Национальный вопрос в
Закарпатье столь запутан, что без пол литра не разберешься.
А с поллитрой и подавно.
Закарпатье, или, вернее назвать, Транскарпатье - то есть транзитный регион, в предгорье
Карпат, перемешан всю свою историю.
Здесь нет своих, исконных, потому что те, кто были исконными - давно ассимилировались и перемешались, пополнив национальную пестроту.
Славяне пришлые.
Венгры, памятуя свое зауральское происхождение, восходящее к кочевникам-гуннам, с Атиллой во главе - пришлые тем более.
Да и понятия Закарпатья в том виде, который есть сейчас, тоже не существовало - национальные границы кромсались непрерывно от села к селу.
Когда кто-то применимо к Закарпатью начинает говорить про какой-то народ или государство, совершенно точно имеющие право на что-то, это может служить признаком лишь одного - чудовищного невежества и непонимания самой сути этой земли.
Плюс каждый народ был в своей сути, неоднороден - русины в этом абсолютные чемпионы, ибо часть их была сторонниками своего государства, часть ратовала за Чехословакию, часть за автономию в составе
Венгрии.
При этом те, кто входил в число венгерофилов, мог также питать симпатии к Москве - а другая часть совсем таких симпатий не питала.
Плюс в то время у национальных, государственных понятий совсем другие коннотации - Русь в тогдашнем понимании, это фактически то же, что и Украина.
И тогдашние функционеры Руси имели отношение к Российской Империи и Московии совсем отдаленное.
Мадьяры легко смешивались со славянами. И наоборот - Шандор Петефи вон, главный поэт венгерского народа, по крови серб, Александр Петрович, однако полностью перетек и перековался в мадьярскую культуру, став своим.
Разные народы, живя друг с другом, могли порой искрить - но чаще всего знали друг друга языки.
Закарпатье нарезалось между империями, народами, государствами - но никогда Закарпатье не принадлежало кому-то безраздельно в этно-культурном смысле.
В этом слабость этого края - потому как настороженное отношение к любым государственным образованиям, держит извечную в некотором смысле местечковость.
И в этом же сила - кто бы не сидел на троне, кто бы не толкал вселенские идеи, закарпатцы знают - отношения с соседом куда важнее, чем с очередным эмиссаром.
Неважно, в какую церковь сосед при этом ходит и на каком языке детям колыбельные поет.
В
Ужгородском замке на трех этажах размещен воистину огромный музей края, в котором все грани, в том числе острые, отображены без купюр.
И ходишь когда из зала в зал, то только диву даешься, как много этот небольшой край успел в себя вобрать.
Тут царствовали венгерские короли.
И лютовали против Чехословакии подкарпатские русины, требуя русскую школу и снижения порций.
И выгнать чешских банкиров взашей.
Карпатская Украина Августина Волошина.
Примостившееся сбоку
Закарпатье еврейское.
"Острожская Библия" украинского книгопечатника Ивана Федорова, которого в Москве считают за своего, и сам он себя позиционировал как московита - никто только не может толком объяснить, отчего же он тогда первую свою книгу напечатал во
Львове, и там же похоронен.
Ну, это примерно как с Юрием Долгоруким - если он Москву основал, то
почему похоронен в Киеве?
Если хочется пообижаться и поконфликтовать - в закарпатской истории в качестве искры к пороху сойдет любой артефакт.
Вот только сама эта черта безошибочно выделит того, кому на самом деле важно свое непомерно раздутое эго - а Закарпатье ему пофиг.
Ибо, повторюсь еще раз - первейшая привычка истинного автохтона Закарпатья, выработанная веками, это первым делом быть в ладах с соседом.
А что до культурных и государственных дрязг - вот очень наглядно по музею
Ужгородского замка походить.
Где каждый зал - своя эпоха.
И залов этих огромное множество.
И каждый из этих людей мнил себя кем-то - и что в итоге?
Скромнее в итоге надо быть.
И соседа уважать.
Простая такая истина, а вот все еще неочевидна.