Создание ФК Арарат(Москва) вызвало отнюдь не спортивные споры в Армении и высвятило целый ворох проблем существующих в Армении, диаспоре и взаимоотношениях между Арменией и диаспорой. Более того, в этих отношениях есть второе дно, о котором мало говорится, и скорее именно эта вторая, не прозрачная подоплека является отражением своеобразного политического процесса происходящего в Армении и реальной причиной не однозначного восприятия идей типа ФК Арарат(Москва).
Безобидный казалось бы факт, создан спортивный клуб, хозяин волен называть его как угодно, но выбрано название Арарат, что, хотят или не хотят хозяева, является заявкой на армянскость клуба, определенный статус в диаспоре, а значит и для Армении. Причем эта армянскость будет подчеркиватся не только самими армянами, но и другими субьектами-болельщиками, прессой, соперниками и врагами, фанами в России и вне России уже вне зависимости от желания инициаторов проекта.
Люди поддерживающие такое название говорят, что клуб будет готовить футболистов для сборной, послужит обьеденению диаспоры, ее сохранению на фоне того факта, что в Армении сфера футбола провалена, и диаспора кроме денег должна еще и поставлять на историческую деньги в виде футболистов, хотя тут же высказывается недовольство тем, что от диаспоры Родина требует только денег и не дает никаких прав на решения. Кроме того, это частное дело, и лица финансирующие клуб не подотчетны ни перед кем.
Прежде чем вернутся к этому частному случаю имеет смысл рассмотреть тот процесс, который происходит в Армении и диаспоре сейчас. Армянская государственность испытывает жестокий кризис, финансовый, кадровый, идеологический, наблюдается нарастание проблем по всем направлениям и власть судорожно пытается удержать ситуацию, используя в том числе ресурсы диаспоры, прежде всего российской. С другой стороны, крупный капитал диаспоры на фоне кризиса в той же России достиг того понимания, что бизнесу нужно собственное государство, тихая гавань, где действуют твои законы, твой посол, МИД, налоговая, а не органы России или другой страны.
Долгое время вся политика армянского бизнеса в диаспоре сводилась к простой формуле-подчинить интересы Армении стране, в которой находится центр экономических интересов данного вождя местной общины в обмен на возможность делать деньги и не иметь проблем в стране пребывания, простая и традиционная схема торга-обслуживать национальные интересы своей бизнес-страны в ущерб армянским, получая взамен личные возможности для бизнеса.
По моему впечатлению рост финансовых возможностей армянского бизнеса, нарастание проблем в Армении, в той же России и по всему миру, а также пример той же Грузии создает предпосылки отхода от этой схемы и вызывает соблазн у армянских толстосумов купить уже государство для себя.
Надо помнить, что в той же Грузии крупные представители грузинской диаспоры в России, П.Патаркацашвили, К.Бендукитзе и Б.Иванишвили, а также сотни бизнесменов поменьше, имея крупные интересы в России переехали в Грузию с семьями и значительными капиталами, и подключились к проекту новой Грузии, который несмотря на все внешнеполитические проблемы с Россией позволил этим людям иметь большую степень свободы и аргументы в диалоге с российской властью.
В самом деле, российской власти предпочтительнее иметь дело с грузинами имеющими интересы в российском экономическом поле, а не полностью отрезанный и враждебный ломоть. Поэтому тот же Б.Иванишвили продолжает является крупным держателем акций того же Газпрома, а даже не большая страна является весомым аргументом, ресурсом в разговоре с властями России и не только России.
Излишне говорить, что ни один представитель армянского крупного капитала не репатриировался в Армению для реального участия в построении своего, буржуазного государства. Мейнстримом было и до сих пор остается служение стране пребывания за счет исторической Родины, причем зачастую в роли еще больших католиков, чем сами Папа Римский, в тоге верного миллиета-имперцев, самых консервативных, преданных и фанатичных адептов страны пребывания.
