Как использовать энергию стресса. Статья, которая открывает новую эру.

Sep 22, 2012 01:46


 Разработан  новый  метод повышения стрессоустойчивости спортсменов экстремальных видов спорта,  основанный на впервые открытых механизмах использования энергии стресса как условия для реализации психологических установок.  
Новизна и полезность Синхрометода Ключ в том, что он, в отличие от всех известнызх методов, не только быстрее сбрасывает стресс, но способен перенаправлять энергию стресса в желаемом направлении.  
Новые приемы Синхрометода Ключ моделируют высокое нервно-психическое напряжение, на фоне которого производится выработка навыков релаксации и саморегуляции. 
Это повышает эффективность  саморегуляции и устойчивость навыков релаксации в
экстремальных ситуациях. 
Статья объясняет, что смыкание и размыкание клеток мозга, необходимое мозгу для поиска новых связей как условия для реализации установки происходит не только в точке максимального расслабления человека, которое по известным методам тренируется в удобных для расслабления условиях. 
Размыкание и смыкание мозговых связей  происходит, оказывается,  и в точке максимального напряжения  - при дезадаптации.  
Один пример напряжения - прием "Вращение".
 Дело не во вращении, или других упражнениях, моделирующих стресс, а в использовании стрессовых нагрузок для выработки навыков переключения энергии стресса в желаемом направлении с  помощью особой техники. 
А рисковые упражнения требуют знания секрета техники безопасности.
Их  осваивают только под контролем специалиста.

Как использовать энергию стресса   при подготовке спортсменов экстремальных видов спорта

Х.М. Алиев, к.м.н., профессор НИРО, директор Института энергии стресса, Москва

Н.Г. Михайлов, к.п.н., доцент ПИФКиС ГБОУ ВПО МГПУ, Москва

Е.С. Корпачева, психолог Центра защиты от стресса, Москва

Целью данной статьи является раскрытие отдельных механизмов саморегуляции человека и изложение принципов нового метода антистрессовой подготовки спортсменов экстремальных видов спорта на основе использования энергии стресса, точнее - мобилизационной составляющей стресса как условия готовности ресурсов к включению.

Данный  метод создан на стыке наук - психологии и психофизиологической биокибернетики, способной объяснить и психологические аспекты управления действиями человека в экстремальных ситуациях.

Прежде чем дать описание структуру подхода, который открывает возможность спортсменам использовать энергию стресса в своих профессиональных целях, уточним исходное понятие - стресс.

По нашему представлению, стресс - это не напряжение,  так как напряжение по сути - это мобилизация, без которой невозможно включение ресурсов. Оно является естественной стадией любого творческого процесса, в том числе, и особенно, в деятельности спортсменов экстремальных видов спорта.

Стресс - это перенапряжение. Оно связано с тем, что при стрессовой дезадаптации возникают условия неопределенности, а в условиях неопределенности - возможный негативный исход ситуации, который  закономерно вызывает максимальную рефлекторную мобилизацию  ресурсов - готовность человека ко всему.

Это состояние перенапряжение блокирует управление ресурсами, нарушает оптимальное функциональное и творческое состояние спортсмена, позволяющее видеть «картину целиком».

В экстремальных видах спорта это крайне необходимо, так как перенапряжение  ограничивает объем внимания, фиксируя сознание  на возможном негативном исходе ситуации,  актуализирует страх, комплексы и отрицательные стереотипы мышления.

Эти негативные процессы связаны с чрезмерной активизацией мозговых механизмов обратной связи, основанные на повышении частоты сканирования внешней и внутренней информации. На психологическом уровне это проявляется как избыточный самоконтроль своего состояния и своих действий. Активация этих механизмов биокибернетики мозга на языке  психологии выражаются как повышение  у человека ответственности за деятельность, страх за ошибку.

В стрессе - актуализируется не только страх, но творческое мышление переключается на мышление стереотипами. Это происходит потому, что излишний самоконтроль блокирует естественные процессы мозговой саморегуляции. Характерный при  дезодаптации дефицит времени и информации не создает условий для смысленного принятия решений, и мозг начинает работать, выдавая готовый материал - стереотипы. В этих условиях спортсмен теряет гибкость спортивного маневра и действует автоматически по сложившимся схемам деятельности.

Стресс - это дезодаптация, связанная с условиями неопределенности с возможным негативным исходом ситуации. Это объясняется просто - если вы знаете точно, что результатом любой даже острой неприятной ситуации все равно будет очень успешный конец, то любой стресс переживается иначе. Иными словами - базовым механизмом стресса в любом случае, от невозможности участия на соревнованиях до простудного заболевания,   является возникшая из-за этих причин  дезодаптация, то есть нарушение психологического или биологического равновесия - установившихся ранее психологических или биологических связей.

Дезодаптация может быть вызвана, например, возможной угрозой спортивной карьере, здоровью, жизни, или любым неожиданным дискомфортом в самочувствии, любым душевным или телесным неблагополучием, например - «в боку закололо».  При  этом резко повышается нервно-психическое напряжение и восприимчивость, внушаемость.

