Типы эпических героев : I. Хтонический герой

Nov 06, 2019 06:39

В эпическом наследии индоевропейских народов на основании анализа конкретных "биографий" эпических героев можно выделить несколько главных героических типов. Каждый из них включает в себя некий комплекс "биографических" мотивов и черт. Каждая из этих черт , в целом, наиболее часто присуща данному типу. Хотя нередко каждый конкретный эпический герой может иметь отдельные "биографические" черты другого типа или , наоборот, не иметь некоторых черт , присущих его типу , к которому , тем не менее , будет относим по совокупности характеристик. Иногда в конкретном эпическом герое могут встречаться , в равной мере, черты нескольких типов , так что отнести его к одному какому-либо типу трудно . Обычно такие герои характерны для эпоса , сформировавшегося в довольно позднее время (армянский , сербский и др. ). Таким образом , выделение данных типов имеет долю условности , но , тем не менее , оно достаточно закономерно , что мы и постараемся наглядно показать.

I. ХТОНИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Герой данного типа стал главным во многих эпосах и.е. народов. Сюда вполне относимы древнегреческий Тесей , иранский Ростам , индийский Рамачандра , скандинавский Старкад Сторверкссон , французский Гильом Оранжский , русский Илья Муромец , немецкий Теттлейв Датский ( Дитлейб фон Штейер ) , немецкий же Дитрих Бернский. Значительное количество мотивов из данного комплекса имеют "биографии" южнославянского Марко Кралевича и армянского Давида Сасунского. Некоторые мотивы имеют греческий Дигенис Акрит , албанский Муйо Хрничин , ирландский Кухулин , немецкие Хильдебранд и Видга , кавказский Сослан (Сосруко) и др. Данный тип представлен следующими основными мотивами (сюжетами) и чертами :

1. Хтонические связи

Хтонические связи героев могут выражаться по разному : герой может быть сыном морского бога или потомком хтонического чудовища ( змея или великана ) , родиться из камня , его смерть имеет хтонические мотивы и др.

Тесей , один из величайших героев древнегреческого эпоса и мифологии , был сыном морского бога Посейдона , который возлег с его матерью Этрой , дочерью Питфея из Трезена. По линии своего земного отца Эгея Тесей является потомком хтонического полу-дракона Эрихтония (Эрехтея). Эгей прячет свой меч под огромным камнем и подросший герой легко отваливает его , добывая себе оружие.
Главный герой иранского эпоса - Ростам, сын Дастана (Заля) и кабульской царевны Рудабе по материнской линии был потомком Зоххака ( чудовищного змея Ажи-Дахаки), что , возможно, отчасти и являлось причиной его необыкновенной мощи. В юности Ростам был настолько силен и тяжел , что его не держала земля и даже на скалах он оставлял глубокие следы. Тогда он взмолился Йездану и тот , по его просьбе, отнял у него часть сил.

Герой скандинавского эпоса Старкад , сын Сторверка , был внуком восьмирукого великана ( ётуна) Старкада Алудренга , с которым расправился громовержец Тор. По другой версии , герой сам был первоначально многоруким великаном , но Тор оторвал лишние руки , придав ему облик, более похожий на человеческий. Старкад тесно связан с Одином (богом , имеюшим и хтонические черты) , который под именем Грани являлся воспитателем Старкада , а впоследствии , вопреки Тору , наделил его долгой жизнью , победоносностью и поэтическим даром. В детстве и юности Старкад был сиднем , пока друг Викар не призвал его к подвигам.

Некоторые хтонические черты проглядываются и в главном герое русского эпоса , который довольно тесно связан с землей. Илья Муромец , согласно преданию , 33 года лежал сиднем но был исцелен странниками , которые напоили его питьем ( квасом, пивом или ключевой водой) и наделили необычайной силой. По одной из версий , Илья добывает себе оружие подобно Тесею - отвалив огромный камень.

Главный герой Нартского эпоса Сослан ( Сосруко , Сасрыква и др. ) родился из камня , оплодотворенного пастухом (иногда- Сосаг-алдаром) при виде нартской красавицы Сатаны (Сатаней).

Дитрих Бернский , главный герой немецкого эпоса , согласно прозе "Книги героев" ( XV век ) родился от связи своей матери с демоном. Когда он впадал в сильную ярость , то выдыхал изо рта нестерпимо жаркое пламя , по видимому , обнаруживая , таким образом , свое происхождение.

