ИСТОРИЗМ ЭПОСА : IV. Арабская эпическая литература (2)

Mar 26, 2023 19:19

Однако наиболее близким жанру эпоса представляется "Жизнеописание Антары " , один из старейших и популярнейших арабских "народных " романов , оказавший влияние на другие образцы этого жанра , в т.ч. на "Жизнеописание Зат аль-Химмы" и "Повесть о Бану Хилял" . Некоторые исследователи говорили даже о его влиянии на формирование рыцарского романа в Европе. Вплоть до нач. XX века он пользовался огромной популярностью в Аравии , Ираке и Египте. Например , в Каире существовали специализирующиеся именно на этом "романе" мухаддисы , которых называли "анатира" или "антарийя". Как и другие "сиры" он имеет огромный размер - около 4000-5000 страниц печатного текста и делится на 32 книги.

В V - 1-ой пол. VII века среди неграмотных арабских кочевников-бедуинов была распостранена авторская поэзия . В общем и целом , это явление можно сравнить со скальдической поэзией в Скандинавии, также возникшей в эпоху разложения родо-племенного строя . Кстати , именно арабские поэты , как считается , первыми стали постоянно использовать концевую рифму , ставшую впоследствии неотъемлемой частью стихосложения. Антара (или Антар) ибн Шаддад ибн Муавия аль-Абси (ок. 525 - ок. 615 гг. ) был одним из великих арабских поэтов доисламской эпохи , одним из шести авторов муаллак , которые арабская литературная критика считала шедеврами. Из самих стихов Антары об их авторе можно узнать немногое. Он происходил из племени Бану Абс(североаравийское "аднанитское" племя , выделившееся из могущественного Бану Гатафан) и был сыном знатного абсита и , очевидно, незнатной чернокожей женщины ( видимо , рабыни) :

Наполовину я знатный абсит - по отцовскому роду,
Острым клинком защищаю я честь половины другой. ;

Я черен, как мускус, черно мое тело,
Мою б черноту кислотой не свели,
Но дух мой от всякого черного дела
Далек, словно выси небес от земли.

Он был безответно ( по крайней мере , по началу) влюблен в красавицу Аблу , с которой он время от времени не мог встретиться из-за перекочевок её семьи по Хиджазу :

Ветерок из Хиджаза, слетая с высот,
В тишине предрассветной прохладу несет.
Не желаю сокровищ, ведь эта прохлада
Мне дороже, чем золото, жемчуг и скот.
Что мне царство Хосроев без взора любимой?
Если нет ее рядом, все царства не в счет! ;

Смешон для Аблы удалец, чья жизнь полна невзгод,
Чье тело твердо, словно меч, упруго, словно дрот.
Покрыта пылью голова, одежда вся в лохмотьях,
Он не расчесывал волос, пожалуй, целый год.
Он целый год готов таскать железную кольчугу,
Он ищет гибели в бою, его удел - поход.

Он был лучшим воителем в своем племени , чью доблесть признавали повсюду :

Всадники знают, как верный мой меч неприятеля косит,
В страхе враги, когда меч мой сверкает над их головой.
Не обгонял я ни разу собратьев, охваченных страхом,
И отступаю одним из последних пред вражьей стеной. ;

Когда лишь угрозы слышны, но ни стона, ни жалобы ,
И смерть начинает игру свою в нечет и чет, -
Тогда для собратьев моих становлюсь я прикрытием,
И там, где стою, там ни витязь, ни рать не пройдет.

