Любой отпуск состоит из трёх частей: ожидание, сам отпуск и воспоминания. То есть, планирование, сама поездка и написание отчёта. Мы вернулись, и я перехожу к третьей части. В этот раз я хочу написать подробный отчёт. Как показывает опыт, писать его я буду долго, и долгими осенними и зимними вечерами я буду смотреть на фотографии, и вспоминать, как было тепло и солнечно :)
Изначально мы планировали поехать в Норвегию. Для Златы это должен был быть аналог нашей исландской поездки, в которую Матвей ездил в свои 2 года. Но в нашу Jimny мы уже не помещаемся, если нужно брать много вещей. Поэтому мы планировали взять в аренду кемпер. Чтобы было подешевле, предполагали доехать куда-нибудь в Рованиеми на поезде, и там взять кемпер. Тем самым можно было попасть почти сразу в Норвегию, и не тратить время на дорогу. Но выяснилось, что аренда кемперов в Финляндии по цене очень сильно зависит от сезона, и в сезон они запредельно дороги. А не в сезон ехать на север - удовольствие ниже среднего.
Я без особых надежд поискал аренду кемперов в Питере, и, к своему удивлению, обнаружил вполне приемлемый вариант. К тому же, он оказался на Васе, практически рядом с работой. И хозяин оказался приятным человеком. Мы всё ожидали какого-то подвоха, но его так и не случилось. Выводы: 1) брать в России кемперы напрокат можно, это гораздо удобнее, и может оказаться выгоднее; 2) Мечты сбываются. Я хотел поехать в эту поездку, и всё очень удачно сложилось, как будто специально для неё.
Мы начали разрабатывать маршрут. Но в какой-то момент Маша вдруг сказала, что она поняла, что не хочет ехать в Норвегию. Что мы будем сначала долго ехать, потом мокнуть под дождём, а потом долго ехать обратно, и ничего не увидим. Действительно, достопримечательностей по дороге там не так много. А в Норвегии (на Лофотенах) мы уже были, и вряд ли нам во второй раз так же сказочно повезёт с погодой, как тогда. Я вынужден был согласиться, и расстаться со своей мечтой увидеть полуночное солнце (в прошлый раз это не удалось).
В качестве альтернативы Маша предложила поехать в Прибалтику. В итоге у нас получился вот такой маршрут:
Вопросы вызывала эстонско-российская граница. Вообще, границы мы боялись, потому что на кемпере её никогда не проходили. На всякий случай решили в ту сторону ехать привычным путём, через Финляндию. Потом на пароме - в Таллин, далее - на эстонский остров Сааремаа, потом вокруг Рижского залива, через Латвию и Литву на Куршскую косу, по ней в Калининградскую область. Обратно - более коротким путём, и тут уже пройти границу в Нарве-Ивангороде.
Пересекать границу на кемпере оказалось совсем не страшно. У нас получилось 4 пересечения, то есть 8 таможен. В один из дней мы пересекали границу дважды: из Литвы в Россию, а вечером - обратно. Граница на Куршской косе вообще приятная. Из-за того, что там платный вьезд, машин мало, и почти домашняя обстановка. Вечером пограничники помнят, что ты был у них утром. Все без исключения наши таможенники спрашивали, сколько стоит аренда кемпера :) Под конец мы уже смеялись при этом вопросе. С интересом рассматривали внутренности, и некоторые снимали ботинки, прежде чем войти. Всё-таки пограничники - тоже люди. Видимо, двое детей наводили их на мысль, что вряд ли мы везём что-то запрещённое. А женщин дети вообще умиляли. Ни на какой рентген нас не послали ни разу. Видно было, что кемпер они видят не в первый раз, но всё же достаточно редко.
Увидели мы в этот раз гораздо больше, чем в прошлый. Дети стали старше, мы приспособились, и на быт уже не уходило столько времени, как в прошлый раз. Больше всего мне понравились эстонские острова и Коса. Острова - в первую очередь исчезающе малой плотностью населения, и при этом освещаемыми велодорожками. При том, что по шоссе проезжают буквально три машины в час, рядом ещё идёт велодорожка с отличным асфальтом, фонарями, разметкой и отсутствием пешеходов. В тот день мы хорошо покатались: кемпер позволил взять с собой и велосипеды. На островах замечательные пляжи и очень тёплое море. Но, правда, мелкое. В 200 метрах от берега может быть всё ещё по пояс. Впечатлил метеоритный кратер: такого я ещё никогда не видел.
