Nov 06, 2015 03:03
Речь об Украине - её сейчас активно делят разными способами, пока в мечтах, конечно, как шкуру неубитого медведя. Но и от ещё живого медведя уже кое-что оторвать удалось.
МЕТОДЫ РАЗДЕЛА
Самый простой метод раздела - по результатам голосования регионов за Ющенко или Януковича. Первый - антироссийский русофоб, украинский националист и «западник», ориентированный на союз с ЕС и вхождение Украины в НАТО, очевидный враг России. Второй - якобы пророссийский, обещал сделать русский язык вторым государственным, в НАТО не стремился. Таким образом, голосование за того или иного показывало по большому счёту отношение регионов Украины к России, определяло вектор дальнейшего культурного и экономического развития. Так что это вполне обоснованный способ деления Украины на «своих» и «чужих». Правда, и здесь уже не без проблем - пророссийское русинское Закарпатье затерялось рядом с Западной Украиной и никак не граничит со «своими».
Другой способ деления Украины - «исторический», предполагает её мелкую шинковку. В рамках этого метода рассматривается, какие регионы и когда вошли в Украину. Как в «машине времени», отстоящие между собой на эпохи времена часто сшиваются, поэтому неудивительно одновременное упоминание Красной Руси и Слобожанщины. Тем не менее, способ удобен для понимания различий формирования характерных черт отдельных частей населения в разных регионах. Неплохой способ деления страны, по крайней мере, на совещательный голос право имеет.
Однако, следует учитывать и современную ситуацию на Украине, тогда, добавляя синтез двух указанных методов, можно приблизиться к оптимальному разделу. И в рамках этой задачи следует в первую очередь вспомнить о таком явлении, как свидомыя.
СВИДОМЫЯ
Когда Екатерина II переселяла Запорожскую Сечь на Кубань, она и представить не могла, какую бомбу замедленного действия под единство русской нации она закладывает - даже гениальные властители не всегда способны заглянуть в далёкое будущее. Казачество на Украине было весьма уважаемым русским культурным пластом, пронизывало и структурировало всё её население. Термин «малороссийское казачество» означал лишь территориальную дислокацию Сечи, но никак не национальность казаков. Метод определения «свой-чужой» у казаков был весьма прост: главным было православие, остальные особенности имели второстепенное, если не третьестепенное значение. Таким образом, казачество было плавильным котлом русской нации, кто в него входил, становился русским.
С исчезновением казачества на Украине исчезла авторитетная сила, определяющая вектор культурного развития её населения. Для преодоления хаоса в этом вопросе была необходима новая идея и новый метод определения «свой-чужой».
Разобравшись с Крымским ханством, Екатерина II решила проблему безопасности значительной части Украины и положила начало активному заселению этих опустевших земель. Тот же гоголевский Чичиков в начале XIX века скупал мёртвые души в российской глубинке якобы для вывода в Херсонскую губернию.
Пришлое население, по-видимому, достаточно существенно отличалось от аборигенов, поэтому разделение на местных и неместных было естественным. При этом процесс ассимиляции шёл в направлении местных. Обусловлено это было тем, что зарождавшаяся высокая русская культура простому люду была недоступна, а простая народная у населения Украины оказалась богаче и привлекательнее, чем культура русского крестьянства. Таким образом, численный перевес местных по отношению к вновь прибывшим переселенцам становился всё больше, различия углублялись. Вот тут и появилась почва для национальной идентификации местного населения, отличающей его от русских. Возникла одна из форм национализма - свидомыя. Свидомыя не есть свидомисть, которая просто сознательность. Свидомыя - тяжёлая болезнь.
В отличие от национализма вообще, свидомыя есть не просто противопоставление своей нации иным, это процесс выделения новой дочерней нации из материнской, процесс предательства. Украинец, а в те времена - малоросс, может быть свидомым только в присутствии русского из боязни показаться русским, в присутствии поляка и еврея свидомым быть невозможно, поскольку ошибки в определении национальной принадлежности здесь быть не может. Если украинская нация достаточно далеко отдалится от русской, то исчезнет за ненадобностью и свидомыя, поскольку различия в этих национальностях уже не будут допускать путаницы.
