В нашей школе система оценок такая:
1 - ребенок не выполняет программу своего уровня вообще;
2 - ребенок усваивает программу ниже требуемого уровня;
3 - полностью усвоил требуемые уровнем знания;
4 - превосходит требуемый уровень.
Оценки выставляют три раза в год, в конце каждого триместра. У Вероники по английскому сначала вообще не было оценок, только запись «significantly below level». Потом появились двойки. И вот уже тройки! И для меня это удивительно, как ребенок впитал чужой ему язык всего лишь за год. Вероника говорит охотно и много. Выучила в том числе ругательства в школе и всякие обидные слова. Хорошо читает, пишет и понимает. Но по writing все равно пока 2. Письмо здесь - это не умение писать физически, а умение излагать свои мысли, с каждым классом усовершенствуя это умение.
Своих оценок в нынешней школе дети даже не знают, только родители могут посмотреть их на родительском портале. Ученики в классе не знают, как кто учится. Тут закон: нельзя публично объявлять результаты тестов и оценки. Дети друг про друга не знают, кто отличник, а кто двоечник. Учитель не имеет права, конечно же, стыдить при всех. В общем, очень либерально. Нет этой всем известной гонки за высокими оценками в дневнике или журнале, нет сравнения «А вот Маша-то хорошо учится, а ты - нет!». Результатом учебы должно быть получение знаний, а не отметки в дневнике. И знания оцениваются не по среднему арифметическому, а по твоим реальным умениям на какой-то день. И то, что кто-то не сделал один раз домашку в середине года, или не понял на уроке тему с первого раза, никак не повлияет на оценку ученика, если он полностью сдал все тесты с хорошими результатами в конце года. Разве это не здОрово? Неважно, сколько попыток предпринял ученик, осваивая материал. Если он его реально усвоил в разумные сроки, то и молодец.
И меня, как родителя, такой подход очень даже устраивает. Несмотря на то, что у Вероники по математике есть даже четверки, я рада, что ее никто не ставит в пример другим. За то, что она не профи в английском, ее никто не шпыняет. Она просто спокойно учится, согласно своим способностям, не тратя энергию на оценочную гонку. Ей интересно учиться, и упор в школе делается именно на то, чтобы заинтересовать ребенка. Школьники делают очень классные проекты! Знания они же не должны быть просто в голове, их нужно как-то применять. И дети применяют, строя индейские деревни и автобусы, где черные люди сидят на любых местах на «Colorado history», рисуют плакаты на тему социальных проблем на «Social studies», строят дома, использующие разные энергетические ресурсы, на «Science».
Не знаю, какой результат будет после такого обучения. Но то, что Вероника психологически более расслаблена, спокойна и уверена - стоит многого.