ИСТОРИЗМ ЭПОСА : IV. Арабская эпическая литература (1)

Mar 22, 2023 10:44

Подобно народам Дальнего Востока , в семитских культурах эпическое творчество не получает достаточного развития. Всем известная аккадская поэма о Гильгамеше по своему материалу восходит к шумерским сказаниям, к тому же выглядит почти исключением в ряду произведений богатой месопотамской литературы. Сам Гильгамеш исключителен среди смертных и одинок в своем героизме , занят преимущественно борьбой с чудовищами , сказания о нем еще близки жанру мифа , в этом он похож на Геракла греческой и Керсаспу иранской мифологии. Героического же века , этой обязательной составляющей развитого эпоса , как некого образцового времени , когда действует и совершает подвиги сообщество героев , месопотамская культура не знает. Примерно то же самое можно сказать об угаритских сказаниях о Акхите и Керете , которые подчас считаются угаритским (западно-семитским) эпосом.Сказание о Керете не имеет ряда специфических черт , характерных для эпоса , а повествование об Акхите , вне сомнений , является мифом , подобным мифу об Актеоне*. Героического века в вышеприведенном определении западносемитская ханнанская культура так же , видимо , не знала. Правда , в Библии ( Книга Судей и 1-2 Книги Самуила , или - в Септуагинте - Книги Царств ) содержатся отголоски эпических сказаний о сообществе богатырей царя Давида ( Шаммы Хародитянина , Ишбаала Тахкемонитянина , Элацара Ахохитянина , Абишая сына Церуи , Бенаяху из Кабзила и др. ) и их подвигах в борьбе с филистимлянами . Таким образом , можно предположить , что в древневрейской культуре "героическим веком" считалось время царя Давида - XI-X вв. до н.э. Однако , кроме нескольких сюжетов , очень кратко пересказанных в упомянутых библейских книгах , их этого эпоса до нас ничего не дошло.

Ничего неизвестно об эпосе южной Аравии , где примерно с X века до н.э. существовали гос-ва и письменность. Античные авторы передают некоторые сведения об арабских божествах и мифологии , но ничего из того , что можно бы было считать относящимся к творчеству эпическому. В самих же древних арабских гос-вах письменность не использовалась в литературных (в широком смысле этого слова) целях. Однако , уже в средневековье у арабов возникают литературные произведения , которые нельзя назвать классическим эпосом , но можно назвать эпической литературой , как и произведения Дальнего Востока. Речь о жанре "сира" , которое сродни "народной книге" западной Европы. Термин этот , однако , введен лишь в середине прошлого века , так как большинство образцов жанра имеют в заглавии слово "сира" ("жизнеописание" ) либо "кисса" ( "история , повествование"). Эти произведения представляют собой длинные повествования , номинально привязанные к тому или иному историческому периоду. Исследователи сближали этот жанр и с западноевропейским рыцарским романом. Однако , если западные рыцарские романы создавались и популяризировались прежде всего в высших слоях общества , "сира" создавалась (по крайней мере , приобретала свои основные формы) и бытовала в среде селян и горожан , не пользуясь популярностью среди утонченной элиты , склонной считать такие произведения грубой литературой. Поэтому "сиру" обычно принято именовать "народным романом".
К самым известным произведениям этого жанра относятся:

• "Повесть о Лукмане ибн Ад " - история древнего праведника и мудреца , время действия которой номинально относится к XXIV - X вв. до н.э.

• "Повесть об Аджибе и Гарибе " из "1001 ночи".

• "Повесть о Зир Салиме" - история доисламского поэта Абу-ль Зейра Мухальхила , жившего в V-VI вв.

• "Жизнеописание Сайфа , сына царя Зу Язана"- про йеменского царя , боровшегося с эфиопами в VI веке.

• "Жизнеописание Антары ибн Шаддада" , приписываемое филологу Аль-Асмаи - история доисламского поэта и великого воина , жившего в VI-нач. VII вв.