В средневековых эпосах , где связь с мифологией ослаблена , у героев данного типа стерлась и явные хтонические связи. Как мы видим на предыдущих примерах , в нескольких случаях для героя данного типа характерен мотив сидня ("герой не внушающий надежды") , с которым иногда связывается мотив чудесного получения силы . Этот же мотив мы видим и у других героев , некоторые из которых по совокупности характеристик (что будет показано в дальнейшем) относимы к данному типу :

Герой немецкого эпоса Теттлейв Датский в детстве и юности сидел у золы и занимался неподобающими своему знатному роду занятиями занятиями , пока в первый раз не поехал со своим отцом на пир.

Муйо Хрничин , главный герой албанского эпоса , изначально был простым пастухом , но , испробовав молока чудесных дев -зан , получил необычайную силу.
Также , от молока самовил , получает свою силу Марко Кралевич (главный герой южнославянского эпоса) в болгарских вариантах.

2. Победа героя на пути над разбойниками

Первым из подвигов такого героя является победа по дороге над разбойниками , которые иногда имеют сверхъестественную природу :

Тесей , которому надо было прибыть к отцу в Афины , не желая избегать опасностей , предпочитает безопасному водному пути сухопутную дорогу , вдоль которой живут многочисленные разбойники и злодеи : Перифет , сын Гефеста , сыновья Посейдона : Скирон , Керкион и Прокруст , Синис , чудовищная Кроммионская свинья. Всех их Тесей успешно одолевает , благополучно прибывая в Афины.

Первым подвигом Рамы было избавление брахманов-отшельников от ракшасов , по просьбе мудреца Вишвамитры. По пути на лесной дороге герой убивает чудовищную ракшаси Тараку (Тадаку) , а затем одолевает ракшасов Маричу и Субаху.

Юный Ростам побеждает разбойника Кук-е Кухзада (Куку-Кусора).
Впоследствии , чтобы освободить царя Кей-Кавуса и иранских воинов , герой отправляется в Мазендеран , по дороге одолев дракона , отряд царя Авлада , дивов Эрженга , Бида, Сендже и Пулада , и , в конце концов , побеждает Белого Дива ( Див-е Сепида ).

К первой поездке Ильи Муромцем , кроме столкновения с Соловьём-разбойником , нередко приурочивается также его встреча с разбойниками , которых герой устрашает или убивает своим богатырским выстрелом из лука в дуб или в землю.

Теттлейв Датский , возвращаясь вместе со своим отцом Битурульвом (Битерольфом) из своей первой поездки на пир , встречается на дороге в лесу Фальстрског 12 разбойников , среди которых был могучий воин Инграм и герой Хеймир. Отец и сын расправляются с разбойниками , Битурульв убивает Инграма , а Теттлейв обращает в бегство Хеймира.

Видга , сын кузнеца Велента , герой германского эпоса , по пути ко двору Тидрека (Дитриха) Бернского на мосту у крепости Бриктан с помощью Хильдибранда и ярла Хорнбоги одолевает 12 разбойников во главе с Грамалейвом и Студфухсом.

Юный Давид Сасунский , возвращаясь из Мсыра домой , по дороге на мосту Батмана одолевает пахлеванов Мсра-Мелика - Батмана-Буга и дэва Чарбаара-Ками.

В греческом эпосе Дигенис Акрит , будучи еще юным , встречает и побеждает в схватке разбойников-апелатов , включая Иоаннакиса и Киннама. Затем Акрит еще раз встречается с апелатами и снова одолевает их , включая Филопаппа , того же Иоаннакиса , Киннама и Мелимидзиса.

Гильом Оранжский, один из главных героев французского эпоса, на исходе жизни став отшельником , дважды встречается с разбойниками. Сначала он встречает в лесу 15 разбойников и убивает их вождя Гондрена, а потом и всех остальных оторванной лошадиной ногой . Затем вместе со своим другом Гидоном он одолевает 12 разбойников , напавших на его дом.

3. Герой утверждает законную власть

Герой является оплотом законной власти , обороняя её от менее легитимных претендентов или просто мятежников , иногда он сам вопреки оппозиции делает правителем законного наследника В некоторых случаях подчеркивается , что герой (если он сам не предстает правителем) мог бы сам сесть на престол, но не делает этого , продвигая более легетимного претендента :

Власть у Эгея оспаривали 50 сыновей его брата Палланта , который правил в южной Аттике . Когда Тесей прибыл в Афины и Эгей сделал его своим наследником , Паллантиды с войском выступили против афинского царя. Тесей перебил 50 Паллантидов и , возглавив афинян , разбил их войско , погиб и сам Паллант.

После смерти шаха Гершаспа , сына Зова , Иран остался без правителя и подвергся нападению туранского царевича Афрасиаба. Ростам отправился в путь , чтобы найти потомка древних царей. На горе Эльбурс он находит Кей-Кобада , потомка Фаридуна , и привозит его в Иран. На обратном пути герой побеждает туранский отряд во главе с Колуном , который был послан им навстречу. После победы над Афрасиабом и заключения мира с его отцом царем Турана Пешенгом , Кей-Кобад прибывает в Истахр и занимает царский престол, основывая династию Кеянидов.

