Сталин: Время по-швейцарски, курение по-английски, езда по-американски
1. Vauxhall
Впервые у Сталина служебный автомобиль появился непосредственно сразу после Октябрьского переворота 1917 года, когда было сформировано первое правительство большевиков, где Сталин занял должность Народного Комиссара по делам национальностей. Этот служебный автомобиль наркомнаца в свое время был заказан в Англии и предназначался для матери Николая Второго, Марии Федоровны. Сталин по достоинству оценил шикарный автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но его тихоходность явно не устраивала будущего отца народов. На Vauxhall стоял 6-цилиндровый двигатель мощностью 30 л.с.
Сталин неоднократно внушал членам партии и Правительства, что советская элита, используя импортные автомобили, подает плохой пример для простых граждан и подрывает устои советского государства. Однако сам, начиная с 1917 года, в качестве служебных автомашин предпочитал представителей зарубежного автопрома, потому что он их просто любил.
За период своего правления он сменил автомашины четырех различных иностранных марок: «Vauxhall» (русское название «Воксхолл», производство: Англия), «Packard Twin Six» («Паккард» «двойная шестерка», США), «Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost» («Роллс-Ройс 40/50 Сильвер Гоуст» «серебряный призрак», Англия), «Packard Twelve» («Паккард двенадцать» США). Автомобиль последней марки в двух модификациях служил «отцу всех народов» дольше всего с 1933 по 1947 год, пока он не пересел на Отечественный ЗИС-115.
Это был самый защищенный и безопасный автомобиль главы государства, а его прототипом послужила модель той же, любимой Сталиным американской марки «Паккард».
Однако с любимым «Паккардом» последней модификации, Сталин так и не расстался до конца своей жизни. Этот автомобиль, подаренный президентом США Рузвельтом в 1935 году, имел длинную базу и бронированную защиту и был в свое время выпущен в единственном экземпляре.
2. Packard Twin Six
Когда в России началась Гражданская война, Сталин, как представитель РВС был откомандирован на Южный фронт, в район Царицына. Тут ему был предложен в качестве служебного автомобиля мощный и огромный "Паккард Твин-Сикс", с 12-цилиндровым двигателем объемом 7 литров, развивавшем немалые для того времени 85 л.с. Сам перевод названия авто говорил сам за себя: Packard Twin Six означает "двойная шестерка". Это была быстроходная машина, способная разгоняться до 130 км/ч. Утверждается, что именно это обстоятельство в сочетании с массивностью автомобиля пришлось по душе Иосифу Виссарионовичу. Вернувшись в Москву, Сталин попросил начальника гаража Совнаркома Степана Гиля, который к тому же был личным водителем Ленина, подыскать для него понравившийся на фронте американский "Паккард". Машину с талисманом на капоте в виде взлетающего пеликана отыскали без особых проблем. Авто для Сталина выделили чекисты. В то время "Паккарды" этой модификации были весьма популярны среди руководства ВЧК. "Сталин обожал носиться по подмосковным дорогам на своем 12-цилиндровом "Паккарде" с откинутым тентом", - вспоминал Гиль.
3. Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost
Вскоре Сталин сменил автомобиль, пересел на "Роллс-Ройс 40/50 Сильвер Гоуст" - "Серебряный призрак". Такое решение было принято для всех высших государственных деятелей Советской России, отныне служебные автомобили членов правительства должны были быть однотипными. В СССР, как правило, поставлялись открытые автомобили. Эти надежные, длинные и просторные авто, которые оснащались 48-сильным 6-цилиндровым двигателем объемом 7 литров, отличались отменными характеристиками. С 1922 по 1925 год, в страну было завезено из Англии 73 такие машины. Чешский писатель Гофмейстер в своих воспоминаниях по этому поводу отметил: "Я еще никогда не видел такого скопления "Роллс-Ройсов", которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно "Роллс-Ройсы" нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР..."
