Тайна МСПоНТ

Mar 30, 2015 17:27

В глубине бабушкиного буфета, за кобальтовыми чашками и столовыми кузнецовскими тарелками стояла небольшая скляночка, вроде вазочки, сантиметров семь высотой и странными буквами


Особой красоты в ней не было, да и пользы никакой: для цветов - маловата, для соли - великовата, трещинка у самого горлышка, да ещё эти буквы, которые непонятно что обозначают. Может это что-то церковное и поминальное, чему вообще в доме не место?

Так и отправилась бы странная вазочка на помойку, если бы не клеймо фарфоровой фабрики Кузнецова.


Разгадать загадку помог Интернет и сообщество любителей антиквариата, которые подсказали, что вазочка моя по форме и размеру похожа на горчичницу.

Вот такая же, только с крышкой, блюдцем и оригинальной деревянной ложечкой:


http://66.unistoreserve.ru/540b0888f7c079136af5c109

Таинственные буквы - тоже встречались на антикварных аукционах:



Кузнецов. Солонка и перечница. МСПоНТ http://sverdlovsk-archive.molotok.ru/photos/400x300/48/24/97/414824974136.jpg

Только что они обозначают - нигде не могли объяснить.
Пришлось снова включать дедукцию:
1.      Сервиз с этой аббревиатурой скорее всего был сделан для какого-то события или общества.
2.      Судя по качеству исполнения, предназначался он не для аристократических обедов, а для застолий более простых и демократичных.
3.      То, что надпись так бесцеремонно сократили до заглавных букв, говорит о том, что целиком название довольно длинное.
4.      Все буквы заглавные и только «о» прописная.

«что-то» о «чём-то»

Например: «… попечение о неимущих тружениках» или о нетрудоспособных…

Так, подставляя подходящие по смыслу слова к заглавным буквам, я нашла благотворительное общество «Попечительство о народной трезвости»


В начале 20-го века, по всей Российской империи организовывались местные отделения попечительства о  народной трезвости, которые ставили целью создавать для рабочих и простого люда «заведения, которые давали бы им недорогую пищу, здоровый отдых и просветительные увеселения». Заведения эти назывались «чайными» и цены в них были, на удивление, низкие: суп с мясом или жаркое стоили пять копеек, стакан чаю с лимоном и тремя кусочками сахара - три копейки. Таки дотации стали возможно благодаря спонсорам, купцам и фабрикантам, заинтересованным в здоровых и трезвых работниках.

«Помогали комитету попечительства о народной трезвости не только деньгами. Фарфоровый завод Кузнецова предоставил чайной бесплатную посуду»

Вот и отгадка, откуда клеймо Кузнецова на простенькой «столовской» горчичной баночке.

«Не только низкие цены, но и возможность приятного досуга привлекали народ в безалкогольные чайные.
Что могла предложить посетителям, к примеру, чайная Московского форштадта? В ней имелся патефон и пластинки с песнями Шаляпина. Для собравшихся нередко бесплатно играл военный оркестр, народный театр давал спектакли, причем играли классику - «Ревизора» Гоголя, «Тартюфа» Мольера, «Недоросля» Фонвизина»




Кухня и столовая лазарета при Алексеевском народном доме Московского столичного попечительства о народной трезвости
Москва, Васильевская ул. Альбом "Лазареты Московского городского управления" 1914 г.

Ещё одна статья, найденная в интернете,  убедила меня в правильности моей догадки:

Чай в России. Бимман О.С., Власова Т.М.

