Как повелось , начнем непосредственное рассмотрение эпического материала с исторического контекста.
Славянская экспансия на Балканы начинается в VI веке . Предки сербов заселяют земли к югу от реки Савы и вплоть до Адриатического моря , ассимилируя или вытесняя иллирийцев , кельтов , греков и римлян. Потомки иллирийцев , сохранившие свой язык , обосновались в Албании. Первые прото-государственные образования у сербов возникают в VIII - IX вв. Впрочем , тогда и впоследствии процесс развития государства был существенно замедлен большой обособленностью славянских общин. Центрами объединения сербских земель поочередно становились несколько центров. В IX веке на территории Боснии и Санджака формируется т.н. Сербское княжество , которому при правлении великого жупана (князя) Властимира удается пересилить давление болгар , а на адриатическом побережье возникают четыре "склавинии" : Пагания , Захумье , Травуния и Дукля. Все они номинально ещё считались частью Византии. Христианизация сербов начинается ещё в VII веке , окончательно христианство (православие) было принято во 2-ой пол. IX века при участии учеников известных миссионеров Кирилла и Мефодия. В конце IX века в Сербском княжестве возникают междоусобицы , приведшие к тому , что Рашка ( восточная часть государственного образования ) переходит под власть Первого Болгарского царства , а потом и Византии. В остальном , в X веке , по свидетельству Константина Багрянородного , сербские "государства" были уже по факту независимы от Византии.
На иллюстрации : Сербские государственные образования в IX веке и граница Первого Болгарского царства в кон. X века.
После сравнительно короткого периода укрепления Сербии в сер. X века , когда ее территория заметно расширилась , наступил период распада первого сербского государства. К середине XI века новым центром собирания сербских земель стала Дукля ( Зета ). Если Рашка ориентировалась на Византию , то Зета искала опору в южной Италии. В 1077 году правитель Зеты Михаил Воиславлевич был коронован как "король сербов". В конце XI века Зета подчинила Рашку и территорию Боснии , была образована отдельная сербская митрополия , подчинённая не константинопольскому патриарху , а папе римскому. Однако , уже в 1101 г. это Сербское королевство распалось.
С сер. XII века усиливается Рашка , постепенно освободившаяся из-под власти Византии. В 1168 году великим жупаном становится Стефан Неманя , основавший династию Неманичей. После смерти императора Мануила I Стефан совершил несколько военных походов , в результате которых подавляющая часть сербских земель , включая Зету , территорию Косово , Приморье , северную Македонию ( последняя - лишь временно) вошла в состав его государства. В 1190 году Византийская империя наконец признает независимость Сербии, и в 1217 году сын Немани - Стефан Первовенчанный был коронован как "король сербов". Спустя два года при участии св. Саввы была образована сербская автокефалия.
На иллюстрации : Сербское королевство в кон. XII-нач. XIII вв.
В кон. XIII - нач. XIV вв. королевство Сербия под управлением Неманичей была разделена на два государства. Правивший на севере Стефан Драгутин опирался на Венгрию , остальной частью правил Стефан Милутин , ориентировавшийся на Византию. Милутин и его сын Стефан Дечанский значительно расширили свою часть королевства , новой столицей стало Скопье. В 1330 году Болгария уступила Сербии гегемонию на Балканах , потерпев поражение в Велбуждской битве.
Сын Стефана Дечанского - Стефан IV Душан ( прав. 1331 - 1355 гг.) в результате успешных военных походов поисоеденил к сербскому государству всю Македонию , Албанию , Жпир , Фессалию и часть средней Греции , создав крупнейшее государственное образование в юго-восточной Европе. В 1346 году Душан был коронован как "царь сербов и греков" , а сербский архиепископ был провозглашен патриархом.
