Jan 19, 2007 14:57
«У нас все делается через компьютер»
С нашим государством в его конкретных проявлениях - от паспортного стола до районной поликлиники - лучше не сталкиваться вовсе или свести эти столкновения к минимуму. Это было справедливо при советской власти, и справедливо сейчас. Что доказывает: государство наше за последние 20 лет в самой сути своей не изменилось. Говорят, что осуществление «национальных проектов» сделает качественно иными хотя бы медицину и образование. Хотелось бы верить…
В последние два месяца довелось мне побывать в разных медицинских учреждениях нашей необъятной. Заметил любопытную особенность: любое медицинское заведение со статусом регионального (областной центр, краевой диспансер и так далее) отличается повышенным хамством низшего медперсонала. На Урале в пульмонологическом центре хамство стерильно вежливое: приходишь туда с направлением из поликлиники и видишь пустую регистратуру. А вот тетя из регистратуры бодро шагает по коридору, я перекрываю ей путь, она бормочет: «Минуточку!» и с неожиданной для ее массивной фигуры легкостью огибает меня, пропадая в закоулке. После сорока минут ожидания участливая гардеробщица подсказывает мне: а вы пойдите, спросите ее в кабинете номер таком-то, она там иногда помогает врачам. Я иду в номер такой-то и вижу, что она действительно помогает врачам пить чай с тортом. Я говорю: вы знаете, вот у меня направление, мне бы снимок сделать… Я сейчас приду, говорит тетя, подождите там, а сюда заходить не надо. И действительно - не проходит и двадцати минут, как она появляется, смотрит недоуменно в бумажку и спрашивает: «А почему вас сюда прислали? У нас флюорографию не делают, у нас пульмонологический центр!» А ведь я мог это знать еще полтора часа назад… Да, тем, кто прислал - тоже, конечно, большое спасибо…
В Красноярске не без трепета я посетил краевой онкодиспансер, что в Зеленой Роще. Жуткое зрелище. Во-первых, огромные очереди. Во-вторых - дикое, звероподобное хамство персонала, начиная со входа. И то, и другое в данном конкретном заведении как-то не ожидаешь встретить. Мне потом пояснили, что это такой механизм психологической защиты от потока чужих трагедий. Не знаю, мне это объяснение не кажется исчерпывающим. Если хочется «защищаться» - можно пойти работать в библиотеку или консерваторию, деньги примерно те же, а поток трагедий существенно уже. Или эти люди действительно нашли свое призвание в том, чтобы унижать больных людей - тоже людей, как они людей! - рычать на них и рявкать?.. Бытует ведь и другая версия - что в сферу «человек-человек» частенько попадают садисты по природе. Каковое стремление для них вполне естественно. Тоже так себе объяснение. Любим мы все усложнять. Хамство - это просто хамство и безнаказанность. Это система.
Вот пожалуйста - краевая клиническая больница. Меня туда отправили на томографию средостения только после того, как оказалось, что во всех прочих больницах Красноярска томографы бездействуют. Как вы яхту назовете, так она и поплывет: «томос» по-гречески значит «ломать», вот они и сломаны вечно… А надо сказать, что томография - штука дорогая. От полутора до двух с половиной тысяч. Может быть, есть и дороже. Поскольку я готов был за нее заплатить, я и встал к окошечку с надписью "ПЛАТНЫЕ услуги". Стоял больше часа: у девушки в окошке сломался компьютер. Сперва пришел хакер номер один, он пытался укротить компьютер стоя. Затем к нему присоединился хакер номер два, помассивнее - он сел на место девушки и напряженно уставился в монитор. Очередь томилась и вздыхала. «Девушка, - воззвал я, наученный горьким уральским опытом бесплодного ожидания, - может быть, вы посмотрите на мое направление? Может быть, мне компьютер и не нужен?» - «У нас ВСЕ делается через компьютер!» - отрезала девушка. Так уж и все, усомнился я, но промолчал. Зато начал возмущаться гражданин на костыле - он, оказывается, думал, что пройдет процедуры быстрее, если за них заплатит, но его коварный замысел не удался.
Наконец, компьютер починили, и худо-бедно очередь дошла до меня. «Томография средостения, - чуть ли не по слогам прочитала вслух девушка и принялась звонить в отделение томографии - узнать, что такое средостение. Там не знали (!!! - А.А.) «Это где-то в легких», - несмело предположил я. Но это не помогло: оказывается, в направлении не было указано, компьютерная томография мне нужна или рентгеновская. «Вы уточните, пожалуйста, и приходите завтра», - прощебетала девушка. Я уточнил и пришел. Снова отстоял очередь за платной услугой. На меня даже завели карточку. Затем еще одна очередь - в кассу. Люди передо мной разбегались: узнав, что УЗИ стоит 600 рублей, а зондирование 700, они просто глупо улыбались и уходили, не заплатив. И тут я, с деньгами наготове. Ну сейчас, думал я, ну наконец-то. «У нас нет такой услуги», - сказала девушка номер два в окошке. То есть как это нет, глупо спросил я. «А вот так и нет! Нет такой платной услуги!» - и девушка захлопнула окошко у меня перед носом.
Я скажу, почему так происходит. А потому что наплевать. Постоят. Побегают. Их много, а у меня зарплата такая маленькая, муж пьяница, сын двоечник. И она с удовольствием вымещает всю свою неудавшуюся жизнь на своих же согражданах, потому что система вечного бардака и вечной очереди позволяет это делать совершенно, повторяю, безнаказанно. Эта же система вечного бардака приводит к тому, что приобретенные за бешеные деньги томографы стоят вечно сломанные и никаким образом не окупают сами себя. А также к тому, что за платными услугами (которых в итоге не оказывается вовсе) очередь больше, чем за бесплатными. Конечно, не во всех больницах и клиниках это так. «Институт проблем Севера», где меня в конечном счете и поставили на ноги - рядом с краевой больницей. А какой контраст… Хотя и там проблем хватает, и там сейчас бьются над тем, как на 60 положенных рублей в день лечить больного, если ему, допустим, на эти деньги только одну капельницу можно поставить - а надо две, плюс уколы-таблетки, еда, белье…
Про свои злоключения с томографом могут рассказать, наверное, многие. Люди не могут сделать томограмму ГОДАМИ, и это не преувеличение. За деньги. Да что за деньги - за двойную и тройную плату некоторые пытаются пролезть вне очереди, уж очень надо. Жизненно важно. Томография, видите ли, позволяет ставить верные диагнозы в 90 случаях из ста. Поэтому, когда в западной клинике ломается томограф, там начинается паника. Врачи уже не умеют диагностировать без него. Нет той уверенности в голосе. А у нас… ну что говорить, ребята. Я больше десяти лет жил с диагнозом «хронический гломерулонефрит» (заболевание почек), который потом взял и «рассосался». Или вот на Урале мне уверенно диагностировали туберкулез - хорошо, я не поверил…
Самое обидное - что потом вот эти вот люди, из регистратур и касс, наденут свои неизменные норковые шапки и выйдут с плакатами на митинг «Нищая медицина - позор для правительства!» И мимо будут идти граждане, и будут сочувствовать, и соглашаться, и кивать, и завтра кто-то из них придет на прием и будет оскорблен и унижен по полной программе теткой, которой просто ЛЕНЬ взять деньги, протянутые ей в окошко.
разбирая архивы,
очевидец