4. Packard Twelve
Тем не менее, Сталину, который с 1922 года стал Генеральным секретарем, не очень нравился "Роллс-Ройс", а потому, уже после кончины Ленина, он издал распоряжение о закупке американских автомобилей, которые ему нравились еще со времен Гражданской войны. После этого распоряжения, а именно с 1925 года, в Советскую Россию массово стали поступать американские автомобили таких марок, как "Бьюик", "Паккард", "Кадиллак" и "Линкольн". Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов, 8-цилиндровый Packard 533. Автомобиль Сталину не понравился, и уже в 1933 году он уступил место 12-цилиндровому фаэтону Packard Twelve.
Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии. За все время производства "Паккарда" этой серии ( с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936) только один экземпляр был длиннобазным и с бронезащитой. Именно этот лимузин, почему-то выкрашенный в белый цвет, и был подарен Сталину. Правда, после прибытия в Москву "Паккард Твелв" срочно перекрасили в правительственный, черный цвет. На автомобиле был установлен 12-цилиндровыми мотор объемом 8,2 литра, который обладал мощностью в 155 л.с. При солидной массе в 6 тонн (вес каждой двери составлял 350 кг), лимузин мог разогнаться до 130 км/ч.
Некоторые современники вождя утверждают, что Сталину этот лимузин очень пришелся по душе, прежде всего, за счет своей быстроходности. Именно на этом автомобиле, Сталин совершил многие путешествия, на ней он был на конференциях стран антигитлеровской коалиции, которые проходили в Ялте, Тегеране и Потсдаме, а также лично смотрел из ее окон на поверженный в 1945 году Берлин.
Сверху вниз: серийный "Паккард Твелв"; Длиннобазный "Паккард" главы СССР.
Небольшое отступление. Первые попытки сделать "свое".
Имеются сведения, что сам Сталин не единожды говорил о том, что использование советской элитой машин зарубежного производства является плохим примером для жителей страны и подрывает престиж рабоче-крестьянского государства. Очевидно, именно по причине такого мнения вождя, в начале 30-х годов руководство страны Советов и приняло СССР решение о начале разработки и создания отечественных машин, предназначенных для обслуживания высших персон государства. Задача ставилась таким образом, чтобы отечественные лимузины ни в чем не уступали моделям зарубежного производства.
Первым таким опытом, который, к слову, следует признать не самым удачным, был "Ленинград-1" (Л-1) выпущенный в 1933 году на ленинградском заводе "Красный Путиловец". Этот автомобиль имел 8-цилиндровый мотор мощностью в 105 лошадиных сил. Прототипом советского лимузина являлся Buick-30-90. Таких машин было собрано всего шесть, но ни одной из них не суждено было стать серийным вариантом, а потому и выпуск представительских лимузинов был перепоручен столичному заводу ЗИС.
Новые опытные образцы отечественных машин представительского класса, появились уже весной 1936 года. Эти семиместные автомобили получили название ЗИС-101, а их прототипом снова был выбран "Бьюик". Для отечественного автопрома ЗИС-101 стал настоящим прорывом в мир современных технологий автомобилестроения. На нем впервые были использованы опускающаяся за креслом водителя, перегородка, в машине имелся радиоприёмник и отопитель салона, система охлаждения оснащалась термостатом. Вскоре началось и серийное производство советских лимузинов, за время с 1937 по 1941 год, произвели всего 8752 экземпляров, причем эти автомобили неоднократно модифицировались. Однако Сталин по-прежнему, использовал бронированный "Паккард", а модель ЗИС-101 стала основной служебной машиной для партийно-советской элиты среднего звена. После начала Великой Отечественной войны, ЗИС-101 перестал выпускаться.
5. ЗИС-115
В 1942 году перед заводом ЗИС вновь была поставлена задача разработки представительского автомобиля. В это время завод находился в эвакуации и осуществлял сборку машин для нужд фронта на Урале. Учитывая давнюю симпатию Сталина к "Паккардам", прототипом нового отечественного лимузина стала именно эта марка, а именно - модель
1941 года "Packard 180". К 1944 году разработка была в основном завершена, и был создан образец нового автомобиля. Этот лимузин получил название "ЗИС-110". Он оснащался
140-сильным 8-цилиндровым двигателем объемом 6 литров. В августе 1945 года он прошел первые ходовые испытания и встал на конвейер.
Генсеку полагалась спецверсия этой машины - ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту
162-сильную модель массой около 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.