Император Карл уже состарился и хочет назначить своим наследником малолетнего Людовика , однако его одолевают сомнения. Тогда Эрнеис Орлеанский предлагает , чтобы его назначили регентом пока Людовик не может править. Гильом Оранжский , узнав об этом , немедленно прибывает ко двору, убивает Эрнеиса , который уже был готов короноваться , и коронует Людовика. Через некоторое время , пока Гильом отсутствует , против Людовика восстает нормандский герцог Ришар Старый , на французский трон готовится взойти его сын Аселен. Возвратившийся Гильом убивает Аселена , но щадит Ришара по просьбам знати , а затем усмиряет мятежи в разных частях страны. На обратном пути героя , когда при нем было лишь двое спутников , подстерегает Ришар с 15 рыцарями , которые , однако, были обращены в бегство , а сам герцог попал в плен и окончил свои дни в темнице.

Друг Старкада Викар был заложником у Хертьова , конунга Хёрдаланда , который убил его отца Харальда и захватил его королевство в Агдире (западная Норвегия). Когда Старкад повзрослел , Викар призвал его вместе с ним сразиться против Хертьова. Собрав еще 12 витязей , они взяли приступом усадьбу конунга и убили его , перебив много его воинов. Викар вернул королевство своего отца и стал конунгом Агдира. Затем Викар вместе со своими витязями , главным из которых был Старкад , победил братьев Хертьова - Гейртьова , конунга Упплёнда и Фридтьова , конунга Теламёрка . Гейртьов пал в битве , а с Фридтьовом заключили мир , но он должен был удалиться из своих земель.

4. Победа над антропоморфным чудовищем в "подземелье."

Схватка с чудовищем может составлять главный подвиг и центральный эпизод в "биографии" героя данного типа. Иногда схватка может происходить на мосту или после перехода через мост , иногда - в "подземелье" - пещере , лабиринте и др. , что может указывать на иной мир. В некоторых эпических "биографиях" ( русском , армянском , отчасти иранском ) мы видим слияние данного мотива с мотивом # 2 ( "победа над разбойниками по дороге") . В разных жанрах (например, волшебных сказках) герой при переходе через мост сражается с драконоподобным чудовищем. Но в данном комплексе чудовище всегда (или почти всегда) имеет антропоморфный облик.

Афинский царь Эгей , отец Тесея , вынужден платить дань критскому царю Миносу - афинских юношей и девушек , которых отправляют на Крит и заточают в Лабиринте , где их пожирает обитающий там чудовищный Минотавр. Тесей отправляется вместе с ними и в Лабиринте убивает Минотавра , а затем выбирается из него с помощью клубка Ариадны, дочери Миноса.

Иранский шах Кей-Кавус со своим войском идет походом на страну дивов - Мазендеран , где его вместе с воинами захватывает в плен Белый Див . Ростам , прибыв в Мазендеран , освобождает из заточения царя Кей-Кавуса и его воинов . Затем он вступает в схватку с исполинским Белым Дивом , главой мазенских дивов. Герой находит чудовище в его пещере , вступает с ним в борьбу и убивает его.

Чтобы освободить свою жену Ситу , похищенную десятиглавым царем ракшасов Раваной ( санскр. "Ревун") , Рама прибывает в его царство на остров Ланку. Чтобы преодолеть водное пространство между материком и Ланкой , его соратники ванары (обезьяны сверхъестественного происхождения) строят через океан мост. Перейдя мост с войском ванаров , Рама , после кровопролитных сражений между ракшасами и ванарами , одолевает Равану в поединке и освобождает свою жену.

Илья Муромец , избегая безопасного пути, предпочитает ехать в Киев по опасной "дорожке прямоезжей". По пути герой одолевает в лесу чудовищного Соловья-разбойника и , по некоторым вариантам , его дочь-богатыршу. Илья привозит Соловья к киевскому князю. Прежде чем повергнуть Соловья , богатырь из вырванных деревьев мостит гати через топь или делает мост через реку Смородинку.

Давид Сасунский одолевает на мосту Батмана-Бугу и дэва Чарбаара-Ками на мосту (см.выше) . Также он убивает 40 дэвов , которые грабили сасунский люд.

Дитрих (Тидрек) Бернский , охотясь вместе со своим воспитателем Хильдебрандом , ловит цверга Альврека (Альбриха) , который рассказывает ему о сокровищах могучего берсерка Грима и его жены - троллихи Хильд. Дитрих вместе с Хильдебрандом пробирается в их подземное жилище , вступает с ними в схватку и убивает их.

