Размышления о монгольском эпосе и "Джангариаде"

Aug 22, 2023 07:16

Несколько отвлечемся от суровых исследований.
В данном обзоре я совсем не затрагивал эпос монгольских народов : бурятов , монголов , ойратов , калмыков , который представляет собой довольно обширное наследие , хоть и уступает по масштабности тюркскому эпосу. Дело в том , что монгольский эпос практически не поддается исторической интерпретации . Основную массу бурятских улигеров и монгольских поэм составляют , отдельные , не связанные между собой повествования о богатырях , сюжеты которых наполнены подчас чисто мифологическим содержанием (сватовство к богатырской деве , спуск подземный мир , борьба с демонами ) , за редким исключением мы не встречаем там ни конкретных исторических этнонимов , которые должны играть определенную роль в "классическом" эпосе , и никаких других исторических деталей. Мир монгольского эпоса крайне гиперболизирован и мифологизирован - его герои это огромные великаны , наделённые титанической силой и магическими способностями , подчас и вовсе бессмертные. Имена богатырей , как и их противников и стран , где они путешествуют , больше похожи на "говорящие" прозвища , история героя не доводится до конца , что напоминает волшебную сказку (привычное "и жили они долго и счастливо"). В этом плане монгольские и бурятские "былины" ничем не отличаются от эпоса таких тюркских и тунгусских сибирских народов , как якуты , эвенки , эвены , долганы , алтайцы , тувинцы , хакасы , шорцы. Пожалуй , наиболее известным примером такого эпоса является якутское олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" , которое мы можем легко найти в сети и прочитать в замечательном переводе на русский язык. Учёные давно обратили внимание на принципиальные отличия южносибирского и монгольского эпоса от тех , которые я рассматриваю в своем огромном опусе. Тот же В.М. Жирмунский предлагал считать (и я могу с ним согласиться) такие произведения не собственно эпосом , а "богатырскими сказками" , формой повествования , предшествующей эпосу , другие предпочитают термин "архаический эпос". Всем очевидно , что ничего исторического в подобных произведениях не найти.

Однако , у монгольских народов есть не только отдельные поэмы-былины , но и большие циклы произведений об одном , уже вполне корректном герое. Речь о "Гэсэре" , распространенном у монголов , бурятов , тибетских народов и др. и калмыцком "Джангаре". Сказания о Гэсэре , судя по всему , были заимствованы монголами у тибетцев между XIV и XVI вв. , а оттуда попали к бурятам. Историчность эпоса о Гэсэре поддается интерпретации немногим лучше , чем упомянутые "богатырские сказки". В целом , сказания о Гэсэре представляют собой мифологему "небесное божество посылает на землю своего сына , чтобы очистить землю от невиданных чудовищ , угрожающих мирозданию". В этом смысле Гэсэр соответствует таким мифологическим героям , как греческий Геракл , иранский Керсаспа* , китайский Стрелок И и др. Тем не менее , в "изначальной" тибетской (и ранних монгольских ) версии там все таки , в искаженном виде , встречаются некоторые конкретные географические названия , под которыми могут скрываться области в Тибете ( царство Гэсэра - Линг) или Китай ( Шарагольское ханство ). Некоторые предполагали , что историческим прототипом Гэсэра мог быть правитель Туфаня (в северо-восточном Тибете) по имени Госыло , живший в XI веке. Тем не менее , как мне кажется , самое ядро , основа эпического образа Гэсэра это именно мифологический персонаж наподобие Геракла , что , конечно , не исключает "привлечения" туда каких-то отдельных исторических элементов. Таким образом , перед нами опять таки , по сути не эпос , а миф. Никаких убедительных параллелей между Гэсэром и историческими лицами , которых иногда полагают его прототипами , попросту нет. Впрочем , этот вопрос , без всяких сомнений , ещё требует дальнейшего исследования.