Вполне закономерен вопрос, где обычно сидел Сталин в автомобиле. В первые годы существования СССР было вполне естественным, когда высокопоставленный пассажир садился в автомобиле рядом с водителем. Так поступал и Сталин. Позднее, когда стали использоваться бронированные автомобили, вождь стал постоянно менять место посадки в машину. Возможно на это решение повлияла его боязнь покушения. Известно, что Сталин мог разместиться в машине и на страпонтене - откидном кресле, об этом имеются даже любопытные воспоминания Жукова, который довольно часто ездил вместе со Сталиным. Маршал так описывает ситуацию: "Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним - Сталин, за
Сталиным - я. Я спросил потом Власика: "Почему он меня туда посадил?". Власик ответил:
"А это он всегда так, так как если будут спереди стрелять - в меня попадут, а если сзади - в вас".
Click to view
Машины Сталина,
https://www.youtube.com/watch?v=84V-5vLi6Q0 * * * * *
Брился Сталин самостоятельно и в разное время пользовался различными и только заграничными бритвами. Поначалу - опасной, выпущенной элитной немецкой фирмой «Solingen»(«Золинген»). Позже отдавал предпочтения безопасным американским бритвам «Gillette» («Жиллет»).
Из всех курительных трубок, имеющихся у него, любимыми были трубки производства английской компании «Dunhill»(«Данхил»). Ну, а время своего правления он сверял по карманным золотым часам, достаточно дорогой и престижной по тем временам швейцарской фирмы «Longines»(«Лонжин»).
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/sssr/zarubejnye-pristrastiia-sovetskih-vojdei-5a69ec5c9b403c2e8aca8760 via
https://pikabu.ru/story/avtomobili_dostoynyie_vozhdya_na_chem_ezdil_iosif_stalin_4247899 Те самые напольные весы немецкой фирмы Seca на Ближней (Кунцевской) даче Сталина.
УТРО НАЧИНАЛОСЬ С GILLETTE И SIEMENS
Во время посещений Ближней и Дальней дач Сталина я обнаружил множество занятных, причем именно импортных вещей.
Даже бытовые весы в сан-узле на Ближней даче были немецкого производства. На их циферблате легко угадывается название фирмы Seca, которая была основана в 1840 году и существует и сейчас. В довоенные времена она именовалась Seca Vogel & Halke GmbH. Весы у Сталина были обычные, пружинные, причем в отличие от современных моделей необходимо было обладать хорошим зрением и определенной сноровкой, чтобы разглядеть на экране внизу цифры, на которых замерла стрелка. Предельное значение на сталинском циферблате, кстати, 140 килограммов.
До конца сороковых годов генералиссимус предпочитал бриться самостоятельно. В начале тридцатых у него еще была немецкая опасная бритва Solingen (по имени городка). Сейчас в России можно купить подобные бритвы с клеймом города за сумму от 250 до 2000 долларов.
Там же: бритвенный набор вождя марки Gillette.
В середине тридцатых "вождь народов" перешел на бритье безопасной бритвой Gillette. Сталинский станок Gillette до сих пор сиротливо лежит на стеклянной полочке под зеркалом в сан-узле на Ближней даче. Нынешние бритвенные станки этой фирмы не так уж и дороги: от 300 до 500 рублей…
В санузле на Ближней даче можно увидеть еще два предмета бытовой техники иностранного производства, причем одной и той же фирмы. Это переносной белый калорифер и электрический водонагреватель накопительного типа фирмы Siemens Chuckert werke GmbH, сейчас более известной как Siemens AG.
РАДИОЛУ ПОДАРИЛ ЧЕРЧИЛЛЬ
Телефоны генералиссимуса: крайние слева и справа - фирмы Siemens, "ВЧ" (цвета слоновой кости) - советский.
В историческом путеводителе С. В. Девятова, А. Н. Шефова и Ю. В. Юрьева "Ближняя дача Сталина" (под ред. Ю. В. Сигачева) есть упоминание и о другой продукции "Сименса", причем такой, которой генералиссимус доверял многие секреты. Вот как описывается Малая столовая: "На северную террасу выходят четыре окна. В простенке между вторым и третьим, как и прежде, стоит круглый стол. На красной скатерти, расшитой желтыми цветами, - кнопка для вызова охраны и черные телефонные аппараты фирмы "Сименс": правительственная "вертушка" и телефон специальной связи с говорящим названием "кремлевка". Рядом аппарат цвета слоновой кости - так называемый "ВЧ".