«Московское Столичное попечительство о народной трезвости» за время своего существования получило от Министерства финансов 5 000 000 руб., и на эти деньги оборудовало и содержало в течение 10 лет до 15 народных домов со столовыми, чайными, читальнями и библиотеками, устраивало народные гулянья, спектакли, воскресные школы, общеобразовательные курсы для рабочих; открывало наркологические лечебницы для алкоголиков, занималось организацией досуга для малоимущих слоев населения в целях отвлечения их от пьянства, организовывало народные чтения с просмотром диапозитивов, выпускало журнал «В борьбе за трезвость».   Во всех этих мероприятиях участвовало не только московское купечество, но и интеллигенция, все те, кому небезразлична была судьба русского народа. В Москве в начале 20 века существовало 10 народных домов, в которых организовывались драматические и оперные спектакли для малообеспеченных слоев населения.
Известны народные дома - Алексеевский (Васильевская ул. д.13), Сухаревский (Большая Сухаревская д.4), Трубный (Трубная площадь» дом Коноваловой), Ладожский, Бутырский, Дорогомиловский, Сергиевский на Новослободской улице, Смоленская столовая, Грузинский народный дом, Хитровская чайная, Немецкий народный дом возле Немецкого рынка, и др. На средства купечества был построен Народный дом на Введенской площади. Посещаемость столовых достигала до 2-х тысяч человек в день, каждый посетитель мог получить за минимальную, доступную ему цену здоровую пищу, что являлось одним из самых важных средств для борьбы с алкоголизмом.
В каждом из районов г. Москвы существовало свое общество трезвости. Дорогомиловское общество трезвости располагалось на М. Дорогомиловской ул., д.24 в доме Матвея Никифоровича Борисова; при нем работали чайная, бесплатная библиотека, вечерняя бесплатная школа для рабочих, бюро юридической помощи (для имущих стоимость консультации - 25 коп. для бедных - бесплатно). Варнавинское народное общество трезвости, располагалось в Лефортовской части на ул. Соколиной горы. При нем были открыты церковь, аудитория, читальня, библиотека, чайная, а также книжная и иконная торговля. Московское Даниловское общество трезвости располагалось на Б. Тульской ул. в собственном доме. При нем чайная, служащая местом "объединения трезвенников и взаимного их между собой обмена мыслями", молитвенный зал, воскресные чтения. Чтения с "туманными картинами", библиотека-читальня и церковно-приходская школа для детей на 120 человек. Рогожское общество трезвости на 1-ой Рогожской улице в доме Шелапутина, при нем чайные на Сенной площади в доме Городской управы, на Воронцовской улице в доме Трофимовой, в Кухтинском переулке в доме Сергеевой. Замоскворецкое Общество трезвости на Садовнической улице дом 35 (Челышевой П.К.) и его филиал на Зацепской площади в доме Семенова.
В Перловке купцы Перловы построили театр, в котором играла прекрасная труппа актеров, и для жителей ближних деревень ставились спектакли. Василий Семенович Перлов являлся казначеем комиссии по устройству народных чтений, заведовал народной кухней, участвуя в её устройстве за свой счет. Не отставал в делах благотворительности и его брат - Николай Семенович, состоящий попечителем народной столовой, находящейся под патронажем императрицы Марии Федоровны, членом-благотворителем Московского попечительского комитета о бедных Императорского Человеколюбивого Общества. В Москве на средства Перловых из служащих чайной фирмы был организован духовой оркестр из 53 человек и сводный мужской хор работников чаеразвесочной фабрики.
Такую же заботу о своих рабочих проявлял и Савва Тимофеевич Морозов, который устраивал по выходным дням народные гулянья в парке в Орехово-Зуеве. В парке играл духовой оркестр, рабочие приходили с семьями. Продажа спиртных напитков в парке не дозволялась, нетрезвые л в парк не допускались, а торговля прохладительными безалкогольными напитками поощрялась.
Устройство чайных с их приятной атмосферой и уютом, всегда кипящим самоваром, сладостями привлекало людей разных сословий, и являлось мощным противовесом питейным заведениям. В чайных публика была более сдержана в эмоциях, не слышалось брани и сквернословия. Во многих чайных можно было прочесть свежую газету, журнал, поиграть в шашки или шахматы. Все это постепенно приучало публику к более культурному образу жизни, постепенно и трактирщики, извозчики или гардеробщики перешли на формулу «дайте на чай».

бабушкинъ сундукъ, московские похоЖЖдения

Previous post Next post
Up