Dec 15, 2022 23:55
Французский эпос ("шансон де жест" - песни о деяниях) является одним из самых объемных в мире по кол-ву текстов и их размеру , содержит около 100 поэм, созданных в кон. XI - XV вв. Доминирующее положение безусловно занимает Каролингский цикл , хотя к "шансон де жест" также относят цикл Крестовых походов , по большей части состоящий из уже авторских поэм , и стоящую особняком биографическую поэму о Бертране дю Гесклене. Из Каролингского цикла к классическому эпосу в полной мере относимы ранние произведения, написанные в кон. 11-13 вв. В то же время существует еще целый ряд поздних поэм 2-ой пол. XIII - XIV вв. , которые представляют из себя "псевдоэпические" повествования , это по сути лишь подражание ранним образцам с сильнейшим влиянием рыцарского романа , чей сюжет почти целиком представляет собою индивидуальный авторский вымысел и не основывается на устных сказаниях. По традиции, французские эпические поэмы делятся на три цикла : Королевскую жесту, Жесту Гарена де Монглан и Жесту Доона де Майанс. Названия "жест" чисто условные - так,главным героем Королевской жесты скорее можно считать Роланда, чем Карла Великого, в жесте Доона де Майанс непосредственно самому Доону посвящена всего одна поэма, тогда как самым видным персонажем можно считать , пожалуй, Ожье Датчанина. То же самое касается жесты Гарена де Монглан, главным героем которой, несомненно, является Гильом Короткий Нос.
Образ Гильома, в общем, можно считать центральным во французском эпосе , даже знаменитый Роланд не сравнится с ним по количеству посвященных ему поэм ( особенно, если мы исключим поздние "новоделы" XIV в. ). Поэтому, в данной главе нами будет рассмотрен именно цикл Гильома ( встроенный в жесту Гарена де Монглан, который, согласно вымышленной родословной, является прадедом Гильома).
Указанный цикл состоит из следующих поэм , в которых Гильом либо является главным персонажем , либо играет видную роль ( выделены поэмы , где Гильом главный герой) :
1. ОТРОЧЕСТВО ГИЛЬОМА ( первая треть XIII века)
2. Смерть Эмери Нарбоннского ( кон. XII века)
3. КОРОНОВАНИЕ ЛЮДОВИКА ( первая треть XII века)
4. ВЗЯТИЕ ОРАНЖА ( сер. XII в. )
5. НИМСКАЯ ТЕЛЕГА ( первая половина XII в. )
6. Отрочество Вивьена ( нач. XIII в. )
7. Подвиги Вивьена ( кон. XII в. )
8. ПЕСНЬ О ГИЛЬОМЕ ( кон. XI в. )
9. Алисканс ( вторая пол. XII в. )
10. Битва с Локвифером ( кон. XII в. , трувер Грендор из Бри )
11. Монашество Ренуара ( 1190 - 1200 гг., Грендор из Бри )
12. МОНАШЕСТВО ГИЛЬОМА ( пространная редакция ~ 1160 г. ; краткая редакция ~ 1170 - 1180 гг. )
В первой половине XIII века , на основе уже созданных к тому времени "жест", знаменитым Вольфрамом фон Эшенбахом и его продолжателем Ульрихом фон Тюргеймом было написана объёмная поэма "Виллехальм".Немецкие миннезингеры наделили французский эпический материал чертами типичного рыцарского романа с его авантюрностью и любовной темой.
Кроме этого , сказания о Гильоме ( др. исл. Вильхьяльм ) были пересказаны в огромной компиляции - норвежской "Саге о Карламагнусе и его витязях" (2-ая пол. XIII века) . В начале XV века писателем и певцом Андреа де Барберино была создана прозаическая компиляция - "Нарбоннцы" ( Storie Nerbonesi ), пересказывающаяна итальянском языке поэмы об Эмери Нарбоннском и Гильоме. Это и другие произведения Барберино , пересказывающие французский эпос , впоследствии стали основой популярных народных книг. В середине XV века , вероятно , по заказу герцога Жака Д'Арманьяка , был создан прозаический роман о Гильоме. Кроме этого , уже в Новое время в окрестностях Сен-Гильемского монастыря бытовали устные предания о Гильоме , возможно, независимые от книжных источников.