На иллюстрации: Сербское царство при Стефане Душане
В XIV веке Сербия достигла пика политического могущества. Была централизована система местного управления , вместе с тем усилились феодальные черты сербского государства , возрастает роль духовенства и церкви. Было основано множество новых монастырей , самые известные из которых Грачаница и Хиландарский монастырь на горе Афон. Во время правления Душана существенно усилилось влияние Византии. По византийскому образцу была создана разветвленная административная система , при этом роль собраний сербской знати сохранялась. Сильное греческое влияние испытала сербская культура и архитектура , переживающая в XIV веке свой наивысший расцвет. В 1349 году издан «Законник Стефана Душана», оформивший и кодифицировавший нормы сербского права.
На иллюстрации: "Законник Душана",рукопись XV века
Экономика , находившаяся в сербских государствах на довольно низком уровне , в этот период также испытала значительный подъем .
Однако Сербское царство оказалось непрочным образованием , со смертью Стефана Душана оно вскоре распалось на полу-независимые княжества , а часть греческих земель вновь оказалось под властью Византии. Крупные феодалы (властели) , перестав подчиняться центру , стали собирать налоги в свою пользу , чеканить собственную монету , проводить свою политику. В т.н. Старой Сербии и Косове установилось правление князя Лазаря Хребеляновича , Николы Алтомановича и Вука Бранковича , в Зете - Балшичей, в Македонии - Мрнявчевичей. Со смертью Стефана Уроша V в 1371 году прекратилась династия Неманичей , правившая Сербией на протяжении двухсот лет.
На иллюстрации : Распад Сербского царства во 2-ой пол. XIV века
В 1377 году титул короля Сербии принимает Стефан Твртко I , однако его власть признавали лишь князь Лазарь и Вук Бранкович , и то чисто номинально. Тем временем на Востоке сгущались тучи - значительно усилившееся к тому времени Османское государство начинало наступление на Балканы. Ещё в 1371 году в Битве на реке Марице турки разгромили короля Вукашина Мрнявчевича , правившего на территории Македонии , после чего та перешла во власть османов. В 1389 году произошла знаменитая Битва на Косовом поле , в которой союзные силы князя Лазаря , Вука Бранковича и боснийского правителя Твртко I потерпели поражение от султана Мурада I , который , впрочем , при этом сам погиб . Князь Лазарь был захвачен в плен и казнён. Его сын Стефан хотя и сохранил владения отца , тем не менее признал зависимость от Османского государства. В первой пол. XV века , пользуясь тем , что турки находились под угрозой со стороны Тамерлана , Стефан Лазаревич в 1402 году принял титул деспота и заключил союз с Венгрией , ему удалось вновь подчинить Зету и ряд других областей. На этот период приходится последний культурный и политический подъем средневековой Сербии. Столицей сербской деспотовины стал Белград . После того , как под властью турок оказались Ниш и Крушевац , а Белград перешёл во владения Венгрии столица при правлении деспота Георгия (Джюрджа) Бранковича (1427 - 1456 гг. ) была перенесена в Смедерево , где была построена мощная крепость.