Видга , одолев на мосту 12 разбойников , прибывает в Берн , где почти одолевает в поединке Дитриха (Тидрека) Бернского. Вероятно , Дитрих , имеющий некоторые черты присущие чудовищам ( огненное дыхание) , мог здесь заменить настоящее чудовище.

Гильом Оранжский , уже находясь в отшельничестве , решает построить мост через реку Эро , но каждую ночь приходит чёрт и разрушает то , что герой построил за день. Гильом поджидает его на мосту, вступает с ним в борьбу и одолевает его , сбросив его в водную пучину.

5. Заключение в подземном мире

Герой некоторое время находится в заключении у владыки подземного мира. Этот мотив в западноевропейском средневековом эпосе и некоторых других может лишь угадываться в сюжетах , где герой находится в заключении у своего противника ,не всегда обладающего сверхъестественными чертами. Герою помогает освободиться его друг или родич.

Тесей вместе со своим другом - царем лапифов Пирифоем решают добыть себе жен. Они похищают из Лакедемона Елену , которая достается Тесею , а Пирифой хочет похитить саму Персефону , жену Аида. Друзья спускаются за ней в загробный мир , где присаживаются на камень и прирастают к нему по воле Аида. Так они находятся в заключении , пока Геракл не освобождает Тесея из Аида , оторвав его от камня.

Согласно нескольким версиям сказания о Раме ( санскритской "Ананда-Рамаяне" , "Рамлингамрите" на хинди , бенгальской "Рамаяне" Критибаша Оджхи и некоторым устным версиям на индийских языках ) Раму с его братом Лакшманой уносят в свое царство братья Раваны - владыка подземного мира Махи-Равана ( Патала-Равана ) и Ахи-Равана , которые заключают героев в оковы и собираются принести их в жертву. Однако ванара Хануман освобождает братьев , которые убивают братьев Раваны.

Дитрих Бернский встречается с могучим великаном Зигенотом , родичем Грима и Хильд . Зигеноту удается одолеть героя и уволочь в свое жилище , где он бросает его в яму со змеями , героя спасает магический камень. На поиски Дитриха отправляется Хильдебранд , которого великан также связывает и захватывает в плен. Однако ему удается освободиться , после чего он убивает Зигенота и освобождает Дитриха из змеиной ямы.

В эпической биографии Ильи Муромца также , быть может, можно уловить следы описываемого мотива . Герой много лет находится в "погребах глубоких" , куда его , поверив навету , заключает князь Владимир. Хотя в данном случае это лишь деталь другого мотива - только несправедливо заточенный герой может отразить врага.

Находится в заключении у сарацинского короля Синагона и Гильом Оранжский. По истечении 7 лет , он освобождается с помощью хитрости и вместе с пришедшим ему на помощь французским войском одолевает сарацин.

Муйо и его брат Халиль находятся в заключении , пока их не освобождает Имер ( Зюмери) , сын Муйо.

Давид Сасунский перед поединком с Мсра-Меликом попадает в приготовленную тем ловушку - глубокую яму , его сковывает железная сеть , а сверху навалены жернова. Однако , его дядя Ован взывает к нему и сасунский герой вырывается из ловушки. Мотив попадания героя в яму , выкопанную его врагами на поле боя или же на пути , встречается также в отношении Ильи Муромца и Ростама (см.ниже ).

6. Сражение с воительницей и женитьба на ней

Герой одолевает воительницу , сын от которой вступает потом с ним в единоборство (или иной конфликт).

Тесей участвовал в походе Геракла за поясом царицы амазонок Ипполиты ,дочери Ареса . После победы над амазонками Тесею за его храбрость досталась взятая в плен воительница Антиопа , сестра или дочь Ипполиты ( по другим версиям - сама Ипполита или Меланиппа ) , которую Тесей взял в жены. По иной версии , Тесей сам совершил поход на амазонок. Жена Тесея погибла во время сражения с амазонками , осадившими Афины. Либо она была убита Тесеем (или Гераклом) , когда явилась на свадьбу Тесея с Федрой , чтобы перебить присутствовавших на свадьбе.

Ростам , согласно устным систанским сказаниям , женился на царевне-воительнице , которую до этого победил в едниноборстве.

Илья Муромец вступает в поединок с богатыршей Златыгоркой ( Латыгоркой, Синегоркой и пр. ) , в бою они не уступают друг другу , в другом былинном сюжете Илья одолевает Златыгорку , помогая Добрыне Никитичу . У Златыгорки от Ильи рождается сын.

Теттлейв Датский осиливает могучую дочь Сигурда Старого и заключает с ней помолвку или брак , но затем он оказывается расторгнут.