Главным историческим прототипом эпического Гильома Короткий Нос несомненно является Гильом , граф Тулузский , живший во время правления Карла Великого во второй пол. VIII - нач. IX вв. Он происходил из весьма знатного рода , его отцом был граф Теодорик , а матерью Альда , дочь Карла Мартелла , сестра Пипина Короткого. Таким образом , Гильом Тулузский был двоюродным братом самого Карла Великого. Около 790 г. Гильом получает титул графа Тулузского , таким образом став приближенным к сыну Карла - Людовику , который в это время числился королем Аквитании. Вероятно , двоюродный дядя должен был стать опорой своего племянника , которому в это время было всего лишь 12 лет. В 793 году юго-западные земли франков пережили крупный набег сарацин. Они сожгли пригороды Нарбонна , затем направились к Каркассону , после чего повернули назад и вернулись в свои земли с богатой добычей. Граф Тулузский во главе небольшого отряда пытался оказать сарацинам сопротивление и нанес врагам существенный урон , хотя и был вынужден отступить. Согласно хроникам , в битве на реке Орбьё Гильом лично убил одного сарацинского "короля" и сразил многих "неверных". Спустя 10 лет , в 803 году Гильом принял участие в походе на Барселону . После долгой осады город был взят , после чего основана "Испанская марка" . Уже после Гильома , в 826 году придворный поэт Людовика - Эрмольд Нигелл создал на латинском языке поэму "Прославление Людовика" , в первой книге которой описывается эта осада , причем Гильому Тулузскому в этом описании уделяется одно из первых мест. Гильом был близок к видному церковному деятелю - св. Бенедикту Анианскому , который реформировал Бенедиктинский орден и основал ряд монастырей. В основанный им Анианский монастырь граф Тулузский сделал в 804 г. богатое пожертвование. В дарственном акте , сохранившемся до наших дней , упоминаются родственники Гильома - братья Теодорик и Теодун , сестры Абба и Берта , жены Витбурга и Кунегунда , сыновья Виткар и Хидехельм , а также дочь Хеминбурга. В 806 году Гильом основывает невдалеке от Анианы свою обитель - Желлону , где он принимает постриг и оканчивает свои дни в 812 году . В нач. XII века за Желлонской обителью закрепилось название Сен-Гильемской пустыни.
Героические предания о Гильоме , видимо , на основе подлинных воспоминаний о нем , начинают формироваться спустя недолгое время после его смерти. По крайней мере , в уже упомянутой поэме Эрмольда Нигелла Гильом предстает умудренным советчиком короля , отважным воителем , опорой королевского дома - эти черты характерны и для Гильома эпического. Первые свидетельства о подлинно эпических сказаниях о Гильоме ( пока еще , вероятно , Тулузском ) доходят до нас в источниках , созданных около сер. X века. Речь о так называемом "Гаагском фрагменте" , который представляет собой отрывок прозаической переделки утраченной латинской поэмы . В отрывке рассказывается об осаде какого-то города ( предположительно , Нарбонна) , среди участников осады рядом с Карлом Великим упоминаются некие Бернардус , Бертранус , Эрнальдус и Вибелинус. Несомненно , эти три брата Гильома и его племянник из эпических поэм 12-13 вв. Также упоминается там и сарацинский король Борель , чье имя фигурирует и в ряде "шансон де жест" , главную роль в отрывке играет не названный по имени граф , в котором бесспорно узнаваем сам Гильом. Таким образом , можно считать доказанным , что эпический образ Гильома существовал уже спустя полтора века после смерти графа Тулузского. Тем не менее , его окончательное формирование , как мы это увидим , произойдет значительно позднее. О популярности Гильома уже в XI веке свидетельствует т.н. "Сан-Эмилианская запись" - небольшая приписка , сделанная на полях рукописи 10 века и датируемая сер. - 2-ой пол 11 века , где Гильом Горбоносый ( Ghigelmo Alcorbitanas ) упоминается среди участников Ронсевальской битве рядом вместе с Роландом , Ожье Датчанином и Турпином. По всей видимости , праллельно с устной эпической традицией существовала книжная агиографическая традиция, отображением которой является написанное в нач. XII века "Житие св. Гильома Желлонского" . Впрочем , обе традиции , очнвидно , взаимовлияли друг на друга , хотя и оставались при этом , в целом, независимыми.
( Продолжение следует...)
Романские народы,
Историзм эпоса,
Французский эпос