Как мне сначала казалось , похожим образом обстоит дело и с калмыцким "Джангаром". Первые свидетельства об этом эпосе относятся к кон. XVIII - нач. XIX вв. , когда Б.Бергманн на немецком языке пересказал эпическую песню из "Джангариады" о поражении хана Хара Киняса. В 1864 г. К.Ф. Голстунский издал две песни :"О поражении свирепого хана Хара Киняса" и "О подвигах Шовшура" , немного позднее была издана песнь "О поединке с Шара Мангас-ханом". На протяжении XIX-XX был собран обширный песен о Джангаре и его богатырях. Наиболее известными сказителями-джангарчи являются М. Басангов (1878-1944 гг.) и Ээлян Овла (1857-1920 гг.). Песни о Джангаре также были записаны монголов , какие-то записи были сделаны даже от алтайцев и бурятов. С самого начала было понятно , что "Джангариада" по своей природе отличается от богатырских мифологических поэм , да и от "Гэсэра" тоже. По своей организации более всего она похожа на ту же "Книгу Коркута" , русские былины или французские шансон де жест. Джангар предстает типичным "эпическим правителем" типа короля Артура , Карла Великого , Дитриха Бернского или , в меньшей степени , князя Владимира или Байюндур-хана. Вокруг него группируются славные богатыри , подвигам каждого из которых посвящена одна или несколько песен , в ряде песен они выступают все вместе. Всего Джангаоа окружают 6012 богатырей. Как и в русских былинах и песнях из "Книги Коркута" действие часто начинается на пиру. Богатыри воюют прежде всего не с чудовищами , а с теми или иными вражескими ханами и их богатырями. При всем этом в "Джангариаде" явно сказываются мифологизирующие тенденции "архаического эпоса" монгольских и тюркских южносибирских народов , исследователи также указывали на возможное влияние того же "Гэсэра". Во-первых , за редким исключением , там , как кажется на первый взгляд , совсем нет исторической и географической конкретики , в частности , этнонимов. Народы , которыми правят вражеские ханы (зачастую носящие "говорящие имена" , скорее пышные прозвища) , называются попросту мангасами или шулмусами - т.е. банально "чертями". При этом это явно не демоны , а люди. Хотя , иногда Джангар все же сражается и с настоящими демонами или небожителями-тенгриями. Во-вторых , во многом сохраняется крайняя гиперболизация - Джангар и его богатыри , как и их кони , предстают огромными великанами , ростом во много десятков или сотен сажен ; Джангар это , ни много , ни мало , "властитель мира" (хотя прежде всего , конечно страны под названием Бумба) , дворец Джангара всего лишь "на пол-пальца ниже небес" и т.д.

Исследователи совершенно правильно разглядели в "Джангариаде" произведение весьма близкое "классическому эпосу" , которое потенциально может содержать историческую основу. Однако , поиски исторической основы , в целом , успехом не увенчались. Исследователи исходили из того , что "Джангар" описывает некое могущественное гос-во , которому скорее всего может соответствовать Ойратское гос-во на территории Джунгарии , достигшее пика могущества в XV веке при Эсен-хане (прав. 1440-1455 гг.). В доказательство того соображения , что эпос сформировался ещё до переселения предков калмыков из Джунгарии на запад , приводился тот факт , что песни о Джангаре известны и монголам ( хотя , бесомненно , монгольские произведения уступают калмыцким , как по размерам , так и по художественным качествам). Однако , никаких существенных параллелей эпических сюжетов с событиями , происходившими в Ойратском гос-ве в XIV-XVI вв. обнаружить не удалось. Как не удалось обнаружить в ойратской истории и имена героев эпоса , за исключением разве что Хонгора (об этом ниже ). Итоги этих поисков резюмирует Б.К. Пашков в своем предисловии к великолемному изданию "Джангара" в поэтическом переводе С.Липкина :

" Вторая важная проблема «Джангариады» - ее историчность, как и первая проблема - самобытности и народности, также была в центре внимания всех наших монголистов, которые занимались изучением ойратско-калмыцкого героического эпоса.
Больше всех внимания этому вопросу уделяли А. М. Позднеев и С. А. Козин, и оба они в конце концов пришли к тому выводу, что ни к какому конкретному историческому событию или историческому лицу нельзя приурочить события или имена героев, о которых повествуется в «Джангаре».
А. М. Позднеев, отдавая дань так называемой исторической школе в фольклористике, пытался особенно тщательно проследить историю ойратского народа и найти в ней близкие события и деятелей, с которыми можно было бы отождествить повествование «Джангариады».
В результате своих исторических розысков он вынужден был заявить, что ойратский героический эпос не обладает конкретным историзмом в силу присущей такой особенности героическому эпосу вообще и благодаря еще тому, что мы мало знаем историю, быт и культуру ойратского народа."

