Два. Два пункта надо разобрать, которые существуют одновременно и очень путают всех, кто мало лично знаком с
Закарпатьем, этим особенным, самым многонациональным регионом Украины, вломившимся в историю Украины самым, как говорил Хармс, остроумным способом.
Да,
Ужгород, он же Унгвар по-венгерски, долгое время был мадьярской вотчиной.
И следы венгерской истории в Ужгороде повсеместны.
Начиная от маленьких деталей, увековечивающих память об отдельных личностях, давшим славу венгерской нации. Заканчивая целым
венгерским замком.
Хранителем королевских и княжеских интриг персонажей, имена которых гремели по тогдашней Европе.
От целого вороха прекрасных кафешек.
Эксплуатирующих венгерское наследство.
Подчеркивающих национальную фишку.
Кормящие людей венгерской едой.
И поящие бесподобным
мадьярским вином - как локальным закарпатским, так и Токай рядом.
И до совсем уж беззастенчивого символа - орла Турул в центре замка.
А орел Турул для венгров, мифический птах, который тогдашних гуннов и угорцев привел из-за Урала на место их новой Родины, это особенно значимый символ.
Click to view
Да, Ужгород - крайне важный город в венгерской истории, спору нет. Но отсюда рождается глубокое, абсолютно вредное и беспочвенное заблуждение - многие начинают считать, что и сегодняшнее Закарпатье это венгерская территория, по недоразумению имперских передряг Европы меж Первой и Второй мировой, в итоге в Украине оказавшаяся.
Причем ладно бы так считали махровые шовинисты, которые питаются только тем, что им в тарелку навалят из телевизора и пропаганды. Которые правда думают, что несметные венгерские орды уже стоят на границе, впереди сам Виктор Орбан на коне и с шашкой, и только ждут наказа немедля вторгаться, отторгать заблудший регион в свою родную венгерскую гавань.
Нет, беда в том, что даже вполне здравые люди, но и те жертвы недоразумений, и считают, что венгры как-то желают отторжения Закарпатья от Украины.
Разумеется, везде есть свои горячие головы, среди венгров такие тоже есть - но надо понимать, что их всегда мало, это маргиналы. А те, что и есть - они громко кричат на скамейке сидя. Однако брать берданку в руки и идти захватывать ужгородскую почту и мукачевский телеграф отчего-то никто не спешит.
Ходят пропагандистские болванки о том, что венгры в Закарпатье как-то немыслимо и страшно притеснены.
При этом спроси, а в чем же заключается это самое притеснение - никто не может ответить.
На венгерском языке запрещают говорить? Да ничего подобного -
в регионах компактного проживания венгерский язык даже имеет статус регионального.
Мало того, что говори сколько хочешь - даже в госучреждениях можешь на нем говорить и документы оформлять.
Карьерные препоны? Да ничего подобного - этнические венгры легко участвуют в политике и бизнесе, причем если хотят - не только в Закарпатье, но и в Украине в целом.
Венгров этнических в общественной жизни Украины - дохрена. Причем реально много, даже несколько несоразмерно проценту от численности.
Венграм плохо в Закарпатье живется? Это вы, скорее всего, никогда не бывали в Венгрии, а особенно в
ее глубинке, и не можете сравнить.
Венгрия имеет целый ряд специфических бюрократических и налоговых препонов - как связанных с нахождением в Евросоюзе, так и связанных со своей националистической байдой и, что националистической байде всегда соседствует, коррупцией.
А также, как в моноэтничных странах нередко это бывает, чем глубже в сельскую местность и малые города - сильно землячество и кумовство. Одни семьи и кланы не очень-то жалуют другие.
В Венгрии стремительно вымирающее население, вдосталь своих городов-призраков, разрушенных предприятий, депрессивных районов.
Венгрия - не золотое, мягко скажем, дно. Работы мало, зарплаты маленькие, бюрократические-клановые-коррупционные препоны - большие.