Также походя упоминается о его стычках с йеменцами ("племенем Мурры") и Бану Рабиа , а также о убийстве им зубьянита Дамдама , сыновья которого , Харим и Хусейн, угрожают ему расплатой.
Более обстоятельно , но все же кратко, биография Антары раскрывается в комментарии к стихам в упомянутой анталогии "Китаб аль-Агани" (1-ая пол. X века ) , которая является основным источником сведений о жизни доисламских поэтов : один из вождей племени абситов по имени Шаддад захватил во время набега чернокожую рабыню по имени Забиба, и она родила ему сына Антару, который прославился своей силой и храбростью. Антара участвовал во многих походах абситов, спас их во время столкновения с вражеским племенем Бану Тамим и погиб в преклонном возрасте в одном из сражений с племенем тайитов ( по одной из версий , его застрелил из лука тайит аль-Асад ар-Рахис ) . Он был одним из самых замечательных героев древней Аравии, и сам Мухаммед восхищался его подвигами и был знаком с его творчеством. Судя по всему , в целом , эти сведения достаточно досторверны. В других источниках упоминается его участие в знаменитой 40-ка летней войне между родственными племенами Абс и Зубьян , которая вспыхнула из-за споров , кому из скакунов присудить победу в скачках - скакуну по кличке Дахис или кобыле по кличке Габра. Впрочем , сведения о смерти Антары у разных авторов различаются - согласно Абу Убайде (VIII-IX вв. ) он умер естественной смертью в старости , а согласно Ибн Дурейду был убит Визром ибн Джабиром из Бану Набхан.