Так или иначе, слабость армянской власти и рост возможностей армянского бизнеса создали ситуацию, когда армянский бизнес извне Армении пытается стать властью в Ереване. Проще говоря пытается купить себе государство, не понимая, что любое, даже такое, испытывающие проблемы государство просто свернет в бараний рог всех претендентов на власть, причем все это сделает за их же счет. Государство и власть нельзя купить, а только завоевать политической борьбой.
Другое дело, что в этом процессе участвует и третья сторона-официальная Москва, и весь процесс приобретает совершенно другой характер.
Отсюда, как верно заметил Карен Агекян устремления-самая большая армянская церковь должна быть построена в Москве, лучший армянский клуб должен быть в Москве, самый богатый(известный) футбольный клуб должен быть в Москве.
Таким образом пытаются создать впечатление, что и политический центр армянского народа- Москва. Правда армянский бизнес думает, что этим центром будут они, и можно сидя в офисе рулить государством за две тысячи километров от офиса, а вот в Кремле думают о себе, предполагая лишь неоколониальный контроль.
Происходят два параллельных процесса, инициированный внешними центрами силы план подчинения Армянского государства в форме вассала или члена определенного союза или блока, и попытки определенной части армянского бизнеса получить ярлык на власть в Ереване от властей своей стране пребывания. И если связи диаспоры с исторической Родиной в Армении приветствуются, то попытки внешних центров увеличить влияние в Армении за счет суверенитета Армении наталкиваются и будут наталкиваться на противодействие. Более того, ассоциация инициаторов подключения диаспоры к властной пирамиде в Армении с конкретными внешними силами служит скорее раздражителем для граждан Армении, и в конечном счете может привести к отторжению диаспорной бизнес элиты вообще. Отсюда и определенная подозрительность к разного рода инициативам армянских бизнесменов вообще. Не способствуют взаимопониманию и связи диаспорного бизнеса именно с ненавидимой властью и подчеркнутое дистанцирование от политики. Как результат плачевное состояние в стране переносится и на друзей власти из диаспоры.
Безусловно, существует огромный пласт армян вне Армении для которых Армения не государство или страна, а такая же деревня, как для соседа Соколова, который на лето отправляется на дачу, на шашлыки и рыбалку под Пермь(хотя дети и внуки уже ездить не будут точно), а живет в метрополии, в Москве или Петербурге. Для таких людей государственность Армении не ценность, а ценностью является комфорт и желание не выделятся среди соседей, партнеров, т.е. полностью социализироваться в среде обитания, стать своим среди чужих, и такие слова как суверенитет или независимость для них пустой звук. Эти люди никогда не вернутся в Армению, но и не могут свыкнутся с мыслью, что чем дальше, тем больше возрастает пропасть между населением Армении и ими. Еще пару поколений и разрыв между тем, что останется от диаспоры и гражданами Армении будет настолько велик, что точек соприкосновения будет крайне мало. Уже сейчас весь почти весь контент в медиа и обсуждения идут на армянском, и совершенно не возможно не читая по-армянски, а читая только по русски, английски или французски понять, что происходит в Армении, о чем думают люди. Отсюда зачастую углубляющаяся различия в понимании проблем между гражданами Армении и диаспорой, с одной стороны, а также между разноязычными общинами диаспоры с другой. Если нет единого языка, то нет и единого поля общения и обсуждений.
Поэтому невинная забава, хобби, футбольный клуб с знаковым названием легендарной горы и команды Арарат в Армении рассматривается, как опасная прелюдия к великодержавному:
-зачем вам, армяне, собственный чемпионат, флаг и страна, вон в Москве уже все есть, а вам ничего не нужно, мы сами решим и сделаем за вас, a вы только подчиняйтесь.
и миллиетному тексту:
-А вы и так иждивенцы, но мы будем делать за вас. Ведь если вы иждивенцы, то мы имеем полное право делать все за неумех, чтобы мы могли вам этим пенять и руководить вами.