На иллюстрации : Смедеревская крепость , 1-ая пол. XV века
Однако , последний период подъема стремился к концу . В 1438 году началось новое наступление турок на сербские земли. В 1439 году , несмотря на неприступные стены , пало Смедерево. Венгерским войскам во главе с полководцем сербского происхождения Яношем Хуньяди в 1443-44 гг. удалось ненадолго изгнать турок из Сербии и частично восстановить ее самостоятельность. Однако последующее десятилетие было ознаменовано крупными победами турок - втом же 1444 году западноевропейские крестоносцы потерпели поражение под Варной , а венгерское войско было разгромлено во второй Битве на Косовом поле в 1448 году , в 1453 году пал Константинополь. Завоевание Сербии османами было лишь делом времени. Новое вторжение не заставило себя долго ждать , уже в 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина, а в 1456 году осаждён Белград. В 1459 году вновь было захвачено Смедерево , а Сербская десопотовина прекратила свое существование. К 1463 г. была завоевана Босния , в 1482 г. - Герцеговина и , наконец , в 1499 г. - горная Зета. Территория Сербии перешла под власть турок. Последним относительно независимым сербским государственным образованием можно считать "Сербскую деспотовину", возрожденную в 1471 году в Среме венгерским королем Матьяшем I Корвиным. Вуку Бранковичу ( которого потом прозвали Огненным Змеем ) , племяннику Георгия Бранковича , был пожалован титул деспота , однако , с признанием сюзеренитета Венгрии. Сербские деспоты в Среме должны были поддерживать Венгрию в войнах и платить налоги . Сербами , во множестве бежавшие от турок в Венгрию , заселили территорию современной Воеводины , также переданную во владение Вуку. В 1476 - 1480 гг. Вук провел несколько успешных походов и битв на территории, захваченной османами. После его смерти в 1485 г. сербское правление в Среме продолжалось до 1540 года , когда раздел Венгрии между Османской империей и Габсбургами положил конец последнему островку сербской государственности. После османского завоевания , в результате разорения сербских земель множество сербов переселилось за Дунай и Саву. Обезлюдевшие на юге территории были заселены турками и албанцами. На территории Албании , Боснии и Македонии большинством населения был принят ислам. Однако , бо́льшая часть сербов оставалась православными.
Обратившись к южнославянскому эпосу ( как уже было сказано , прежде всего - сербскому ) , мы увидим что история раннего сербского государства IX - XIII вв. в нем совершенно не отбразилась. Даже первая половина XIV века и расцвет Сербии при Стефане Душане отобразился в эпических песнях довольно смутно и отрывочно. Песни с участием последних Неманичей носят отпечаток книжного влияния , не говоря уж о песнях о св. Савве ( нач. XIII века) , представляющих собой лишь распетые книжные легенды. Настоящим "героическим веком" южных славян стал период противостояния туркам в XIV - XV вв. , в итоге закончившийся завоеванием славянских государств Османской империей. Судя по приведенным выше свидетельствам XIII - 1-ой пол. XIV вв. некогда существовали какие-то песни и о более древних событиях. Но значимых следов этих забытых эпических героев в дошедшем эпическом творчестве мы не найдем. Последние века существования сербской государственности были настолько напряжёнными и драматичными , что их эхо заглушило в эпическом сознании более слабый отзвук предыдущих времен. Впрочем , у нас нет каких-либо оснований предполагать наличие развитых эпических циклов , относящихся к до-косовским временам. Вероятнее , что южнославянское эпическое творчество раннего средневековья (~ VII - XIII вв. ) представляло собой разрозненные песни об отдельных героях или князьях , которые с бо́льшей лёгкостью могли быть вытеснены новым материалом.
Южнославянские эпические песни можно разделить на две основные группы - это т.н. юнацкие песни ( богатырский эпос ) , в основном , отображающие события XIV - XV вв. и более поздние песни о гайдуках и ускоках , отображающие события ,по большей части, XVI - XVII веков , иногда и позднее , вплоть до XIX века. Если юнацкие песни можно сравнить с нашими былинами , то гайдуцкие песни условно будут соответствовать историческим песням о Степане Разине , Емельяне Пугачёве и др. Основные герои юнацких песен это богатыри знатного , а то и королевского (княжеского) происхождения , тогда как героями гайдуцких песен являются выходцы из простого народа и средних слоев населения. В нашем обзоре нас интересуют прежде всего юнацкие песни. Их можно разделить на несколько циклов :
• Косовский цикл , ядром которого являются песни о Битве на Косовом поле в 1389 году. Главным героем этого цикла является героически погибший юнак Милош Обилич ( или Кобилич) , согласно традиции , убивший султана Мурада * .
• Цикл Марко Кралевича , которому принадлежит наибольшее количество богатырских сюжетов. Его герой , вне всяких сомнений , является центральным в южнославянском эпосе , и именно этот цикл будет рассматриваться нами в дальнейшем.
