Чувствую себя маститым кинокритиком - поглядел фильм 2024-го года, в кинотеатре, в день премьеры.
Джейсона Стейтема люблю.
И раньше любил, за его изысканное угрюмое британское обаяние, а уж как расстался с хайром, да стал лысым, то Стейтема полюбил еще боле. Известно, что красивыми нам кажутся люди, чем-то похожие на нас самих.
Стейтем красавчик, чо.
Ну да к фильму.
Пчеловод, значиццо.
Сюжет прост до дурацкого - Стейтем отошел от спецназовских дел, поселился в глухом углу, держит пасеку, занимается прекрасным созидательным трудом.
Ни с кем не общается, кроме доброй пожилой соседки, которая держит благотворительный фонд и Стейтема величает словесами хорошими, а он, расчувствовавшись всем своим стейтемовским сердцем, отвечает ей взаимностью, да медом подкармливает.
Идиллия? Идиллия.
Но! Но, как известно, рай недолог, ад вечен.
Соседке звонят упыри, представляются службой безопасности Сбербанка, и путем манипуляций обносят весь ее фонд на серьезные деньги, отчего соседка налагает на себя руки. Точнее - влагает в себя пулю.
Стейтем - он такой, нелюдимый, но уж если к кому привяжется, то тут за своих горой.
И Стейтем выходит на тропу войны, и начинает искать негодяев, что сотворили дело гнусное, а их, негодяев, оказывается целая сеть, возглавляемая не абы кем, а сыном первой в истории США президентши.
Президентша не Хиллари Клинтон, которой не выгорело, и не Никки Хейли, которая президентшей в этом году, Байдену и Трампу назло, станет, а абстрактная, некая - ну, это ж типа кино.
Дурацкий сюжет, скажете? Согласен, дурацкий.
Но! Опять же - оно, это многозначительное "но!". Но!
Но есть два фактора.
Фактор первый - вы чо, в кинотеатр пришли фильм со Стейтемом глядеть для того, чтобы он вам на экране полтора часа теорему Пифагора доказывал? Нет, вы пришли затем, чтобы поглядеть, как Стейтем будет бошки на экране крошить, во все стороны шмалять, ножичком пырять.
И этого будет в избытке.
А фактор второй - я вот сидел, глядел-глядел, глядел-глядел - ну да, ну экшн, ну боевичок - за ним и пришел.
Но есть в фильме что-то еще, дико цепляющее.
А потом сообразил.
Стейтем в фильме - народный мститель. "Ворошиловский стрелок", епт.
Не Робин Гуд, нет - читал я этого вашего Робин Гуда, да еще в английском оригинале - дурак он, этот ваш Робин Гуд, вот что вам скажу. Гопник, понторез, балбес и мелкий уголовник.
А вот Стейтем - благороднейший рыцарь. Истинно британской породы.
Стейтем в фильме недаром пчеловод по гражданской специальности, и недаром служил в суперсекретном подразделении "Пчеловодов".
Он постоянно ставит вопрос о нравственном выборе, между законом и справедливостью - и мужественно выбирает второе.
Он живет по законам пчелиного улья, соблюдая его сложный общественный баланс - и когда появляется сила, угрожающая благополучию улья, в его идеалистичном понимании, Стейтем, как истинная отважная пчела, невзирая на любые общественные условности, встает на защиту тех, кого закон, который что дышло, отказался защищать.
И наблюдая, как Стейтем громит негодяев, и каждому уверившемуся в неуязвимости подонку прописывает неумолимое возмездие, испытываешь глубочайшее моральное удовлетворение.
Удивительно! Банальные ведь вещи, а ведь оказывается, в нашем обществе, в его воронке Четвертой Мировой войны, острейший запрос на социальную справедливость. На добро - в его сказочном, беспримесном виде.
Добро с кулаками Стейтема. Демократия в классическом определении другого строптивого британца, Уинстона Черчилля - "договоренности вооруженных джентльменов".
И знаете, я никогда не сомневался, что добро обязано быть с кулаками. И что время рыцарей возвращается.
Но если у добра будет еще и лицо да кулаки Стейтема, вкупе с ножом и винтовкой - то за такое добро, черт побери, еще более отчаянно хочется бороться.