Это обусловлено тем, что при  дезодаптации - резкий дефицит информации, и человек готов ухватиться за «соломинку».

Поэтому при стрессе  снижена критика к восприятию информации, иными словами - повышена внушаемость.

Например, при приступе стенокардии возникает резкое повышение напряжение, но, когда у больного под подушкой лежит спасительная таблетка, то эта энергия стресса перенаправляется на реализацию психологической установки на ожидание позитивного исхода ситуации.

И это срабатывает, даже если вместо таблетки оказалась «пустышка».

На данном примере мы продемонстрировали механизм действия так называемого эффекта плацебо, а при  более внимательном рассмотрении  - механизм реализации психологической установки, пусковым условием для которой явилось высокое нервно-психическое напряжение - энергия стресса.

Данный пример приведен для дополнительного пояснения механизмов метода антистрессовой подготовки спортсменов на основе обучения навыкам исания момента стресса как ожидаемого благоприятного условия для запуска к исполнению заранее запланированных на этот момент «желаний». Можно использовать любой стресс как включенность ресурсов, но дав им нужный адрес

Для обеспечения надежности деятельности спортсменов в экстремальных ситуациях, требуется научиться управлять уровнем нервно-психического напряжения и этим самым сбрасывать связанную с этим «зажатость» или «хаотичность» деятельности.  Кроме того, что важно, нужно обучиться навыкам использования энергии стресса для реализации желательных психологических установок, а для этого - навыкам их быстрого формирования в моменты перенапряжения.

Без специального обучения  это управление собой происходит у спортсменов путем волевого подавления признаков стрессового состояния,  борьбы с самим собой, что связано с высокими затратами энергии, так как требует волевых усилий для переключения внимания с негативных явлений на достижение поставленных целей.

Нашей задачей является повышение эффективности деятельности спортсменов путем минимизации энергозатрат, необходимых для саморегуляции спортсменов в экстремальных условиях.

Основой антистрессовой подготовки может служить Синхрометод Ключ, который основан на идео-рефлекторных приемах, вызывающих синхронизацию деятельности человека с его текущим состоянием, и через  это -  согласование психических и физиологических процессов.

Ключевые приемы снимают стресс автоматически. Эти  приемы основаны на рефлексах и работают на основе обратной связи. Они получили название идео-рефлекторных приёмов, поскольку представляют собой движения, возникающие рефлекторно в ответ на образные модели этих движений, а их использование позволяет  регулировать психологическое состояние.

Ключевые приемы отличаются от психологических приемов, поскольку их автоматические действие не  зависит от доверия или недоверия к ним у спортсменов.

Именно такой подход к решению поставленной цели повышения стрессоустойчивости у спортсменов выбран потому что, спортсмены, особенно в экстремальных видах спорта, весьма скептически относятся к нововведениям, которые, по их мнению, могут давать не прогнозируемые последствия, ли не гарантированные положительные результаты, или даже могут помешать надежности их деятельности в экстремальных условиях.

Для контроля уровня нервно-психического напряжения у спортсмена а также обучения навыкам саморегуляции в методе антистрессовой подготовки используется Ключевой Стресс-Тест Синхрометода Ключ, который действует на рефлексах и основан на принципах обратной связи. Обратная связь в данном случае позволяет вести визуальное наблюдение за параметрами его функционального состояния. При этом обучаемый спортсмен способен контролировать динамику своего состояния и, соответственно, эффективность используемых психологических установок для самовоздействия.

В случае применения Стресс-Теста для контроля динамики внутреннего состояния спортсмена играют его собственные руки, которые выполняют представляемые спортсменом идео-рефлекторные приёмы, реализуемые в виде желаемого автоматического расхождения, схождения или "всплывания" рук.

Скорость реализации  идео-моторного рефлекса в ответ на моделирование установочного образного представления дает обучаемому спортсмену возможность оценить уровень текущего в данный момент нервно-психического напряжения, наличие или отсутствие стресса. Одним из показателей наличия стресса является то, что при стрессе выполнение Стресс-Теста блокируется.

В практике деятельности Ключевой Стресс-Тест позволяет обученному спортсмену в течение нескольких секунд определять у себя степень внутреннего раскрепощения или зажатости, а при необходимости -  возможность экстренного подключения для раскрепощения коротких быстродействующих разминочных приемов из Синхрогимнастики по методу Ключ.

Синхрогимнастика представляет собой короткую разминку, освоение которой помогает спортсмену быстро раскрепощаться и мобилизоваться в нужный момент, сохранять ясность ума и уверенность в себе в критических ситуациях.

По нашим представлениям, и в стрессе и при волевой мобилизации спортсмена энергия напряжения идет на реализацию психологических установок.