Я знаком со многими
закарпатскими венграми, что занимаются бизнесом. Они все в один голос говорят - нам в Украине, в родном Закарпатье, в плане бизнеса привольнее во много раз.
Практически все венгры Украины, кроме тех, кто давно и добровольно ассимилировался, имеют в загашнике венгерский паспорт. На всякий случай. То есть им перебраться в Венгрию давно ничего не мешает.
Кто хотел перебраться - перебрался. Но вообще закарпатских венгров вполне устраивает та ситуация, что есть - они сколько угодно могут ездить на историческую Родину, причем ехать до нее - редко когда дольше часа. При этом в Украине они имеют свои гешефты, проще с налогами, бизнесом, сельским хозяйством.
Поэтому все эти разговоры о венгерских ордах, которые в Закарпатье ждут только призывный армейский рожок, это такая же кадушка с лапшой, как и прочие пропагандистские бредни.
Но даже и это всё мелочь.
Я считал нужным сперва рассказать о второстепенном, чтобы не было упреков в том, что я подменяю и скрываю детали.
А главное - поймите простую вещь: да, в Закарпатье венгров много и их культурный след весьма заметен. Но на свете все относительно. И "много" - относительно других регионов Украины, где обычно доля национальных меньшинств скуднее.
Венгров в Закарпатье - около 14% от населения. Да, это много.
Но 80 с лишним % - это все равно украинцы.
Причем, опять же, давайте не будем кормить пустые россказни - украинцы Закарпатья это не какие-то пришлые, переселившиеся на исконно-посконно венгерские земли украинцы. На Балканах, к которым Закарпатье примыкает, с тамошней мешаниной национальностей и культур, исконная земля - это в принципе оксюморон. Особенно в отношении тех же венгров, которые некогда пришли в Европу из Азии в полном составе, не имея изначальных европейских корней, и по крови они - причудливая смесь угорцев и тюрок.
А язык, который к венгерскому наиболее близок - языки ханты и манси, что бытуют в основном, напомню, за Уралом, в Сибири, в современном Тюменском крае.
Уж кто бы про коренных что говорил, да чья-то корова молчала.
Так вот - украинцы Закарпатья, это один из местных закарпатских народов, которые жили тут со времен царя Гороха.
Абсолютное большинство тех украинцев, что составляет сегодня 80 с лишним процентов населения Закарпатья - это не галичане, не буковинцы или надднiпрянцы. Это коренные, тутейшия, и уходить им некуда - они у себя дома.
Это потомки тех самых украинцев, которые были в Австро-Венгерской империи крупным, обособленным национальным меньшинством, пятой колонной, со своим языком и особенностями вероисповедания, которым не смогли дать автономию - и которых не смогли ассимилировать.
В основном именно эти украинцы, жизнь которых из-за этой неопределенности была не сахарная, составили значимый костяк
первых эмигрантов, которые после превратятся в миллионные украинские общины Канады, Штатов, Бразилии.
80% населения (по факту больше) - это по всем канонам демографической науки фактор, позволяющий причислить Закарпатье, как регион, к моноэтничным.
Не с политического даже кондачка, а с серьезного научного определения: Закарпатье - моноэтничный украинский регион.
И любой разговор на тему какого-то там отделения - отделения куда? Куда будет отделяться украинский регион, 80% населения которого - этнические украинцы, говорящие по-украински и принадлежащие к украинской культуре?
Куда отделяться? Куда "возвращать"?
Вот, для меня-то, недурно знающего Закарпатье - да и Венгрию, кстати сказать, тоже, это все было всегда очевидно, но решил уж раз растасовать понятия для тех, кто в теме не сечет, но повторяет глупости.
Но а что касается венгерского наследия того же
Ужгорода - все с ним тип-топ, и прекрасно что оно есть. Чем составляет особенную часть городского обаяния.