В этот день мы доехали до самой западной точки Исландии, являющейся, по совместительству:
- Самой западной точкой Европы (кроме, возможно, нескольких небольших островов);
- Самой западной точкой, куда можно доехать на машине с российскими (и вообще европейскими номерами);
- Самой западной точкой, где побывали Маша с Матвеем. Но не я, потому что за два дня до этого я был в Гренландии :)
Наш маршрут в этот день:
A - Raudsdalur farm
B - Raudasandur
C - Latrabjarg
Этот день начался и закончился для нас в одном и том же месте - одинокой ферме на берегу фьорда.
2. Утро выдалось гораздо более мрачным, чем вечер накануне. Правильно говорят, что если видишь кадр, нужно фотографировать сразу, потому что такого может не повториться. Фьорд заволокли низкие облака. Впрочем, за ними просвечивало голубое небо, которое наводило на мысль, что день будет неплохим. Особенно по исландским меркам.
3. Толстенькие овечки мирно паслись на "газонах". Эти животные, как и многие другие, боятся людей, но не боятся машин. Поэтому на машине можно подъехать к ним вплотную, и они даже не подумают встать с дороги. А вот подойти удаётся максимум на такое расстояние (и это с зумом):
4. Когда солнце поднялось повыше, оно легко разогнало облака, и мир снова стал ярким и радостным. Матвей тогда любил кататься с горок, и они попадались ему очень часто.
А вокруг тишина...
Click to view
Перед отъездом мы решили покормить лошадку сахаром, но её участок был огорожен проволокой под напряжением. Вот что из этого получилось.
Click to view
5. Около нашей фермы был асфальтированный участок дороги. В Западных Фьордах это далеко не везде так.
6. Скоро асфальт сменился грунтовкой, и нам встретился красноречивый знак, намекающий о том, что цивилизация стремительно заканчивается. Дальше - ни одной заправки. Для нас, правда, это не стало новостью, потому что я ещё в процессе подготовки к поездке раздобыл карту исландских заправок.
7. К пляжам жёлтого песка вела примерно такая дорога. С одной стороны - крутой склон, с другой - пропасть, иногда пару сотен метров в глубину. Ощущений добавляло ещё то, что на грунтовке машину иногда начинало "водить": камушки под колёсами - штука не всегда надёжная. Поэтому я инстинктивно прижимался к противоположному от пропасти краю. Зато машин на этой дороге за всё время мы встретили ровно одну, и то не случайно :)
8. Жёлтые пляжи появились после очередного поворота. Для Исландии, вулканического острова, жёлтый песок - это экзотика. И действительно, смотрится он совсем не так, как у нас. Особенно при причудливом исландском освещении.
9. Налево был вот такой вид. На развилке дорог мы решили, что ехать направо перспективнее.
10. Справа было вроде больше песка.
11. Но, как и у скал Дирхолаей, мы ошиблись. Дефрендеры парой часов позже поехали налево, и сделали вот такие кадры:
12. Мы же проехали по дороге до конца и упёрлись в какой-то хутор.
13. От песка нас всё равно отделяло широкое поле. Решили, что я сбегаю туда один. Пробежав метров 500, я увидел, что теперь от песка меня отделяет довольно широкое водное препятствие. Конечно, перейти его вброд не составило бы большого труда, но что-то мне не захотелось.
14. Потому что солнце скрылось, и песок с такого расстояния казался довольно обычным. Ну что я, песка никогда не видел, что из-за него мочить ноги? Решил ограничиться снимком издалека.
15. Скорее всего, я просто попал в прилив. То место, на котором я стоял, тоже явно иногда уходило под воду.
16. А теперь мне надо ещё бежать обратно к этим домикам на горизонте.
17. Зато по дороге я увидел интересные рисунки. C троллями?
18.
19.
20. В Исландии большая часть земли используется как загоны для овец. Некоторые овцы перемещаются по стране совершенно свободно, и как их потом находят хозяева остаётся загадкой. Но некоторые загоны огорожены проволокой под током. Не знаю, какое там напряжение, оно явно не смертельное, но я пару раз напарывался на такую проволоку, и было довольно неприятно. Этот забор был довольно внушительным, и виден издалека. А иногда эта проволока едва заметна, как в случае с загоном для лошади вблизи нашей фермы.
21. В Исландии есть специальная фирма, которая производит таких электрических сторожей.
22. На обратном пути через перевал мы решали проблему, как разъехаться на узкой дорожке с дефендером. Это и была единственная машина, которую мы встретили на этой дороге :)
23. Взаимное приветствие и фотографирование. Вот только фотографии, сделанные в той машине, я до сих пор по большей части не видел :)
24. Время близилось к местному полудню, вовсю развивались конвективные процессы. Особенно там, где неустойчивый влажный воздух переваливал через горы. Кучевые облака в таких местах стали принимать угрожающе-чёрный оттенок. А пейзажи местами вызывали вопросы, как называется планета, на которой мы находимся.