Но государство-это не ансамбль песни и пляски, и не футбольный клуб, это живые люди, чей центр политических интересов не Москва, не Лос-Анджелес и не Бейрут, поэтому столкновение граждан Армении и людей, чей центр интересов вне Армении-неизбежно. То что нынешняя армянская власть в значительной мере не представляет интересы граждан Армении - аксиома, но такая же аксиома, что сотни тысяч людей инкорпорированных в эту власть, и являющиеся опорой этой власти, а также миллионы граждан в Армении не имеют счетов и домов за рубежом, и все что у них есть- в Армении, и эта вся система управляемых и управляющих ориентирована на Армению. Им некуда узежать, и они будут нести ответственность за все, что происходит в стране и со страной, и будут защищать интересы именно свои и своей страны, а не интересы бизнес-элиты вне Армении в странах пребывания. Этот конфликт объективен и не избежен.
По моему мнению, для армянского бизнеса вне Армении эта ситуация последний шанс определить для себя какому флагу они верны, и последний шанс репатриироваться. К сожалению, в этом вопросе я пессимист, нынешняя власть кинет бизнесменов думающих, что государство можно купить. Как результат будет конфликт, разочарование и полное охлаждение к исторической Родине.
Как заметил Карен Агекян - “Тут замкнутый круг. Пока в Армении нет национального государства все меньше и меньше будут вкладывать денег, усилий, крови, пота , в общем, всевозможных ресурсов - и диаспора, и (самое главное) граждане страны. Пока не начнут сильно вкладываться во всех смыслах национального государства не будет.
Но проблема в том, что мы не перешибем законы человеческой психологии. Что бы там не человек не говорил, первым делом он будет вкладываться (если вообще будет) в то место, где живет он сам и его семья. Это точно так же закономерно, как выделение слюны во время еды. "Родина предков" и т.д. это будет всегда шумно, но факультативно.”
Невозможно завоевать власть, явление политическое и не заниматься политикой. Любой чиновник с удостоверением, законом и пистолетом, как символ власти сильнее и важнее бизнесменов. Потерянные, ограбленные и раскулаченные Константинополь, Тифлис, Баку, Львов, и десятки других городов, где армяне пытались строить Армению должны были стать уроком-но видно не стали. Не надо строить еще один Баку или Армения в Колумбии, чтоб гарантированно потерять то, что никогда нашим не было и не будет.
Но как говорил В.Карпин, если у человека миллиард долларов, то он думает, что разбирается в футболе. Ряд можно продолжить-в архитектуре, искусстве, кино и конечно в политике, которую ошибочно отождествляют с коррупцией. Коррупция - это конечно политика, но политика отнюдь не коррупция.
Один единственный независимый телеканал за год может сделать в политической ситуации Армении больше, чем все концерты, церкви и хачкары в России и Франции. Любой успешный проект-школа, газета, университет, сайты, ТВ и радио в Армении важнее самых успешных проектов в Диаспоре, так как размывает, ломает порочный круг в стране, создает новую реальность, отношения, кадры и базу для качественного изменения страны и власти, тогда как проекты вне Армении лишь стимулируют ничего не деланье и иждивенчество.
Безусловно это трудно и это всегда путь борьбы и конфликта. Но если диаспора не решает реальных задач для страны, т.е. не является в какой-либо степени представителем коллективного интереса страны и нации, а решает только конкретные задачи данной общины, то разрыв между диаспорой и страной будет только нарастать. Всегда возникает вопрос, а во имя чего и зачем все это? Чтобы диаспорными проектами занять место лидера общины и вести диалог с властями страны, как представитель этого миллиета?
Наблюдатель Ara Gâvur отметил, что “любая диаспора эффективный актив для Патрии только, исключительно, когда в Патрии правят адекватные и компетентные силы. без этого диаспора - любая - лишь община соплеменников с одной лишь общей сентиментальной ценностью. Потому цель Армения или не цель - решает не диаспора. она - инструмент, а не субъект.”