Не особенно зная монгольскую историю , я вполне доверял в этом вопросе специалистам и был склонен считать , что "Джангар" не обладает какой-то определенной исторической основой , следуя за общей тенденцией монгольского эпоса вообще. Однако , недавно на одном форуме я наткнулся на соображения одного казахского любителя истории кочевых народов под ником "Адилет АрКа" , который доказывал , что "Джангар" отображает события кон. XVI - сер. XVII века. Местные калмыки , естественно, рьяно это оспаривали , но все их аргументы сводились к "этого не может быть , потому что не может быть никогда" и " мы же отпраздновали 500-от летие "Джангара" в 1940 году ! ". Мне же его аргументы показались довольно убедительными , приведем их и снабдим своими собственными соображениями :

• 1. Прототипом эпического владыки Джангара был чингизид Салкам Жангир-хан , правитель Казахского ханства в 1643-1652 гг. , который как раз противостоял сильному джунгарскому гос-ву во главе с Батур-хунтайджи (прав. в 1635-1653 гг. ). В одном из сражений с джунгарами в 1635 г. он попал в плен , но был отпущен после заключения мирного договора. Пленение несколько подорвало его авторитет среди казахов. В 1643 г. ему удалось разбить значительные силы во главе Эрдэни-Батуром в битве при Орбулаке. Погиб Джангир-хан в 1652 году, во время похода хошоутского Очирту-Цецен-хана в казахские улусы, будучи убит нойоном Галдамой , сыном Очирту.

На первый взгляд может показаться , что ничего общего между эпическим Джангаром и казахским Джангир-ханом нет. Однако , во-первых, обратим внимание на имя (прозвище ). Джангар очевидно восходит к персидскому титулу "Джехангир" , его имя больше подходит для тюркского правителя и вовсе нехарактерно для монгольских народов (которые испытывали большее влияние со стороны Тибета и китайской культуры , чем со стороны арабской и персидской ). Казахский Джангир-хан был одним из самых известных носителей этого имени . К слову , его прозвище Салкам обозначает "крепкий , сильный" - чем не прототип для эпического героя ? Во-вторых , при всей сложности исторической интерпретации калмыцкого эпоса , между биографиями эпического Джангара и Джангир-хана все же есть некоторые совпадения. Например , Джангар также томился в плену и был заложником у богатыря Менге Шикширге (который потом , правда , стал его вассалом). В одном из вариантов , Джангар противостоит грозному Кюрюл Эрдени-хану , чье имя едва ли случайно совпадает с именем Эрдэни-Батура. С учётом закономерностей перехода из тюркского языка в монгольский, весьма схожи имена отцов эпического Джангара и Джангир-хана - Есим(Есин)-хан и Узюнг . Хотя имена более дальних предков Джангара не имеют параллелей ( это скорее пышные титулы-прозвища) , он представлен отпрыском очень знатного рода могучих владык , что вполне соответствует статусу Джангир-хана , как Чингизида.

• 2. Главный и сильнейший богатырь Джангара это его побратим Хонгор , "Алый лев" , сын Менге Шикширге , который некогда пленил Джангара , но потом признал его власть. Подвигам Хонгора посвящено большее кол-во песен , чем любому другому богатырю. Интересно , что Хонгор попал и в киргизский эпос , где он предстает могучим калмыцким богатырём Конур-баем , главным соперником прославленного Манаса. Независимо от исследуемой теории , учёные (например , В.М. Жирмунский) предлагали видеть его исторического прототипа в Хонгоре , сыне Бобой-мирза , тайши хошеутов , жившем в сер.-2-ой пол. XVI века. За полным отсутствием каких-либо других Хонгоров трудно не принять это предложение (если конечно не утверждать отсутствие исторических прототипов у героев "Джангариады" в принципе). Как сообщает 'Адилет АрКа' этот Хонгор на самом деле имел связь с Джангир-ханом ! Дело в том , что сын Хонгора Кунделен Убаши был зятем (и ,как предполагает автор гипотезы , союзником ) Джангир-хана. Знаменательно , что братом Кунделена носил имя Гюши Номин. В эпосе жена Джангара называется дочерью хана Ном-Тегиса или , по другой версии , Гюши Замба. Сходство имен налицо.

