Под парусом по Камскому морю

Jun 13, 2016 23:46

Море... У нас же есть настоящее море...



На самом деле не настоящее - искусственное, пресное и относительно "маленькое", неполных две тысячи квадратных километров водного зеркала. Которых однако вполне хватает, чтобы из одного конца в другой идти под парусом несколько дней с возможностью попасть в реальный шторм.



Начинается (или заканчивается?) оно у верхнего бьефа Камской ГЭС (у нижнего мы с вами уже бывали), где базируется изрядная часть немаленького пермского парусного флота. Большей частью это яхты с бермудским парусным вооружением.



Но сегодня речь пойдет о плавании под прямым парусом, да еще и на бескилевом судне - таком, на каких предки наши ходили издревле.



Нужно снаряжать большие или малые корабли в зависимости от того, с каким врагом мы сражаемся, - писал византийский император Лев VI в наставлении по морскому делу "Конституция XIX" на границе IX-X веков, - Флоты сарацин и славян отличаются друг от друга. Сарацины охотнее используют большие и медленные суда, тогда как славяне применяют легкие, малые и быстрые корабли. Ведь они добираются до Черного моря, спускаясь по рекам, поэтому не могут пользоваться слишком большими судами...



...корабли русов по причине небольших своих размеров проходят по самой малой воде, так что греческие суда при своей глубокой осадке ничего не в состоянии [с ними] сделать, - вторит ему епископ Кремоны Лиудпранд при описании похода Игоря Святославовича на Царьград в 941 г.



Помимо малой осадки эти суда (оставаясь морскими!) должны были обладать и малым весом - волок был обычным делом, а какой-нибудь девятитонный драккар не очень-то потаскаешь и даже поволочешь без риска разбить. Струги начала X века, найденные при раскопках в Великом Новгороде, имели длину всего 6,7 м с высотой бортов около полуметра. Примерно такие же габариты имели струги Ермака, прошедшие вдоль вот этих самых берегов в веке XVII - около 80 судов, по 10 человек на каждом. Другие просто не протиснулись бы вверх по Чусовой... Мыс Стрелка, кстати:



Из современных судов таким стругам соответствует шестивесельный ял - конструктивно отнюдь не реплика, конечно, но по массо-габаритным характеристикам и прочим ТТХ - практически оно. Значит, и по ощущениям от плавания - теоретически тоже.



Морское судно, способное проходить речные перекаты, а шестеро человек, поднатужившись (а десяток - даже не сильно тужась) могут при волоке просто перенести его через труднопроходимый участок на плечах.

Утром был восход.



Хохловка:





Что интересно, при более или менее попутном ветре благодаря архаичному прямому парусу (точнее, не совсем архаичному, их тут два - кливер и фок, но на одном рее) эта конструкция легко делает любую современную яхту с бермудским вооружением. Проверено )





Но только при попутном. А в отсутствии киля даже полный бакштаг при крепком порывистом ветре превращается в занимательное приключение с постоянным контролем крена судна. Зато не скучно даже тем, кто не занят с парусами. А кто занят - тем более: шкот тут нельзя просто закрепить и забыть до смены курса, натяжение нужно постоянно контролировать



Нефтяные платформы близ Полазны:



Точнее, не платформы, а искусственные банки: перед затоплением Камского водохранилища таким образом нарастили устья нефтеносных скважин. Сейчас почти все они выработаны, и служат пристанищами для чаек.



А по правому борту - Лунежки:



Лучшая скорость, когда судно накренено под парус - в ту сторону, куда дует ветер. При порывах борт почти черпает верхушки волн. Ни киля, ни балласта - ял не переворачивается благодаря обводам - вода сильнее давит на тот борт, на который крен, и ставит лодку обратно. Кильнуться в принципе можно, если очень захотеть, но далеко не так просто, как кажется во время очередного шквала.



Добрянка:





Вслед за поворотом "моря" ветер становится почти боковым, и преимущества прямого паруса сходят на нет. Галфвинд нас легко догоняет судно сопровождения.



Парус долой, садимся на весла. Гребок поначалу кажется легче, чем на байдарке или катамаране - лопасть узкая, весло сбалансировано (кстати, одноногого пирата, как правило, изображают с протезом, сделанным именно из противовеса-валька шлюпочного весла, даже если художник и не знает об этом).



Но само весло весит около 20 кг, и это начинает чувствоваться очень быстро. Гребная смена обычно занимает не более двадцати минут. Но это так, чисто понять, каково бывало подниматься вверх по рекам; сменных гребцов у нас нет, и мы прибегаем к читерству:



Отзываться на каждое движение судна - одно удовольствие, оказаться после этого на твердой палубе - другое.



На заднем плане - остров Туренец:



Этот бывший до заполнения водохранилища просто горой остров - заповедное место гнездования сизой чайки. Низкие и густые деревья вначале служили птицам хорошим укрытием, но когда высота их достигла четырех метров, колония чаек на острове поначалу начала вымирать - чайка не лесная птица. Но к концу 90-х годов прошлого века оставшиеся чайки приспособились и стали устраивать гнезда в нетипичных для других колоний местах: в кустарнике, на стволах деревьев и внедрились на заросшую часть острова. Произошел небольшой эволюционный скачок не только в поведении, но и в строении: даже птенцы в этой популяции выглядят немного по-другому, более длиношеие и длинноногие.



На горизонте Ильинский:



В обвинском заливе тихо, спокойно, солнечно. Сонно. Как в старые добрые времена.





Замена руля - катамаранного. Яхта не выдержала, ял выдержал.





Вечером был закат.



Испытано на себе: нескучно, надежно. Скоро наши ребята поведут группы, только не от Перми до Ильинского, а по древним местам - c Пыскора в сторону Усолья и Орла-городка. Присоединяйтесь. Блог не превращается в рекламный, просто работа и хобби у меня в последнее время переплелись между собой.

сплав, Средний Урал, Пермь

Previous post Next post
Up