25. Выехали к фьорду Patreksfjordur. На противоположном берегу - одноимённый посёлок. Пожалуй, трудно найти более подходящую иллюстрацию особенностей исландской погоды. Смотрите, посёлок освещён солнцем, а выход из фьорда слева уже закрыт стеной дождя! Причём, дождь тут выпадает из облаков, достигших всего несколько сотен метров в высоту. Через несколько фотографий (на фотографии номер 31) можно будет взглянуть на это же облако "в профиль". Ветер в тот день был северо-западным, так что через несколько минут дождь должен был накрыть фьорд целиком. Но наша дорога уходила круто влево, на юг, так что с этой тучкой мы успешно разминулись.
26. Наш берег фьорда выглядел гораздо веселее.
27. В том месте, где дорога отворачивала от фьорда (Orlygshofn), мы снова увидели жёлтые пески, и снова их освещало солнце, несмотря на дождевые тучи вокруг.
28. Небольшой перевал, и скоро перед нами снова открылся вид на океан. Внизу лежал посёлок Breidavik, к которому вела однофазная высоковольтная линия. Люди живут на краю земли, но электричество у них есть.
29. Дорога снова подошла к берегу. Наша цель всё ближе.
30. Ещё несколько поворотов, и Исландия закончилась. Впереди - только море. Так же, как на Норкапе, которым заканчивается Норвегия, и на мысе Ра, которым заканчивается Франция, я испытал удивительное чувство. Огромная страна с миллионами людей лежала позади меня. Я проехал её всю, и теперь стоял на краю... Дальше ехать некуда, только обратно, домой. Вот эта машинка, которая не подвела нас ни разу, доехав до этой точки, и не подвела на обратном пути, хотя там её ждали более серьёзные испытания. Ещё западнее ей не попасть. Но зато тут она нашла своего собрата :)
31. Оглянемся назад - там Исландия!
32. Таблички предупреждали, что палатку здесь ставить не стоит, так как внезапный шторм может сдуть её в море. Видимо, случаи были...
33. Рядом висела схема мыса и правила, как нужно себя вести. Например, подползать к обрыву только лёжа.
Я ожидал, что Латрабьярг, как Нордкап, будет вдаваться в океан, и именно он и будет западной оконечностью Исландии. Но оказалось, что самая западная точка - это ничем не примечательный Bjargtangar. Там земля просто плавно понижается и никакого обрыва нет (фото 30). А тропинка к Латрабьяргу шла в восточном направлении. Впрочем, он всё равно впечатляет, потому что там очень и очень высоко. Матвея посадили в рюкзак, чтобы у него даже мысли не было подбегать к такому обрыву.
34. Обрыв совершенно отвесный, дыхание захватывало. Именно поэтому его любят птицы, для строительства гнезд. Еда близко, человек не достанет.
35.
36. А впереди - ещё выше.
37. Мне вот так делать почему-то не хотелось :)
38.
39. А вот Матвею решительно не нравилось в рюкзаке. Через несколько минут он поднял такой крик, что пришлось его высадить бегать по травке подальше от обрыва. Я остался с ним, а покорять мыс Маша пошла одна. Впрочем, до самого конца она тоже не дошла.
40. Впрочем, даже с такого расстояния посмотреть было на что.
41.
42. А это вид с Латрабьярга на запад. Где-то там на этой фотографии ещё я с Матвеем :) Там, за мысом, стоит наша машинка. А дальше - океан, и кучевые облака отражаются в воде, изредка проливаясь локальными дождиками. Нам повезло: был почти штиль. А вообще ветер в этом месте чаще всего бывает очень сильным.
43. Спускаемся назад.
44. Вот вроде ничего такого нет в этой фотографии, а нравится мне! В ней очень много того, что я люблю... Всё же мы живём на прекрасной планете.
45. Тут и дефрендеры снова нас догнали. И снова они - туда, а мы - оттуда.
46. Всего в паре километров находился самый западный кемпинг Исландии и, возможно, вообще Европы. Но, в отличие от раскрученного самого северного кемпинга Европы Киркепортена, тут стоял просто домик с туалетом и холодной водой, скамеечка, рядом полянка. И всё. Кемпинг совершенно бесплатный. Мне показалось это очень милым, что даже здесь, на краю земли, о тебе всё равно заботятся и предоставляют пусть самые простенькие, но всё же удобства.
47. В кемпинге остановилась всего одна машина, да и она уже собиралась в путь.
48. Мы тоже остановились тут на обед. А рядом снова был пляж с жёлтым песком.
Я снял ещё панораму этого места.
Click to view
49. А назад мы возвращались по дороге с облаками :)
18-19 августа. От дома до Швеции. 20-22 августа. От Швеции до Исландии. 23 августа. Сейдисфьордур-Хёбн. 24 августа. Хёбн - Йокулсарлон - Скафтафедль - Вик. 25 августа. Dyrholaey - Skogafoss - Gullfoss - Geysir - Laugarvatn. 26 августа. Первая F. Термальный бассейн Laugarvatn. Тингведлир. 27 августа. Солнечная Гренландия. 27 августа. Рейкьявик с ребёнком. 28 августа. Дорога на Западные Фьорды. Отчёты о посещении других "самых" точек:
22 июля 2008 года. Норвегия. Нордкап. 17 августа 2009 года. Франция. Мыс Ра.