• 3. Государство Джангара в эпосе не названия , которое можно связать с ойратскими и джунгарскими гос-венными образованиями. Главное владение Джангара это заветная страна Бумба , где нет морозов и зноя , а люди живут счастливо. Рядом с огромным дворцом Джангара протекает океан Шартыг , в который впадает река Шырту. Исследователи так и не смогли толком объяснить название "Бумба" , как и найти географические соответствия данному эпическому описании на территории Джунгарии. В итоге , все свелось к тому , что перед нами сказочная утопическая страна , существующая лишь в сознании сказителей. 'Адилет' предполагал , что океан Шартыг на самом деле - Аральское море , а река Шырту - Сырдарья. Однако , окончательно меня убедило то , что он нашел местность , чье название соответствует эпической Бумбе. Речь об упоминаемой средневековым историком Мирзой Хайдаром Дулати местности под названием Бум к северу от Моголистана и неподалеку от Туркестана , где располагались владения Джангир-хана : "Восточная окраина [Могулистана] примыкает к землям калмаков и [включает в себя] Барс-Куль , Эмиль и Иртыш. На севере он граничит с Кокча-Тенгизом , Бумом и Кара-Талом , на западе - с Туркестаном и Ташкентом, на юге - с Ферганским вилайетом, Кашгаром, Аксу, Чалышем и Турфаном.".
Интересно , что в этом районе приятный теплый климат без особо выраженных зим , особенно если сравнивать с монгольскими степями.
Совсем недавно я наткнулся на статью И.И. Дрёмова "Калмаки XIV-XVI вв. между Волгой и Иртышом и калмыцкий эпос "Джангар" (https://cyberleninka.ru/article/n/kalmaki-xiv-xvi-vekov-mezhdu-volgoy-i-irtyshom-i-kalmytskiy-epos-dzhangar/viewer) , где совершенно независимо от гипотезы 'Адилета' (автор статьи не озабочен поиском исторических прототипов) анализируется география "Джангара" . И.Дрёмов приходит к похожим выводам : Бумба скорее всего располагается значительно западнее Джунгарии , океан Шартыг - действительно Аральское море , хотя под рекой Шырту скорее имеется ввиду , как считает автор, не Сырдарья , а Сарысу.
Ко всему этому я добавлю , что если оставить в стороне описанные выше особенности монгольского эпоса вообще , подобное "выхолащивание" конкретных географических и этнических названий ( не путать с заменой на более поздние !) похоже на восприятие иноземных реалий. Можно , например , сравнить с той же европейской Артурианой (то есть французскими и английскими произведениями на основе кельтского материала) , где королевство Артура со временем все более и более теряло историческую и географическую конкретику , пока не превращается в феерическое "Зазеркалье".

Итак , мы имеем несколько пересечений в именах (в том числе двух самых главных персонажей) и связях эпических и исторических персонажей , географические и топонимические соответствия , а также общую атмосферу героической борьбы тюрков с джунгарами. Для такого эпоса , как "Джангар" , который ещё не вполне отошёл от мифологичности и "шаблонности" монгольского и южносибирского "архаического эпоса" , это более чем достаточно. Однако , в таком случае правомочен вопрос - почему казахский хан , противостоявший джунгарам , стал центральным героем калмыцкого (и монгольского) эпоса ? Я , однако , замечу , что главным героем-богатырем является все-таки не Джангар , как Карл Великий не является главным героем французского , а князь Владимир - русского эпосов. Главным героем калмыцкого эпоса всё-таки является Хонгор , прототипом которого послужил хошеутский тайши. Ядро эпоса , где Джангар является "осевым" персонажем , могло зародиться среди монгольских (хошеутских ?) союзников Джангир-хана. Таким образом , эпос по сути воспевает монгольских богатырей на службе у казахского чингизида. В "Историзма эпоса" я недавно приводил в чем-то похожий пример : ногайские князья полностью стали "своими" героями для казахов , с которыми , между прочим , ногайцы некоторое время ожесточенно воевали в XVI веке. Основными носителями эпоса о Джангаре являются именно калмыки , то , что песни о Джангаре бытуют и среди монголов (а также бурятов и алтайцев)** вовсе не значит , что исторические события , послужившие основой "Джангара" должны были непременно происходить на территории Джунгарии. Примеров распространения одного эпоса среди родственных друг другу по языку и культуре народностей достаточно , это особенно характерно для кочевых народов. Вспомним , например , об азербайджанско-туркменском по происхождению эпосе о Кёр-оглы , который распространился среди тюркских ( да и не тюркских тоже : курдов, армян , грузинов , таджиков) народов на очень обширной территории - от Курдистана до Сибири , и от Таджикистана до Балкан. Вопрос происхождения "Джангариады" и её исторической основы ещё ждёт настоящего исследования ( к сожалению , я не настолько хорошо знаю позднесредневековую историю Монголии и Средней Азии ) , я лишь поделился интересной гипотезой , которая мне кажется наиболее преспективной в данном направлении.

На иллюстрации: Хонгор , стреляющий в войско хана Шара Гюргю


__________________________________

* М.П. Хомонов предполагал ,что Гэсэр это заимствованный у иранцев Керсаспа. По другим версиям , имя Гэсэра (Гесар) восходит к римскому титулу "кесаря" (перс. кейсар) .

** Если насчёт монгольских версий ещё можно поспорить ( хотя и они тоже явно уступают калмыцким вариантам) , то алтайская и бурятская (?) версии явно носят вторичный характер.

Монгольский эпос, Историзм эпоса

Previous post Next post
Up