Кстати, аппарат "ВЧ" был отечественного производства, поскольку "Сименс" подобной технологии шифрования телефонных разговоров в те времена не имел.
У камина в Большом зале стояло ружье старейшей немецкой оружейной фирмы, основанной еще в 1751 году Sauer&Sohn. Современный Sauer-202 стоит от 140 до 190 тысяч рублей, другие модели могут быть и дороже.
Там же, в Большом зале, была английская радиола, подаренная Сталину Черчиллем. Подобное многофункциональное устройство, тоже импортное, было на втором этаже дачи.
Большой зал Ближней дачи: в углу - английская радиола, которую Сталину подарил Черчилль.
Источник:
http://maxpark.com/community/4375/content/2093002 * * * * *
Оригинал взят у
oadam в
Где сейчас машина Сталина С подачи Сталина среди советских руководителей высшего ранга одно время были модны автомобили марки Packard Twelve 14-й серии. Было их в СССР по разным подсчетам от 12 до 15 машин, и некоторые экземпляры дожили до наших дней, будучи раскиданы историей по постсоветским просторам (в итоге, в основном уйдя за рубеж). Причем все их нынешние владельцы в один голос уверяют, что именно на этом автомобиле ездил Сталин.
Чёрт его знает, может и не врут, но и доказать не могут. А вот путь одного из сталинских «Паккардов» установить можно, и очень достоверно. Он сейчас в Киеве.
.
Но давайте по порядку. Ровно 77 лет назад, 29 апреля 1936, два первых опытных образца советского автомобиля класса «люкс» ЗИС-101, въехали в ворота Кремля и были представлены на одобрение Сталину и членам Политбюро. Он им понравился, и с ноября 1937 года автомобиль был поставлен на сборочный конвейер.
ЗИС-101 был копией американского «Бьюика-8» серии «90» плюс разработки советских конструкторов. Кузов был спроектирован тоже на американской фирме Badd, и вполне естественно, что его стиль получился чисто американским, похожим сразу на несколько популярных в то время американских автомашин (а в основном - на Packard).
Сталин и члены Политбюро у первого экземпляра ЗИС-101
.
Выпускали ЗИС-101 штук по 4-5 в день, и с 3 ноября 1936 по 7 июля 1941 года было произведено 8752 автомобиля. В основном все эти машины поступили в пользование советским партийным и хозяйственным работникам, но около сотни автомобилей были переданы в таксопарки Москвы, Киева и Минска.
Стоила эта машина 40 тысяч рублей (при средней зарплате в 1936-1940 гг. в 207-339 руб. в месяц), и многие ученые, писатели и артисты с удовольствием бы их купили. Но населению ЗИСы продавались лишь по особому разрешению, и среди счастливчиков были только люди уровня Алексея Толстого, Любовь Орловой и Алексея Стаханова.
Хотя этот автомобиль и создавался как машина Сталина, ему лично был подарен первый образец ЗИС-101, сам вождь этой машиной не пользовался. На нем возили в школу его дочь - Светлану Аллилуеву.
ЗИС-101 1936 года выпуска из музея киностудии «Мосфильм». Снимался в кинофильмах «Старые клячи», «Московская сага» и пр.
.
Сам же Сталин с 1936 года, и вплоть до появления ЗИС-115, продолжал ездить на Packard Twelve (он вообще тяжело расставался со старыми вещами). Это был 7-местный лимузин 14-й серии 1935-1937 модельных годов с колесной базой 144 дюйма (серии 1408) с V-образным двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 175 л.с.
Базовая модель стоила тогда в США $3580, а за броневую доводку в мастерских Derham в Пассадене было заплачено еще $5000. Чуть позже, в 1939 году, на заводе ЗИС, советские рабочие дополнительно усилили защиту автомобиля забесплатно.
.