Разница состоит в том, что при стрессе энергия направлена на реализацию спонтанно возникающих при этом бессознательных установок, ассоциированных преимущественно с ожиданием негативного исхода ситуации, а при  волевой мобилизации спортсмена - на достижение целей.

Для пояснения отмеченных представлений приведем следующие примеры.

К примеру, при обливании ледяной водой, вызывающей резкое повышение напряжения,  с установкой на закаливание, происходит повышение устойчивости к простудным заболеваниям, а такое же резкое повышение напряжения в иных условиях, например, при случайном обливании ледяной водой, может привести к простудному заболеванию.

Аналогично этому - при вынужденном голодании, естественно повышающем напряжение,  может наступить нежелательное истощение, тогда как тоже напряжение с наличием установки на полезность лечебного голодания дает положительный эффект.

И в тех и других  случаях условием для реализации психологических установок является высокое нервно-психическое напряжение.

Именно оно,  как известно,  предшествует также явлению открытия «второго дыхания»  у бегуна, преодолевающего эту точку критического напряжения с установкой на победу. Однако, аналогичное высокое напряжение в неожиданной, например,   ситуации, с возникшей при этом установкой на ожидание негативного исхода, может привести к простудным заболеваниям.

По нашим представлениям, указанная целостная перестройка мозговых процессов, возникающая на точке критического напряжения, происходит также и в «точке» глубокой релаксации.

Указанное явление широко используется, например, для выработки навыков саморегуляци спортсменов, которая производится на условиях аутогенного погружения в состоянии нервно-мышечной релаксации.

Однако, навыки стрессустойчивости, выработанные у спортсменов в условиях, помогающих расслаблению, например, в комфортной расслабленной  позе при исключении шумовых и иных помех и т.д., не  достаточно эффективны и не гарантируют спортсмену возможность надежности деятельности в экстремальных ситуациях.

Новизна и актуальность предлагаемого подхода связаны с тем,                что с целью повышения эффективности антистрессовой подготовки у спортсменов экстремальных видов спорта, мы при обучении используем принцип формирования навыков саморегуляции в условиях, близких к реальным. Для этого на основе метода «Ключ» нами разработаны новые тренировочные приемы и упражнения. Они позволяют обучающимся спортсменам быстро моделировать у себя состояния, близкие к эстремальным ситуациям, и релаксации, возникающих после них.

С их помощью спортсмены управляют процессами контролируемого повышения и снижения нервно-психического напряжения, обучаясь формировать желательные целевые установки на фоне пиков подъема и сброса этого напряжения.

В качестве одного из приемов для моделирования стрессового состояния в курсе антисрессовой подготовки спортсменов экстремальных видов спорта нами используется упражнение «Вращение».

Это упражнение быстро вызывает явление дезодаптации, и связанное с этим - стрессовое состояние, а в курсе обучении навыкам стрессоустойчивости выполняет одновременно и роль диагностического способа для оценки вестибулярной устойчивости у спортсмена.

В целях техники безопасности это упражнение и другие упражнения антистрессовой подготовки рекомендуется применять только под контролем обученного специалиста по методу Ключ.

Данное упражнение согласно инструкции немедленно прекращается при появлении первых признаков дезодаптации - ощущений дискомфорта, чувство тревожности, страха упасть, или явлений тошноты, а также любых других возможных неблагоприятных симптомов, которые сопровождаются излишней инстинктивной мобилизацией спортсмена с потребностью срочно найти глазами «точки опоры».

Именно в этот момент наивысшего нервно-психического напряжения испытуемый, согшласно раннее полученной инструкции, вызывает экстренный сброс напряжение с помощью освоенных ранее идео-рефлекторных приемов метода Ключ.

Таким способом спортсмен быстро обучается управлению нервно-психическим напряжением и развивает у себя базовую способность к эмоциональному дистанцированию от любой неожиданной стрессовой ситуации.

На следующем этапе, когда спортсмен научился управлять уровнем нервно-психического напряжения, получив при этом навыки эмоциональной самозащиты на пике напряжения, он использует пики высокого нервно-психического напряжения и релаксации для формирования желаемых целевых психологических установок.

Указанные выше отличия метода антистрессовой подготовки на  основе использования энергии  стресса   дает  значительные преимущества в сравнении с существующими методами,  так как навыки релаксации, формируемые по известным методам  в условиях, помогающих этой релаксации, трудно применить в экстремальных условиях.

Вторым важным преимуществом метода является то, что  спортсмен   вместе со стрессоустойчивостью приобретает способность к использованию любого стресса как пускового условия реализации различных желательных психологических установок.

http://www.stress.su/

повышение стрессоустойчивости, идео-рефлекторные приемы, строесоустойчивость, идео-моторный рефлекс, спортсмены экстремальных видов спорта, приемы биокибернетики, Энергия стресса, Ключевой Стресс-Тест, экстремельные виды спорта, экстремальные ситуации, Синхрометод Ключ, обратная связь, реализация психологических установок

Previous post Next post
Up