Забавно, но карьера Виктора Цоя как киноактера началась в Киеве, с фильма "Конец каникул", полностью снятым в такой-то матери городов русских.
Фильм явился дипломным проектом кандидата в режиссеры Сергея Лысенко и кандидата в операторы Олега Смирнова, студентов Киевского театрального института имени Карпенко-Карого.
Для фильма они поступили просто, но изящно - пригласили группу "Кино", поторговать еблом.
Впрочем, нет, не все так просто - во-первых группа "Кино" еще совсем не набрала масштаба культового статуса, хотя уже гремит в кругах близ ленинградской улицы Рубинштейна, где иностранный агент Гребенщиков, первый раз Цоя увидев, назовет его безголосым монголом в жабо.
А во-вторых - приглашение в Киев, снимать фильм, происходит через две недели после произошедшей Чернобыльской катастрофы, когда половина города его покинула.
Я это хорошо помню, так как сам, пяти лет от роду, в Киеве находился, и сполна на майские праздники радиоактивной пыли хлебнул.
Когда о Чернобыле таки объявят, моя семья примет решение детей из Киева эвакуировать - мы сядем в отцовскую Ниву и махнем сперва в
Днепропетровск, к первой бабушке, у которой останется мой брат, потом в
Донецкую область, к другой бабушке, где останусь я - и это мое оставание определит во многом мое Донбасское детство.
Группа "Кино" поначалу кочевряжилась, конечно, но им предложили много вина, которое якобы влияет на вывод радиации из организма (на деле влияет так же мало, как чай с мятой на лечение хронической депрессии), и они согласились.
Фильм по сути оказался не сколько фильмом, сколько четырьмя клипами "Кино", условно связанными между собой определенным сюжетом.
Что я могу сказать про фильм "Конец каникул" - как четыре клипа группы "Кино" он вполне сойдет - фирменное кривлянье, пафос, смешные причесоны того часа, клетчатые штаны - классика.
Как фильм - не стоит внимания. Игра актеров посредственная, сюжета никакого, операторская работа слабая.
Click to view
Я, понимаете, так получилось,
сам имею опыт участия в фильмах, целых двух - с любительской камерой, магнитофоном, режиссурой.
Так вот - у нас получилось как минимум не хуже, но мы при этом просто коротали деньки в глухой деревне, а не претендовали на защиту диплома.
Немудрено, что диплом этим фильмом защищен не был.
Там вообще много искр было - ректор назвал фильм фашистским (о, риторика, я смотрю, не меняется), и постановил пленку уничтожить, но оная была выкрана, и фильм таки увидел свет.
И, удивительное дело, но насколько фильм слаб как фильм, он, однако, стал серьезным подспорьем для "Кино", получивших сразу четыре клипа, и для Виктора Цоя лично - увидев непроницаемое корейское ебло Виктора Робертовича его призовут в "Ассу" Сергей Соловьев, в "Иглу" Рашид Нугманов, ну, в общем, настанет в селе совсем другая жизнь.
Отсюда мораль, в лучших традициях Королевы из "Алисы..." - не брезгуй мелкими возможностями. Ибо никогда не знаешь, что, где и когда выстрелит.
Но а на озере Тельбин, на
Левом берегу Киева, на Березняках, и по сей день есть дерево, ива, с которой фильм начинается, и которая пару раз еще в фильме мелькнет.
В 2020-м году оно даже получило статус биологического памятника города, и прозвано "Деревом Цоя".
Вот так вот, Цой его не садил, не поливал (ну, разве если что по маленькой нужде), а однако ж в его честь.
Примечательно, что съемки этого короткометражного фильма, совсем не предполагающего остаться в истории, увековечили именно это место - Левый берег, чаще всего вниманием туристов обделенный, места, больше знакомые аборигенам, нежели пришлым.
Нельзя сказать, что озеро Тельбин, на брегу которого эта ива произрастает, киевлянам неизвестно - известно, в Киеве это самое крупное купальное озеро. Даже несмотря на то, что железнодорожная насыпь рассекла его на Верхний Тельбин и, соответственно, Нижний.
Кстати, благодаря этой насыпи любой, кто едет поездом на восток Украины, может полюбоваться на дерево Цоя в окно вагона.
Но, вместе с тем, нельзя и сказать, что киевляне массово бывали в Березняках - район равноудаленный от двух веток метро, на Левый берег заходящих, достопримечательностей в целом практически никаких.
Если не считать умопомрачительной крутости мозаики из смальты.
И дома, где жил (и где преставился)
Иван Миколайчук, выдающийся актер, исполнитель главной роли в "Тени забытых предков", самом знаменитом фильме в истории украинского кинематографа.
Однако вот неисповедимы пути Господни - ленинградская группа, лидер которой получил актерскую путевку в жизнь именно в Киеве.
И дерево, которое всего-лишь попало в заглавный кадр ничем не примечательной дипломной короткометражки - и получило культовый статус средь цоеманов.