Давид Сасунский сватается к богатырше Хандут-ханум , дочери Вачо-Марджо , царя Капут-Коха. На поле боя с врагами Хандут не узнает жениха и вступает с ним в схватку , но Давид одолевает её. Хандут становится женой Давида.

Кухулин , главный герой ирландского эпоса , оказывая помощь своей наставнице Скатах , вступает в поединок с воительницей Айфе , королевой севера Альбы (Шотландии) и ему с трудом удается одолеть её. У Айфе от Кухулина рождается сын Конла.

7. Единоборство героя с сыном

Этот широко распостраненный мотив (сюжет) наиболее прочно связан , по нашему мнению , с рассматриваемым типом героя , хотя нередко приложим и к другим героическим типам. Наиболее характерные для этого сюжета мотивы следующие : матерью зачастую является воительница ; сын и отец не знают друг друга ( там , где данный сюжет представлен в ином виде , отец может не знать о невиновности сына) ; перед боем с отцом сын обычно одолевает нескольких сильных противников ; сын поначалу одолевает , но отец так или иначе оказываетмя победителем ; в большинстве случаев конфликт оканчивается гибелью сына.

В древнегреческих сказаниях о Тесее этот мотив присутствует в несколько измененном виде - единоборства с сыном нет , но конфликт и гибель сына сохраняется.
Жена Тесея Федра влюбляется в своего пасынка Ипполита ( сына амазонки Антиопы ) и склоняет его к любовной связи. Однако , Ипполит отказывается и Федра в отместку клевещет на него - якобы Ипполит её изнасиловал. Тесей верит клевете и просит своего отца Посейдона покарать преступника сына. Когда последний едет вдоль моря на колеснице , Посейдон пугает коней, колесница разбивается и Ипполит погибает. Тесей вскоре раскаивается в том , что навлек на него гибель.

В индийской мифологии этот мотив связан с Шивой. В "Падма-пуране" рассказывается , как Шиве пришлось сразиться с неодолимым для богов Джаландхарой , который был порождением его гнева и воплотился как сын Океана (Сагары) и Ганги . После упорной битвы Шива убивает Джаландхару диском , сотворенным из гнева богов.
В эпосе мотив этот представлен в "биографии" Арджуны . Во время ашвамедхи герой прибывает в Манипуру , где встречается со своим сыном от манипурской царевны Читрангады - Бабхруваханой. Арджуна требует от сына сразиться с ним , как того требует ритуал. Отец и сын сражаются и Бабхрувахана случайно убивает Арджуну , которого оживляет нагиня Улупи , одна из его жен.
В "Рамаяне" Вальмики единоборство отсутствует , однако поединок Рамы со своими сыновьями (или одним из ним) присутсвует в "Падма-пуране" , "Катхасаритасагаре" , "Ананда-Рамаяне" , "Паумачарии" Вималасури , "Уттарарамачарите" Бхавабхути и других версиях сказания о Раме. Из-за подозрений своих поданных в отношении Ситы , Рама вынужден удалить от себя свою жену , которая находит приют у мудреца Вальмики . Там она рождает двух сыновей - Лаву и Кушу. В "Рамаяне" Вальмики , Рама встречается со своими неузнанными им сыновьями , а потом узнает их при мирных обстоятельствах. Но в других , названных выше , версиях ему приходиься прежде сразиться с ними. Встретившись с братьями Рамы (или одним Лакшманой ) , когда те проводили ашвамедху или при других обстоятельствах , Лава и Куша (или один Куша , тогда как Лаву захватывает в плен Лакшмана) одолевают их.Тогда против них ( или одного Куши ) выходит сражаться сам Рама , но во время сражения между ними Сита раскрывает их родство , и они примиряются. Согласно кашмирской "Рамаяне" Куша и Лава убивают в бою одного за другим братьев Рамы - Бхарату, Шатругхну и Лакшману , а затем Сугриву и Ханумана, а когда с ними вступает в битву Рама , то и его самого. Короны убитых они приносят своей матери и узнают от нее , что убили своего отца и дядьев. Их оживляет Вальмики дождем амриты.

Ростам вступает в единоборство с Сохрабом , своим сыном от саманганской царевны Тахмине ( согласно устным систанским сказаниям - от царевны-воительницы ) . Сохраб растет вместе со своей матерью и , возмужав , собирается свергнуть Кей-Кавуса. С туранским войском он отправляется в Иран . Никто из иранских богатырей не может ему противостоять , и против него вынужден выступить Ростам. Не ведая о своем родстве , отец и сын сражаются и Сохраб одолевает , но Ростам хитростью убеждает его сразиться еще раз. Перед решающим боем он просит Йездана вернуть ему часть его мощи , которую Йездан по его просьбе забрал у него в юности. Мольба богатыря исполнена , и на следующий день Ростам одолевает Сохраба и наносит ему смертельную рану. Перед смертью тот сообщает имя своего отца и повергает Ростама в горе и раскаяние.