• "Повесть об эмире Хамзе аль-Бахлаване" - фантастическое описание биографии Ха́мзы ибн Абд аль-Муттвлиба , дяди пророка Мухаммеда.

• "Завоевание Сирии" , приписываемое аль-Вакиди -описание арабских завоеваний в VII веке.

• "Повесть о царе Омаре ибн ан-Нумане" из "1001 ночи"

• "Жизнеописание Зат аль-Химмы" - история подвигов героев из племени Бану Килаб в войне с византийцами.

• "Жизнеописание Али Зибака" - история ловкого молодца , жившего во времена Харуна ар-Рашида.

• "Жизнеописание Абу Зайда Бараката , или Повесть о Бану Хилял " - самое большое произведение жанра , повествующее о переселении племени Бану Хилял из Аравии в Африку в XI веке.

• "Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса" - фантастическая история прославленного мамлюкского султана.

"Сиры" могли создаваться на основе самых разнообразных письменных источников - хроник , географических сочинений , описаний путешествий и пр. , однако , этот материал в той или иной степени неизбежно подвергался беллетризации в соответствии со вкусами целевой аудитории. В подавляющем большинстве случаев , исторические события практически целиком растворяются в этих произведениях в приключенческой и романтической фантастике. В некоторых случаях основу арабских "народных романов" могли быть положены как сами устные предания , так и какие-то записи преданий об арабской старине. Такие , как "Аййам аль-араб" ( "Дни арабов") басрийского филолога Абу Убейды (VIII-IX вв.) , или антология доисламской поэзии "Китаб аль-Агани" ("Книга песен") Абу-ль Фараджа аль-Исфагани (X век). Хотя приписывание авторства того или иного "романа" тому или иному известному филологу "классического периода" VIII-IX вв. , по-видимому , призвано лишь придать повествованию авторитетности и достоверности. Самые древние произведения жанра "сиры" формируются в своих общих чертах едва ли раннее XII века. При этом такие произведения никогда не имели "каноничного" текста и бытовали в нескольких , иной раз значительно отличающихся между собой , редакциях. Тексты "народных романов" при пересказывании и переписывании продолжали в разной степени изменяться вплоть до Нового времени. Самые ранние дошедшие рукописи арабских "романов" датируются XV веком , а первые печатные издания относятся к XIX веку. В большинстве случаев они написаны саджем - рифмованной прозой с вкраплениями стихов и имеют огромный размер - обычно от 2000 до 6000 страниц в печатном виде , но иногда и значительно больше. Например , до сих пор популярная среди африканских арабов "Повесть о племени Бану Хилял" содержит около миллиона строк рифмованной прозы-саджа. Рукописи "романов" публично читались декламаторами-мухаддисами или шаирами , выступавшими во время празднеств на городских рынках или кофейнях. Выступления мухаддисов пользовались огромной популярностью в Ираке , Сирии , Египте вплоть до начала XX века. Причем некоторые из них "специализировались" на определенных произведениях , например на повествовании об Антаре т.н. антарийя и т.п. Устное исполнение ряда произведений могло растянуться на целый год.

***

"Сиры" довольно условно можно поделить на два вида - произведения , основанные на арабских преданиях и произведения , в бо́льшей степени представляющие собой фантастическую беллетристику. К первой группе можно отнести "Жизнеописание Антары" , "Завоевание Сирии" , "Жизнеописание Зат аль-Химмы " и "Повесть о Бану Хилял" и некоторые другие. Наиболее близки к эпосу , а потому представляют для нас интерес "Жизнеописание Антары" , "Повесть о племени Бану Хилял" и "Жизнеописание Зат-аль Химмы" Первое и третье произведения являются одними из древнейших образцов жанра и сформировались примерно в XII-XV вв. В XV веке уже были сделаны переводы-переложения этих двух "романов" на турецкий язык.