"Народный роман" об Антаре в своей изначальной форме , вероятно , формируется в кон. XI - нач. XII веке. В самом повествовании авторство хотя и приписывается аль-Асмаи (VIII-IX вв. ) , но , выходит так , что он будто был современником и доисламских поэтов , и абассидских халифов , а работу свою закончил в 1080 году. Несмотря на явную недостоверность такого авторства , дата создания некой первоначальной редакции произведения , видимо , указана верно. Исследователями было отмечено , что те части текста , которые рассказывают о подвигах Антары собственно в Аравии обладают относительным фабульным единством . Эта часть , по-видимому, является древнейшей и имеет в своей основе древнеарабскую устную традицию. Однако на протяжении XII-XV вв. текст продолжал разрастаться , обрастая все новыми эпизодами , размыкающими первоначальное повествование , которые рассказывали о приключениях Антары в Иране , Сирии , Византии , Западной Европе , Испании , Абссинии и других далеких странах. Приключенческая фантастика и романтический элемент выходят на первое место в тех частях , где описаны "заграничные " похождения героя .
Образ Антары в "сире" по своему существу , несомненно , эпический. Некоторые исследователи , ничуть не сомневаясь , даже ставили его в один ряд с такими героями "настоящего эпоса" как Рустам , Ахилл , Сид , Роланд и др. Это племенной герой-богатырь , Абу-ль Фаварис ("Отец героев-всадников") или Фарис аль-Фурсан ("герой из героев-всадников" ) , обладающий огромным ростом и сверхъестественной силой , отважный и неистовый , свирепый и вместе с тем великодушный. Образ же его , как прославленного поэта , занимает не столь значимое место . На поэтическом состязании в Мекке Антара добивается права подвесить свою касыду на Каабе вместе с касыдами шести других великих поэтов - Имрулькайса, Тарафы, Зухейра, Амра ибн Кульсум, Хариса ибн Хиллиза и Лабида , но делает это не только через свое поэтическое искусство , но и силой меча. Вместе с тем ,вероятно , уже в первоначальном варианте значимую роль играла любовная линия - влечение Антары к своей двоюродной сестре Абле.
Биография Антары в "романе" обрастает новыми подробностями и эпизодами различного характера , как чисто эпического , так и беллетристического характера. Как и подобает настоящим эпическим героям , Антара с детства проявляет необыкновенную храбрость и силу - расправляется с наглыми рабами , убивает волка , а затем и льва голыми руками . Он заполучает необыкновенного скакуна Абджара и меч Аз-Зами ("Жаждущий") , выкованный в давние времена из небесного камня. Не раз он в одиночку готов вступить в схватку с многочисленными войсками , даже если его противников «будет столько, сколько песка в пустыне или звезд в небе» . Одним из его типично эпических подвигов в Аравии является убиение огромного змея Зафана , который "был так страшен, что перед ним не устояло бы никакое племя и никакое войско, а всякий, кто его видел, терял рассудок от ужаса". Он не раз встречает своих неузнанных сыновей ( Майсару , Гассуба , Гадбана ) , с которыми вступает в богатырский поединок . Никому не под силу сразить Антару в честном бою , поэтому он погибает от отравленной стрелы Визра ибн Джабира , которого он некогда ослепил за его разбойничьи нападения на абситов ( ср. со многими другими эпическими героями - Рустамом , Зигфридом , Давидом Сасунским , Сосланом и пр. ).
При всем этом герой сам изначально имеет рабский статус и буквально заставляет своего отца , совершая все больше и больше подвигов , признать его как полноправного сына и приобщить его к родословной знатных арабов , в конечном итоге становясь из раба фактическим главой племени. Однако , память о его происхождении периодически дает о себе знать. Его дядя Малик , отец "луноликой" Аблы не желает выдавать за него свою дочь и желает погубить его , назначая непомерный выкуп - 1000 красных верблюдиц лахмидского царя Мунзира. Однако , Антара не только добывает верблюдиц , но и становится другом этого могущественного вассала иранского шаха , будучи с почестями принят при дворе самого Хосрова Ануширвана. Вынужденный , в конце концов , выдать за него Аблу , Малик и его сын Шас продолжают на протяжении всего повествования строить своему зятю козни , пока ближе к концу не погибают от его руки. Антаре помогает его старший брат по матери - Шейбуб , ловкий хитрец и пройдоха , которые нередко встречаются в "народных романах"
В произведении упоминается немало исторических событий - различные стычки между арабскими племенами , среди них упомянутая война Дахиса и аль-Габра и Битва при Хуфр аль-Хаба, в которой абситы сражались с Бену Фазара и убили Хузейфу, вождя фазаритов.Упоминается известное в арабской исторической традиции побоище в Дайкаре , когда 3000 арабов во главе с абситами сражались в ущелье с 20 000 войском персов. В общих чертах отображены взаимоотношения арабских государств Лахмидов и Гассанидов с Ираном и Византией и пр. Упоминается немало исторических личностей - лахмидский царь Мунзир (вероятно , имеется ввиду Мунзир III или Мунзир IV (573-580 гг.) , сын последнего Нуман (правил в 580-602 гг. ) , иранские шаханшахи Хосров Ануширван и Хосров Парвиз , византийский император Ираклий (прав. в 610-641 гг.) и т.д. Царь абситов Зухейр ибн Джузейма и многие другие племенные арабские вожди также известны из достаточно достоверных источников , например , того же "Аййам аль-Араб". Однако , в "романе" эти исторические элементы причудливо сливаются с фантастическим вымыслом. Антара не только участвует в межплеменных войнах ( исторический Антара действительно участвовал или мог участвовать во многих из них ), войнах персидского царя против византийцев или на стороне арабов против тех же персов ( это также было возможно для арабского воина того времени , хотя конкретно про Антару таких достоверных сведений у нас нет). "Отец всадников" сражается на стороне византийского императора с франками-крестоносцами , противостоит христианским королям Испании , действует в Египте , Тунисе и Абиссинии , сражается с царем Хинда Абд-Хайяфом. Словом , подобно другим национальным героям , его эпическая биография отображает военные успехи арабов вообще в течении VII-XII веков - от доисламской эпохи до противостояния крестоносцам. Недаром , подобно Рустаму , Антара живет не менее 600-от лет (впрочем , об этом сроке на протяжении эпопеи как бы забывается ,а главный герой умирает в Ираке еще до принятия арабами ислама).
С его именем связано немало мест и объектов в арабских странах , что свидетельствует об огромной популярности как подлинно народного героя. Например , в Саудовской Аравии (аль-Джива ) показывают скалу , под которой Антара встречался с Аблой . В Египте показывали его дом и конюшню Абджара. Один из семи арабских родов в Вифлееме , который прежле был хранителем церкви Рождества Христова , будто бы происходил от Антары. Жители Йемена называли радугу "луком Антара" и т.д.

Рисунок на стекле : Антара верхом на Абджаре со своим братом Шейбубом , на конце копья - голова убитого им дракона


Историзм эпоса, Арабская литература

Previous post Next post
Up