Сокольник , сын Златыгорки и Ильи Муромца растет вместе с матерью . Он отправляется в поход , намереваясь разорить Киев. Когда он проезжает мимо заставы , против него посылают богатырей , которые , однако, не могут ему противостоять. Против него выезжает сам Илья. Они сражаются и , когда дело доходит до рукопашной борьбы , русский богатырь оказывается лежащим на земле и Сокольник угрожает убить его. Илья обращается к Богу , отчего у него прибывает силы и теперь он одолевает противника. Прежде чем убить , он спрашивает его "род-племя" , и , узнав в нем своего сына, отпускает его . Вернувшись домой , Сокольник убивает свою мать и вновь приезжает на заставу , чтобы убить своего отца. Он застает Илью спящим , но ему не удается убить его , проснувшийся богатырь убивает вероломного сына.

Конла , сын воительницы Айфе, отправляется на поиски своего отца , приплыв из Шотландии в Ирландию. Уладский король Конхобар посылает ему навстречу Кондере ,чтобы тот расспросил его имя. После того , как воин , согласно своему гейсу , отказывается называть имя , к нему посылают Конала Кернаха , который сражается с ним , но сын Кухулина одолевает. Тогда против него выходит сам Кухулин, сначала они сражаются на мечах и Конла ударом обривает ему голову , а затем борются врукопашную и Конла трижды бросает Кухулина. Тогда последний наносит ему смертельную рану своим особым оружием - рогатым копьём , которым наставница Скатах обучила владеть только его . Кухулин понимает , что сраженный воитель это его сын , и вместе с уладами скорбит о его гибели.

Пока Давид Сасунский добывает жен своим друзьям-витязям , у его жены - богатырши Хандут рождается сын , которому дают имя Мгер. Однажды он спрашивает мать о своем отце и та обо всем ему рассказывает. Мгер садится на коня , едет навстречу Давиду и встречает незнакомого всадника с девушкой за спиной. Он требует у Давида (которым , конечно же , и был незнакомец) отдать ему девушку , которая более пристала ему - юноше, а не бородатому мужу. Давид и Мгер сходятся в поединке , от их могучих ударов окрестности заволкиваются темной пылью. Об их схватке узнает Хандут , которая приходит на место боя но не в силах его остановить. Тогда она обращается с мольбой к Богу , является архангел Гавриил и разводит противников. Отец узнает сына , но за то , что тот сражался с ним проклинает его - Мгер будет бессмертен , но бездетен.

В немецком эпосе Хильдебранд , после многолетнего изгнания вместе с Дитрихом , хочет наведаться в родную страну. Герцог Абелунг предупреждает его о том , что на заставе у бернской земли его встретит молодой воин , который непременно нападет на него , но старого героя это не страшит. На заставе у Берна он вступает в поединок с этим воителем и тот наносит ему страшный удар , от которого Хильдебранд едва спасается. Но все же он одолевает витязя , повалив его наземь, и спрашивает его имя. Этим воином оказывается Алебранд , сын Хильдебранда и герцогини Уты. Отец и сын радуются своей встрече и вместе прибывают домой , где его мать Ута сначала принимает мужа за обычного пленника , но Алебранд раскрывает ей правду. По более ранней версии , поединок происходит во время сражения.

8. Отражение вражеского нашествия

Герой данного типа играет решающую роль в отражении вражеского нашествия. В некоторых эпосах ( русском , французском , армянском ) этот мотив является центральным в "биографии" героя. Враги обычно этнически и/или культурно (хотя иногда лишь в одном или нескольких аспектах - например , оседлые иранцы и кочевники-туранцы ) чужды народу , к которому принадлежит герой , т.е. это не рассматривается как междоусобная распря , сколь угодно крупная. Во многих случаях герой поначалу не принимает участия в сражении ( по крайней мере , в том , на котором акцентируется внимание ) и его соплеменники несут тяжелые потери или находятся в трудном положении. Когда же герой присоединяется к ним , или же вовсе выступает в одиночку , то поражение грозит уже врагам , хотя не всегда он одолевает их сразу.

Во время правления Тесея в Афинах в Аттику вторглось воинство амазонок во главе с Орифией либо Ипполитой, по версии , в союзе со скифами во главе с Панасагором , сыном царя Сагила. Амазонки подошли к самым стенам Афин , но Тесей с афинянами смог их отразить , амазонки были разбиты и были вынуждены покинуть Аттику ( по версии , был заключен мир ). Во время боя погибла жена Тесея амазонка Антиопа , сражавшаяся на его стороне .