"Жизнеописание Зат аль-Химмы" рассказывает о борьбе племен Бану Килаб и Бану Сулайм с византийцами на пограничье "Сугур" на протяжении полутора веков - с правления омейядского халифа Абд аль-Малика (ум.715 г.) до правления абассидского халифа аль-Васика (842-847 гг.). Резиденцией для племени , пришедшего из пустынь Аравии становится город Малатия. Противниками арабов в "романе" называются цари румов Леон , Теофил , Мануил , Михаил и пр. В повествовании фигурируют такие исторические события , как вторая осада Константинополя арабами в 717-718 гг. , смуты при смене Омейядов Абассидами , упоминаются многие исторические личности. Между прочим , упоминается и таком явлении , как византийские пограничные воины-акриты , ставшие героями средневекового греческого эпоса Однако , по существу , это всего лишь фон для необычных и захватывающих приключений вождей Бану Килаб , которые неоднократно попадают в плен к хитрым врагам и с помощью хитрости же спасаются , страдают от дворцовых интриг , влюбляются в румийских красавиц , встречаются с джиннами. Содержание романа , несмотря на использование некоторых типических мотивов (неоднократные битвы главных героев с неузнанными родичами , неоднократные же ссоры с халифом , помощь соратника в борьбе с богатыршей на брачном ложе ) довольно-таки далеко от эпического и ближе всего к средневековым рыцарским романам. Главной героиней романа является воительница Фатима по прозвищу Дельхемма или Зат аль-Химма ("обладательница силы и доблести") , дочь Мазлума и внучка знаменитого героя Сахсаха ибн Джундубы , первым участвовавшего в войне с ромеями на пограничье. В детстве она оказывается в рабстве в племени Бану Тай , но своей силой и доблестью завоевывает себе положение и вскоре встречается со своими настоящими родителями. В нее влюбляется её двоюродный брат Харис , но воительница не желает выходить замуж , пока не обручается с ним по настоянию самого халифа. Так как богатырша не пускает мужа к себе на ложе, тот опаивает ее и овладевает ею во сне , в результате рождается чернокожий Абд аль-Ваххаб - второй главный герой повествования. Их близким другом и соратником является Абу Мухаммад аль-Батталь** - ловкач и хитрец , которому нет равных и который постоянно успешно соревнуется с пройдохами со стороны румийцев. Сами по себе образы главных героев - Фатимы и ее сына Абд аль-Ваххаба наделены эпическими чертами . Зат аль-Химма - бесстрашная воительница, превосходящая силой даже своего сына , как и воительницы во многих других эпосах она не желает выходить замуж и не пускает законного мужа на брачное ложе (ср. с Брюнхильдой в немецком и Бану-Гошасп в иранском эпосах ). Как и ее сын , она практически лишена романтической утонченности и "куртуазного" элемента и предстает по существу детищем еще бедуинского родо-племенного строя. Таков же и её сын Абд аль-Ваххаб - самый могучий воитель среди Бану Килаб , который по своему характеру и черной коже напоминает Антару.

"Повесть о племени Бану Хилял" начинает складываться примерно с начала XIV века. Её основой послужили предания о переселении в XI веке арабского племени Хилял в Африку и его ожесточенной борьбе с берберами. В образах ее главных героев - предводителя Бану Хилял Абу Зайда Бараката и его главного противника - берберского вождя Халифа аль-Зенати содержится немало эпических элементов.
-----------------------------------

* Возможно , миф об Актеоне имеет ближневосточные корни и имеет с угаритским сказанием об Акхите генетическую связь.

** Имеет исторического прототипа в виде прославленного омейядского полководца Абдаллаха аль-Батталя (ум. 740 г. ). В XV веке возникает турецкий "роман" о Сайиде Баттале Гази , основанный на той же арабской традиции.

На иллюстрации: поединок одного из героев племени Хилял - Зияба ибн Ганима с берберским вождем Халифой аль-Зенати


Историзм эпоса, Арабская литература

Previous post Next post
Up