Как и любая форма национализма, свидомыя имеет свои разные степени проявления, в том числе и крайние точки. На одном краю находится крайне реакционная, пещерная форма национализма и свидомыи в частности - бандеровщина. Ей свойственна утробная ненависть в первую очередь ко всему русскому, желание забыть свои корни и, оторвавшись, уничтожить, чтобы ничего о предательстве не напоминало. Наряду с запредельной ненавистью к русским в рамках свидомыи, бандеровщина включает и более широкий национализм - ненависть к соседним или совместно проживающим нациям. Врагами первого порядка бандеровцы считают поляков и евреев, но накал страстей здесь всё же пониже, чем в отношении к русским.
На другом краю свидомыи находится малороссийство. Малороссы, или щыри украинцы, вполне комплиментарны русским, совместное проживание не вызывает у них отторжения, необходимости в противопоставлении культур нет, не возникает желания унизить или тем более уничтожить другую культуру. Малороссы почти в равной степени принадлежат обеим культурам, отсюда и построение отношений с русскими на основе равноправия мало- и велико- русских культур. Именно через щырых украинцев и происходит взаимообогащение указанных культур.
В средней части свидомытской линейки ни любви, ни ненависти к русским и их культуре нет, есть отторжение, желание как можно дальше дистанцироваться. Свидомые не до конца уверены в себе и, чтобы не соблазниться русскостью, хотят держаться от русских подальше. На их несчастье полностью отказаться от русской культуры они пока не в состоянии из-за её огромного преимущества перед местечковой, провинциальной и бедной украинской культурой.
Отдельной категорией населения Украины являются русскоязычные украинцы или, по свидомой терминологии, «схидняки». Они совсем незначительно отделяют себя от русских, украинская культура у них явно вторична, да и мову они обычно знают далеко не идеально. От русских они немного ушли, но долгий путь к свидомытам не пройден. Кроме щырых украинцев, остальные свидомые относятся к «схиднякам» враждебно. Обвинения в предательстве украинства здесь явно не обоснованно - «схидняки» никогда свидомыми не были и от них к русским не перебегали.
Исходя из этих особенностей населения Украины, её и следует делить.
ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ
Новороссия
В нынешней трактовке эта часть Украины гораздо больше исторической Новороссии и, за исключением Закарпатья, представляет собой пророссийский регион, голосовавший за Януковича, а в его лице - за сближение с Россией и против вступления Украины в ЕС и НАТО. Состоит из Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей. Население по своему менталитету несколько различно: харьковчане и одесситы явно не очень похожи, но эти различия не столь уж принципиальны. Тон здесь задают русскоязычные украинцы, хотя и в разной степени. Наиболее русские - Донецк и Луганск, за ними - Харьков и Запорожье, в остальных областях пророссийскость уже не столь значительна, а где-то на сегодняшний день даже сомнительна. Тем не менее, эти земли могут объединиться вполне органично без внутреннего антогонизма и создать довольно большое промышленно и экономически развитое государство.
Закарпатье
Пророссийский регион, не имеющий общих границ с Новороссией, Россией и Белоруссией, фактически находящийся во враждебном окружении. Возможны три варианта. Первый - пробить коридор шириной 20 - 50 км от Одесской области вдоль западной границы Украины и соединить Закарпатье с Новороссией. Второй - в связи с большой долей венгерского населения войти в конфедерацию с Венгрией и интегрироваться в её экономику. Правда, нельзя исключить опасность агрессивной ассимиляции русинского населения венграми. Третья возможность - попробовать стать самостоятельным государством.
Малороссия
Малороссами, т.е. щырыми украинцами можно сегодня считать население Полтавской, Сумской и Черниговской областей. Вероятно, к ним можно отнести также север Днепропетровской области. Степень свидомыи и русофобии мала, вполне дружественный России регион. Заметная часть населения русскоязычна, поэтому велика вероятность, что русский может быть объявлен вторым государственным языком. Имеет границу с Россией и Белоруссией (в Черниговской области), что может способствовать интеграционным процессам с этими государствами. В Новороссию включать не имеет смысла, дабы украинство Малороссии не замедляло сближение Новороссии с Россией. Хотя в промышленном отношении Малороссия отстаёт от Новоросии, однако вполне способна быть самостоятельным государством, причём довольно небедным при условии создания тесных экономических связей с соседними странами.