Ростам вместе с другими иранскими воителями неоднократно побеждал туранские войска , посылаемые Афрасиябом. В первой же битве с Афрасиабом Ростам захватил живьем туранского царя , но тому удалось ускользнуть от богатыря. Однажды к туранскому войску во главе с военачальником Пираном присоеденился богатырь Камус , царь Кешана (Кушана) , витязь Шенголь , царь Хинда , Хакан Чина (Китая) и другие враждебные иранцам правители со своими войсками. Против Ирана собралось огромное воинство. На помощь находящемуся в замешательстве иранскому войску подоспел Ростам , который победил Камуса в поединке. Произошла битва , в которой иранское войско сразилось с огромным вражеским воинством . Ростам в битве перебил множество врагов , одолел Шенголя и других царей и пленил самого Хакана Чина , вражеское войско было разгромлено.
Этот же мотив в "Шахнаме" привязан и к противнику Ростама - Исфандияру , хотя он определенно относится к другому героическому типу. Горезм клевещет на Исфандияра его отцу Гоштаспу , шаху Ирана - тот де намерен свергнуть отца и заточить его. Гоштасп вызывает сына к себе и заточает его в крепости Гонбедан-деж , сковав цепями. Через некоторое время в Иран вторгается туранское войско во главе с царевичем Кохремом и царем Турана Арджаспом. В битве туранцы разбивают войско Гоштаспа , 38 сыновей иранского шаха погибают. Мудрец Джамасп прибывает к крепость , где заточен герой и просит его помочь иранцам. Исфандияр сначала отказывается покидать место заточения , но , узнав о том , что ранили его брата Фершидверда , разрывает цепи и готов идти на помощь. Похоронив Фершидверда , он примиряется со своим отцом и вместе с иранцами вступает в битву. В бою он сражает множество туранцев , обращает в бегство Кохрема и Арджаспа , туранское войско терпит поражение.

Илья Муромец оказывается оклеветан перед князем Владимиром и заточен в "погреба глубокие". Его тайно кормит княгиня , жена Владимира (или дочь). Вскоре остальные богатыри также покидают Киев. Узнав об этом , Калин-царь ( Кудреванко , Скурла , Батыга и др. ) со множеством царей и королей во главе огромного татарского войска подходит к Киеву. Князь Владимир в отчаянии , но жена советует ему обратиться за помощью к Илье. Князь не верит , что тот еще жив , но княгиня убеждает его. Он раскапывает "погреба" , но герой отказывается выходить по просьбе князя , внимая лишь просьбе княгини. Богатырь примиряется с Владимиром и едет к богатырскому стану , но богатыри во главе с Самсоном Колыбановичем отказываются идти на помощь Киеву и князю. Илья в одиночку выезжает против вражеского войска и истребляет множество врагов , пока не проваливается в специально выкопанные ямы-ловушки. Его связывают и приводят к царю Калину , который предлагает герою служить ему. Илья отказывается , разрывает узы и освобождается. На помощь ему приходят другие богатыри , и вместе они истребляют вражеское воинство.
По другой версии (или , точнее, другому былинному сюжету на данную тематику) , в отражении вражеского нашествия участвует Ермак , племянник Ильи Муромца. Он побивает татарское войско , пока ему на помощь не приходят другие богатыри во главе с его дядей. По одному из вариантов , Ермак погибает.

Когда Гильом Оранжский находится в Риме , на город наступает сарацинское войско во главе с королем Галафром. Великан Корсольт , племянник Галафра ,требует поединщика. Гильом в тяжелом поединке убивает великана , а затем , во главе небольшого войска , вместе со своим племянником Бертраном , разбивает сарацин и пленяет Галафра.
В другой раз к границам Франции подступает огромное воинство сарацин во главе с королем Дераме , его племянником Бассюме и другими. Сначала сарацинам противостоит с отрядом Вивьен , племянник Гильом , который гибнет в неравном бою. Позже в бой вступает сам Гильом вместе с другим своим племянником - Ги. Они остаются вдвоем , убивают множество врагов , несколько раз сарацины обращаются в бегство. Но Ги погибает , а сам Гильом вынужден отступить. Оправившись и собрав новое войско , он вместе со своим шурином , исполином Ренуаром , истребляет воинство сарацин.
Когда Гильом находился в отшельничестве , до сарацин дошел слух , что герой якобы умер. Сарацинское войско во главе с королем Коимбры - исполином Изоре , племянником Синагона , нападает на Францию и подходит к столице. Изоре требует себе поединщика , но никто не спешит принять его вызов. Неузнанный Гильом тайно приходит на помощь , вступает с исполином в поединок и убивает его , а затем возвращается в свою обитель. Только бедняк , у которого герой переночевал , знает , кто убил Изоре , и рассказывает об этом королю Людовику и французам.