Ну а Коса - это, конечно, удивительная природа. Леса, дюны. Местами - вековые деревья, местами - наоборот, карликовые. И на литовской стороне, опять же, отличная инфраструктура. С нашей стороны природа не менее интересна, а вот из "инфраструктуры" могу назвать лишь ларьки, продающие янтарь да постоянные запреты съезжать с шоссе куда-либо. Ни кемпингов, ни велодорожек... В Балтийске думали увидеть крепость, но состояние того, что от неё осталось, вызвало у нас лишь уныние. Зато посмотрели на военные корабли, защищающие нас от мнимых врагов и видимо, по привычке следящие, чтоб никто не сбежал. А вот Светлогорск понравился: там много интересных зданий, и высокий берег моря с променадом и серпантином, ведущим к нему.
Граница в Нарве устроена немного своеобразно. Нужно заранее бронировать время пересечения, и ждать на парковке, которая неожиданно оказалась в другом конце города, причём внятных указателей мы не заметили. А потом ещё стоять в очереди, маленькой, но всё же надо знать, с какой она стороны. В итоге я дважды подъезжал к шлагбауму, и дважды он не открывался. Но если это всё знаешь, то в следующие разы, наверное, будет гораздо проще. Но в первый раз было довольно нервно.
Не понравились кемпинги около Риги. После них я ещё лучше понял, что для меня - чем меньше людей вокруг, тем полноценнее кажется отдых. Если на маленькой площади ночуют слишком много людей, то обязательно одни будут петь песни или смотреть футбол до глубокой ночи, а другие встанут в 6 или 7 утра. Выспаться в таких кемпингах практически невозможно. Но, правда, места там были интересные. Вот если бы было поменьше народу...
Ещё порадовало, что в кемпере очень большой бак (90 литров), и работает он на дизеле. В итоге почти весь маршрут мы проехали на дешёвом российском топливе. Только один раз заправился в Литве на 40 евро. Расход топлива - всего лишь 8 литров на 100 км! Для такой большой машины это круто. Если бы мы поехали на своей машине, заплатили бы за топливо раза в полтора-два больше. В целом, конечно, Прибалтика гораздо дешевле многих стран Европы, особенно Норвегии. Еда - вообще по цене почти как у нас. И при этом - "санкционная", то есть гораздо более высокого качества.
С погодой относительно Питера нам повезло :) У нас и жара была не такой сильной, и дожди были лишь эпизодически. Только один раз мы из-за них вместо длинной поездки на велосипедах сократили маршрут, и поехали в самое дальнее место на кемпере. И то, в итоге получилось, что перестраховались. Большую часть времени купались, ну несколько дней было прохладно, но солнце всё равно было. Впрочем, по климату так и должно было быть, тут никаких сюрпризов не случилось.
Да, ну и конечно "в Прибалтике не любят русских" - это миф, видимо, созданный российской пропагандой. Мы стеснялись сразу говорить по-русски, но в большинстве случаев собеседники сами это предлагали. В Латвии, мне показалось, по-русски говорят почти поголовно. В Литве и Эстонии поменьше, но половина точно говорит. Все были вполне доброжелательны.
Дороги в Эстонии и Литве вполне европейского уровня, кроме некоторых второстепенных. Правда, сейчас многие ремонтируются. В Латвии - гораздо хуже, бывают и колеи, и ямы даже на магистралях. Но всё равно в среднем лучше, чем в России. Поведение водителей ближе к европейскому. Грузовики, правда, иногда довольно опасно обгоняют. За всю поездку только один (!) раз мне бибикнули сзади, и это было на российской заправке :) И это притом, что я ехал медленно относительно потока.
Конечно, временами было довольно нервно, всё-таки постоянно что-то приходилось делать в первый раз. Немного страшновато пока что управлять машиной, которая стоит как квартира, с большими габаритами, да к тому же не своей. Но, видимо, со временем и к этому можно привыкнуть.
Дети вели себя в целом нормально, у них много впечатлений, ну а проблемы с ними стандартные: оба не умеют ждать, и если им что-то надо, то будут это повторять миллион раз, даже если им объяснили, что сейчас никак. А Злата никуда не отпускает от себя маму. Но всё это есть и дома, просто в дороге появляется много других дел, и это становится более заметно. Да, и Матвея ещё не оттащить от навигатора :) Сейчас смешно, а в поездке я реально боялся, что он своими "автотестами" его так завалит, что мы не сможем никуда доехать :)
Ну зато потом, когда вернулся домой, он начертил на песке маршрут до Антарктиды. Жаль, что в реальной жизни таким способом туда не доехать.