Галиция или Бандерштадт
Логово бандеровщины - крайней радикальной свидомыи. Пещерная русофобия не скрывается, лозунги «москаляку на гиляку» и «москалив на ножи» вполне обыденны. Здесь запишут в москали даже украиноязычного, если он не разделяет взглядов галицийского идола Бандеры, которому вместе с его соратниками по ОУН и УПА в этих землях ставят памятники для поклонения. Тут избивают ветеранов ВОВ и почитают бойцов дивизии СС «Галычина». Откровенность в ненависти ко всему русскому не позволяет обольщаться по поводу перспектив развития отношений между этим образованием и Россией. Сам регион преимущественно аграрный, экономика крайне слабая. В случае создания собственного государства Галиция будет вынуждена налаживать экономические взаимосвязи с ближайшими соседями, среди которых присутствует и Польша, тоже нелюбимая местным населением, хотя и в меньшей степени, чем Россия. Градус русофобии и полонофобии волей-неволей придётся снижать. Или же переходить на натуральное хозяйство.
Центральная Украина или Киевский каганат
Гнездо свидомыи. Столица, мать городов русских Киев превратил свидомыю в товар. За потребление данного продукта остальные регионы хорошо платят, что позволяет киевлянам жить очень недурно. Здесь нет той откровенности в отношении к русским, которая характерна для Галиции. Всё русское предпочитают уничтожать тихо, лицемерно улыбаясь при этом России и заверяя её в дружбе. Русским любят говорить: «Мы же братья, поэтому вы нам должны». И эта лживая песня о братстве до последнего времени неплохо работала. Вполне возможно, что заработает и в будущем. Экономически регион неплохо развит, промышленность сбалансирована с аграрным сектором, так что есть все возможности жить в достатке. Изоляция его от Новороссии и Малороссии очень полезна - свидомыя теряет свою пищу, исчезает русский элемент, на противостоянии с которым можно паразитировать. Скорее всего, в этих условиях свидомыя перейдёт в малороссийскую щиристь и антагонизм с русскостью исчезнет. В этом случае становятся возможными неплохие отношения с Россией, что крайне положительно скажется на кошельках жителей. Однако, при сохранении общего культурного пространства с Галицией свидомыя имеет большие шансы трансмутировать в бандеровщину - русофобская Галиция расширится, а вот кошельки населения резко похудеют.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ
Для Новороссии самым логичным является вступление в конфедерацию с Россией, причём более плотную, чем Россия имеет с Беларусью. Вхождение в рублёвую зону, общая армия и общая внешняя политика будут приближать Новороссию к России, а после избавления от остатков свидомыи и исчезновения понятия «русскоязычный украинец» сделают возможным объединение двух стран. При этом мову по примеру Крыма можно сделать вторым государственным языком и не мешать желающим изучать её, особой опасности она для единства Новороссии не представляет. Собственно говоря, НОВОРОСС - ЭТО РУССКИЙ ИЗ НОВОРОСИИ. И не более того.
Малороссии также будет большая польза от вступления в конфедерацию с РФ, хотя и менее плотную, чем в случае с Новороссией. Если уж Беларусь не желает сильнее сближаться с Россией, то Малороссия и подавно этого не сможет сделать по самой своей природе. Но и уровень Беларуси тоже неплох.
Галиция и Центральная Украина могут и не делиться на два различных государства. Но это будет во вред обоим регионам. Такая неизбежно утробно-русофобская страна имеет весьма призрачные шансы на тесное экономическое сотрудничество с Россией. Сама по себе Центральная Украина в состоянии наладить нормальные отношения с РФ. Самостоятельная Галиция может вступить в конфедерацию с Польшей и автоматически оказаться в ЕС, что даст ей доступ к европейскому рынку труда и соответствующий приток финансов. Впрочем, эти два региона столь часто ведут себя нелогично и во вред себе ради сохранения наркотической зависимости от чувства ненависти к русским, что вполне вероятно их объединение в одном государстве - они ведь готовы и жабу съесть, лишь бы России напакостить. А вместе жаба вкуснее.
Судьба Закарпатья остаётся под большим вопросом - то ли в Новороссию, то ли к венграм, то ли попробовать попытать счастья в виде мини-государства - некоторые и более мелкие типа Монако и Сан-Марино неплохо себя чувствуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленное деление Украины на новые государства кажется оптимальным лишь на сегодняшний день. Однако, не исключено, что когда дело дойдёт до дела, некоторые области Украины могут резко сменить свою ориентацию, прагматично исходя из перспектив своего дальнейшего экономического положения. Интересное тогда будет представление…