Но из этого напрашивается один вывод, не ждать, когда власть созреет(а она рано или поздно, с потерями и борьбой изменится, с поддрежкой и участием диаспоры или без), а действовать изнутри, репатриировать усилия на Родину. Самая большая церковь и самый большой и лучший клуб должен быть в Армении, а не в диаспоре. Ни Алеппо, ни Лос-Анджелес, ни Сочи не наша Родина, и даже не наши, они чужие. Как заметил Армен Агаян как только заявляется “наш Алеппо” (ряд можно добавить Бейрут, Геленджик, и т.д. А.Б.), то это означает увековечивание диаспоры, придание рассеянной жизни легитимности, метафизической вечности, что есть самообман, а это означает, что Ереван становится лишь одним из общин, а значит таким же временным, как и остальные общины(колонии). У нас уже есть масса мертвых общин, от Польши до Индии и приснопамятного Сингапура с Гонкогом, с церквями, красивыми зданиями, клубами и кладбищами, но без армян.
И попытки строить Армению вне Армении не просто опасно для таких инициаторов-ни одно государство такое не потерпит на своей територии, но и вредно для нас самих, так как создает иллюзию, что можно сохранить страну и нацию диаспорой в 21 веке. Нет, надо честно признать, не будет никакой диаспоры, большая часть уехавших никогда не вернется, а через пару поколений будет практически полная асимилияция и такие различия малого числа оставшихся армян диаспоры с гражданами Армении, что отличия российских армян от французских, сирийских или американских покажутся незначительными. Это обьективный процесс и он не обратим.
В интервью с знаковым заголовком «Опасно спутать государство с бизнес-проектом» Карен Агекян разъясняет ситуацию: “Известна прекрасная формулировка: нация - это общая судьба, принадлежать к нации означает желание иметь общую судьбу. Это не просто окончание фамилии, состав крови, даже не просто культура. Но это и не только гражданство, не только прописка. Хотелось бы подчеркнуть, что нация - политический феномен, это активное участие и принятие общей ответственности и рисков. В случае ошибки при строительстве дома крыша рухнет на тех, кто там постоянно живет и не имеет иного жилища. К каким последствиям лично для «диаспорных деятелей» и членов их семей приведет обрушение Армянского дома?
Формат благотворительности под той или иной вывеской тоже далеко не лучший. Больного подсаживают на постоянный прием лекарств, которые только снимают симптомы, но не излечивают, как может излечить мобилизация внутренних ресурсов самого организма. Благотворительность слишком удобный и комфортный вариант самоидентификации с нацией, нужно повседневное участие, принятие общей судьбы - нужно самому стать частью национального организма вместо помощи извне. Это трудно, этому мешает множество житейских обстоятельств. Бесполезно этого требовать от людей, каждый должен делать свободный выбор. Важно ясно обозначить проблему."
В самом деле, деньги прожрут, футболистов используют и выбросят, если получатель благотворительности- наркоман подсаженный на иглу, если нет четкого понимания, что без изменения парадигмы, стратегии взаимоотношений любые материальные и не материальные вливания лишь оттягивают смерть наркомана и излечение страны.
Так вот, каждый армянин, сам для себя, тихо сам с собой должен честно определить какому паспорту он верен, под каким политическим флагом он хочет жить. Выбор личное дело каждого, все свободны. Совершенно не обязательно переезжать или менять гражданство, но надо понять одну вещь, если действительно хочется сделать благое дело, то частных лиц не бывает, свобода действовать как угодно заканчивается и ограничена общим благом Республики Армения, армянским государством и страной Армения. И тогда станет ясно, где нужно строить клуб, университет, дорогу и государство. Монте Мелконян говорил- у нас у всех фальшивые паспорта, если они не армянские.