• Небольшой цикл , главными героями которого являются Янко Сибинянин и его племянник Секула. Прототипами этих эпических героев послужили талантливый полководец и регент Венгрии Янош Хуньяди (1407 -1456 гг.) и его племянник Иван Секелий , бан Далмации , Хорватии и Славонии ( ум. 1448 г. )
• Небольшой цикл , посвященный Вуку Огненному Змею , прототипом которого послужил Вук Бранкович , деспот сербов в Среме (ум. 1485 г. )
• Также небольшие циклы исторических по своему содержанию песен посвящены Джюро Смедеревцу , т.е. сербскому деспоту Георгию Бранковичу и его жене - "проклятой" Ирине , а также Чарноевичам и Якшичам. Встречаются и отдельные песни о различных героях , которые нельзя отнести к вышеописанным циклам.
Для полноты картины следует сказать и о других балканских эпосах. В валашской и албанской эпической традициях циклы отличаются. Более того , те герои , которые в песнях южных славян (включая мусульман-босняков ) являются персонажами гайдуцкого цикла , в песнях валахов ( румын и молдаван) или албанцев являются героями именно богатырских сюжетов , хотя иной раз провести четкую грань между богатырским эпосом и гайдуцкими песнями довольно сложно. Возможно , отчасти объясняется это тем , что движение гайдуков ранее всего началось именно на славянских землях , и лишь позднее пришло в Валахию и Албанию. Перенимая славянских гайдуцких героев , валахи и албанцы оставались носителями "старого" эпического сознания , воспринимая "новых" героев в "старом" эпическом ключе.
Главными героями войницких (богатырских) песен у валахов (румын и молдаван) являются Стар-Новак и его сын Груя . Основным прототипом эпического героя Новака послужил знаменитый сербский гайдук Баба-Новак ( ум. 1601 г.) , родом из села Пореч , действовавший во 2-ой пол. XVI века в Подунавье. У него и вправду был сын Груица. Популярности Новака у валахов , кроме прочего , по-видимому , способствовал и тот факт , что он некоторое время действовал в составе войска валашского господаря Михаила Храброго. Если в валашском фольклоре Новак представлен могучим богатырём (его имя даже стало синонимом исполина ) и змееборцем , то у славян он является одним из наиболее видных героев гайдуцкого цикла.
Албанское эпическое творчество также можно поделить на два больших цикла. Как это ни странно , но албанские песни исторического характера преимущественно описывают более раннее время , чем богатырский эпос. Главным героем исторического цикла является Георгий Скандербег (1405 - 1468 гг.) , правитель княжества Кастриоти , возглавивший восстание против османов. Главными героями богатырского эпоса являются Муйо , четобаше Утбины и его брат Халиль , а также сын Муйо Имер. Муйо с Халилем также фигурируют и в боснийских песнях скорее гайдуцкого типа , где они называются братьями Хрничинами ( серб.Хрньица ). Прототипом эпического Муйо послужил краишник (аналог гайдуков у балканских мусульман) Мустафа Козличич , который действовал в районе Великой Кладуше , под 1641 г. его упоминает хорватский дворянин Вук Франкопан из Тржца (1578 - 1652 гг.). Халиль , вероятно , также является исторической личностью. Эпический Муйо в некоторых сюжетах схож со славянским Марко Кралевичем , которому он , к слову , противостоит в одной из песен. Другим видным героем албанского эпоса и боснийских песен является Дьёрдь Элез Алия , который в эпическом сюжете заменяет славянского и валашского Дойчина (Дончилэ) и сражается с Янко Сибинянином.
_________________________________
* Вероятно , в эпическом образе Милоша Обилича (Кобилича) слились безымянный храбрец , убивший султана в его стане на Косовом поле и воин Стефана Лазаревича по имени Милош.