
Снова я купался со Златой на спине, потому что и здесь берег уходил вниз крутым обрывом, и в паре метров от берега уже была глубина метров пять.
Дальше было запланировано, что трое из нас на ретро-поезде поедут в Сортавалу, а я туда пригоню машину. Но оказалось, что на платформе нельзя купить билет! Причём, проводники говорили, что, вроде бы, можно в кассе парка, но были не очень в этом уверены, а бежать туда по жаре не очень хотелось. Я подумал про покупку билета онлайн, но и это не годилось, так как Маша забыла дома свой телефон, а мой должен был служить мне навигатором. Впрочем, для меня главное было увидеть движение паровоза снаружи, так что мне всё равно лучше было остаться.
Интересно, надпись про контактный провод была изначально на паровозе, или её приделали потом?
И вот, поезд отправляется!
Конечно, я заснял вот это видео, недоступное для пассажиров поезда.
Станция постепенно обустраивается, ставятся стенды. А этот домик, наверное, будет кассой...
Вслед за поездом отправляется и второй паровоз задним ходом. Интересно, как избегают столкновений на этом участке? Ведь нет ни автоблокировки, ни даже электрожезловой системы. А машинист тендером вперёд вряд ли много видит. Мы пришли к выводу, что, наверное, машинисты переговариваются по рации, а скорость очень ограничена. Потому и идёт этот поезд до Сортавалы целый час.
А мы пустились в обратный путь. По дороге остановились в кафе, чтобы поесть, и потом ещё снова в Лахденпохье, где размяли ноги и посмотрели на аллею деревянных фигур, посвящённых Калевале.
Вернулись домой даже не очень поздно, до 12.