Не успела пройти шумиха по поводу «Дяди Вани» в театре им. Вахтангова, как неистовый литовец Туминас, пытающийся все глубже залезть в проблемы русской души ставит на подмостках пьесу М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Этот «Маскарад» не пестрит красками, дамы тут не блистают в украшенных нарядах, а понятие «маска» в этом спектакле относится напрямую к сути актерских ролей. Не смотря на то, что каждый из монологов пьесы может служить отдельным, целостным произведением, Римас Туминас смело вырезает их ножницами мизансцен: образы и метафоры, считываются или не сразу или так и остаются зашифрованными, тая в себе ответ на вопрос : Что же все-таки хотел сказать постановщик?
Герои в пьесе кажутся более разнохарактерными, чем мы можем видеть их на сцене. Арбенин, в исполнении Евгения Князева: прожженный жизнью, циничный эгоист, который заменяет долгие, яркие, по-своему тонкие монологи о любви к супруге точными, высокопарными словами о доблести и чести. Жизнь его прожита, и Нина в его понимании: это трофей, который жалко проиграть в очередной игре, но он все-таки ставит ее жизнь на кон, не имея ничего большего.
Туминас сыграл на ярком контрасте Баронессы и Нины: облачив первую в глухое, тяжелое черное платье. Арбениной же легкой рукой костюмера досталось белое воздушное одеяние. И, действительно, в их диалогах контраст виден как нельзя лучше: тут порок затмевает молодость и невинность чувств.
Смело сыграна роль князя Звездича (Леонид Бичевой). Не оставляя этой роли ни толики человечности, данной ей Лермонтовым, постановщик смело накидывает на нее вуаль легкомыслия, дурости и пошлости. Это только в кульминации Князь будет искренне раскаиваться в своей «нахальности» по отношению к чете Арбениных, а в течении первых двух часов он залихватски заглядывает под юбки барышень, а то и ненароком стремится обуздать одну из героинь во время «Маскерада».
Оформление сцены в течении трех часов меняется лишь мелкими деталями: как то, что гипсовую фигуру девы, сначала топят в прорубе, привязывая к шее картежника, скончавшегося в результате неудачной игры (опять же Туминас нас вводит в мир своих метафор). На пустой постамент в завершении ставят уже отравленную бездыханную Нину, обнеся всю композицию черным кованым забором, символизируя могилу невиновной.
Фарс, снег, расстрелянное пианино, баснословное количество мизансцен, трагедия, ноты стремления к эмансипации женщин в голосе, ирония в сочетании с вальсом Хачатуряна- это и есть современное видение классической постановки литовским режиссером… К слову сказать, что премьерный «Маскарад» Римаса, поставленный им на родине десять лет назад имел громкий успех и в России был удостоен «Золотой маски» как лучший иностранный спектакль.
Ключевой деталью постановки является огромное количество искусственного снега : вечно затрудняющего ходьбу актерам, сыплющего сверху белыми хлопьями. Юродивый, названный в спектакле «Человек Зимы», на протяжении двух действий лепит из сугробов снежный ком, в котором после убийства Нины погрязнет Арбенин: как и в своем сумасшествии, сотканном из вечных интриг Казарина, Шприха и конечно же Баронессы.