На Сасун идет войной огромное арабское войско во главе с Мсра-Меликом и семью царями, так как сасунцы отказались платить дань Мсыру (Египту). Давид вместе с Кери-Торосом и его 38 сыновьями нападает на вражеское войско и убивает множество врагов , но прекращает избиение , вняв мольбе одного старика-араба. Давид вызывает на поединок самого Мсра-Мелика , который был ему старшим братом по отцу и также обладал богатырской силой. Тот сначала пытается погубить его , заманив героя в глубокую яму и завалив жерновами , но тщетно. В поединке Давид убивает Мсра-Мелика , и остаток вражеского войска уходит из Сасуна.
Затем Давид сватается к Хандут , дочери Вачо-Марджо , царя Капут-Коха. На Капут-Кох нападают объединенные войска Пап-френков (т.е. Римского Папы ) , персидского царя Шапуха , царей Охана и Тохана , Китайского государя , государя Ландбанда и других. Давид сражается с ними , истребляет множество врагов , убивает Шапуха , Охана и Тохана и , в конце концов, обращает вражеское воинство в бегство.

Быть может , этот же мотив прослеживается в продолжении немецкой эпической поэмы "Лаурин или Малый Розовый Сад". Вальберан , король цвергов всех гор от Кавказа до Синая , чтобы отомстить за обиду своего племянника Лаурина , собирает огромное войско и выступает против Дитриха Бернского. Дитрих со своими воинами сражается с войском Вальберана , а затем вступает в поединок с ним самим. В упорном поединке они оба были ранены и , в конце концов, заключили мир.

9. Смерть или уход героя , связанный с хтоническими мотивами

Свой жизненный путь герой завершает вне сражения , в его смерти (или уходе ) чаще всего фигурирует связь со скалой , землей или водой. Нередко подчеркивается , что герой жил сверхъестественно долго по сравнению с обычными людьми.

Тесей , вернувшись из Аида , утратил власть в Афинах и решил поселиться в своих наследственных владениях на острове Скирос. Царь Скироса Ликомед , радушно принял Тесея , но , не желая отдавать эти земли , решил коварно погубить его. Он взошел с ним на самую высокую скалу на острове , якобы для того, чтобы Тесей смог оглядеть свои владения , а затем внезапно столкнул героя со скалы в пропасть.

Правление Рамы длилось 11 тысяч лет , по истечении этого срока герой закончил свой жизненный путь , войдя в воды реки Сарайю.

Шегад , брат Ростама по отцу , завидуя своему брату , сговорился с царем Кабула , чтобы погубить его. На пути у героя выкопали ямы , утыкав их мечами и другим оружием и прикрыв их так, чтобы они были незаметны. Ростам верхом на коне Рахше провалился в яму и погиб , перед этим сумев убить Шегада. Его жизнь длилась 600 лет.

Илья Муромец прожил 300 лет , по истечении которых окаменел. По вариантам , перед этим он был перенесен в пещеры , или же окаменел с другими богатырями во время битвы со вновь и вновь восстающим вражеским войском ( которое восстало из-за похвальбы некоторых из богатырей , бросивших вызов небесным силам ).

Марко Кралевич умер , также прожив 300 лет. По версии , во время Битвы при Ровинах Марко взмолился Богу , и был перенесен в пещеру , где он спит , ожидая своего часа. Его сабля , воткнутая в скалу , понемногу вылезает , а конь ест в пещере мох. Когда сабля вылезет , а конь сьест весь мох , Марко проснется. По македонской версии , Марко бессмертен и находится рядом с Ильёй-пророком.

Гильом Оранжский окончил свои дни в старости , будучи отшельником , прожив 350 (или 150) лет.

Дитрих Бернский , прожив очень много лет и достигнув старости , был унесен черным конем в Румени ( видимо , Романью ) , где будет сражаться с драконами до конца времен. По одной из народных традиций , он является вождем Дикой Охоты. Согласно прозе "Книги героев" , после того , как из всех героев уцелел лишь один Дитрих , к нему явился цверг , который затем исчез вместе с ним.

Старкад Старый , прожив три человеческих века , состарился и стал искать себе смерть от меча. Он встретил Хадера , сына Ленни, и убедил его отрубить ему голову , чтобы отомстить за своего отца (Старкад некогда убил Ленни ). При этом он сказал Хадеру , что если тот проскочит между его головой и туловищем , то станет неуязвим. Тот отрубил герою голову , но его совету не внял - огромное тело Старкада раздавило бы его.

Мгер Младший , сын Давида Сасунского , когда его время проходит , после тщетного сражения с небесными силами , уходит на Ворон-утес и скрывается в скале , чтобы вернуться , когда "мир разрушится и воздвигнется вновь".

Эпос

Previous post Next post
Up