Существует легенда, что этот автомобиль подарил Сталину президент США Рузвельт в 1936 году через посла США Гарримана. Изначально, чкобы, он был белым, но Сталин приказал перекрасить его в черный цвет. Легенда о рузвельтовском подарке ничем не подтверждена, и ставится многими под сомнение - в честь чего бы это Рузвельт стал одаривать Сталина подарками, если США признали СССР лишь за три года до этого? Да и послом в СССР Аверелл Гарриман стал лишь в 1943 году.
Но не так уж и важно, был ли этот Packard Twelve подарком или советское руководство его попросту купило, но Сталину машина очень понравилась. А то, что нравилось Сталину - нравилось всем, и несколько таких же машин было еще докуплено СССР для Гаража Особого Назначения, который обслуживал правительство. Со своим «Паккардом» вождь не расставался и в путешествиях, в том числе на конференции глав стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме.
Обратите внимание: на «Паккарде» Сталина нет фирменной эмблемы Packard - орлицы.
После появления в 1949 году первой советского бронированного лимузина «ЗИС-115», Сталин пересел на него, но время от времени продолжал пользоваться и «Паккард Твелв». И именно на этом автомобиле 19 февраля 1953 года Сталина в последний раз отвезли из Кремля на Ближнюю дачу в Кунцево. После смерти вождя огромный лимузин остался на Ближней даче, но уже в качестве экспоната организованного там Музея Сталина. Для народных масс музей так и не заработал, и сразу после ХХ съезда КПСС опять стал спецдачей ЦК.
Экспонаты были переданы что куда, а «Паккард» отправился в одну из военных частей КГБ в Подмосковье. О лимузине вспомнили лишь в 1968 году, когда начались съемки киноэпопеи «Освобождение», и в ней актер, игравший Сталина, пользовался настоящим сталинским автомобилем. После окончания съемок Packard Twelve остался на «Мосфильме», где каждый желающий мог спокойно отвинтить с него себе «что-нибудь на память».
..
В 1987 году по ходатайству клуба «Следопыты автомотостарины» практически полностью раскуроченный сталинский «Паккард», как памятник истории, был за символическую плату передан Юрию Алехину. Последний всю жизнь занимался реставрацией американских машин именно этой марки, но на полное восстановление сталинского Packard Twelve, у него не хватило ни сил, ни средств.
В конце 90-х Алехин стал искать на машину покупателя и нашел в лице криминального авторитета международного уровня Хорхе Портилья-Сумина. Тот коллекционировал автомобили ретро, и его коллекция и сейчас хранится на территории Климовского патронного завода. В ней около 20 старинных машин, среди которых «Майбах» из гаража Бормана и кабриолет, якобы возивший Еву Браун. В настоящее время Хорхе Портилья-Сумин где-то скрывается (а по слухам убит).
Но та сделка не состоялась - осенью 1997 года сталинский «Паккард» у мексиканского гражданина с русскими корнями перехватил один украинский олигарх с корнями еврейскими. Он просто перебил цену, а чтобы выгадать время для перечисления денег, эмиссары от украинского олигарха напоили тогда эмиссаров от международного авторитета до беспамятства.
Через таможню лимузин перевезли тоже каким-то хитроумным способом, чуть ли не под видом реквизита киносъемочной группы.
Так что в настоящее время сталинский «Паккард Твелв» находится в особняке украинского олигарха в Конча-Заспе, идеально отреставрирован, полностью на ходу, но на всеобщее обозрение не выставляется. Обладание им тоже почему-то не афишируется (может быть потому, что из России он был вывезен, по сути, контрабандным путем).
И имени этого олигарха я вам не назову, ибо чёрт его знает, куда и почему пропал Хорхе Портилья-Сумин…
* * * * *
Все восемь частей о Главном Скромняжке Советского Союза:
Скромное обаяние товарища Сталина, часть Первая Скромное обаяние товарища Сталина, часть Вторая Скромное обаяние товарища Сталина, часть Третья Скромное обаяние товарища Сталина, часть Четвертая Скромное обаяние товарища Сталина, часть Пятая Скромное обаяние товарища Сталина, часть Шестая Скромное обаяние товарища Сталина, часть Седьмая Скромное обаяние товарища Сталина, часть Восьмая