Dec 15, 2022 12:46
Небольшое предисловие
Вопрос об отражении истории в эпосе до сих пор является одним из самых сложных и интересных в историко-филологическом дискурсе. Насколько эпическое наследие можно использовать в качестве исторического источника ? Сразу следует отметить , что эпос , как жанр , в самой основе своей глубоко историчен . Это представление того или иного народа о своем прошлом , выделение в этом прошлом некоего особого "идеального" периода ( героический век) , который становится образцом для потомков. У самих носителей эпоса не было ни малейших сомнений , что описываемые события некогда происходили на самом деле , все исключения ( обычно относящиеся к старости эпической "стихии" или ее трансформации в иной жанр, например , рыцарский роман ) лишь подтверждают это правило. Тем не менее у различных исследователей в разное время были серьёзные сомнения в том , что эпос способен отображать какие-то конкретные исторические события , из отечественного эпосоведения стоит упомянуть , например , В.Я. Проппа , который отрицал то , что в былинах могут отображаться единичные события истории и предпочитал датировать ту или иную же былину , исходя из "выраженной в ней основной идеи" ( при этом нет никакой уверенности , что ту же самую "основную идею" , которую выделял исследователь , в былине видели ее создатели и исполнители ).
При выявлении возможной исторической основы того или иного эпоса важнейшим методом является аналогия , так как мировой эпос представляет из себя масштабное единое явление с универсальным эпическим "каноном" , конкретный эпос того или иного народа это лишь частное проявление этого универсального "канона". При этом сразу следует сказать , что эпос должен быть отделяем от родственного ему мифа. Миф рассказывает о мифологическом перво-времени , когда мир обустраивался и изменялся мировыми силами (богами , духами , культурными героями и др. ) и приобретал свои нынешние формы . Эпос ставит в центр внимания деяния людей , связанные с судьбой этноса. Как совершенно верно отметил исследователь Боура :"Героическая поэзия не может существовать до тех пор, пока люди не поверят, что человек может сам по себе представлять достаточный интерес, если его главная цель - обретение чести посредством деяний, исполненных особого риска. Поскольку это бывает не всегда и везде, то и героическая поэзия не всюду процветает." В некоторых культурах ( например , китайской) возникновению эпоса в его классических формах мешает рано возникшее развитое историческое ( уже в близком к современному смысле) мышление. Нередко эпос представляет из себя воспоминание о ранних формах государственности ( "вождество" , протогосударство ) или периоде расцвета развитого государства. Это Микены древнегреческого эпоса , царство Куру индийского , германские "варварские" королевства , держава Каролингов во французском , былинный Киев в русском , "огуз эли" Байюндур-хана в огузском и др.
Как указал П.А. Гринцер, эпос представляет историю , рассказываемую по эпическому "канону" , и «по мере того, как от этого канона остается одна только сюжетная схема, четче обнаруживается истинное назначение эпической поэзии» [Гринцер, 1974, с. 290] . Эпическое сознание считает те или иные выделяемые им конкретные исторические события отображением или , точнее , вариацией , некой универсальной (архетипической) ситуации , и , в соответствии с этим , передает эти исторические события через призму этого "универсального" канона. Таким образом для эпического сознания важен не столько сам по себе конкретный факт ( который так важен для историка) , сколько то , отображением или вариацией какой универсальной , "архетипической" модели он является.
Чтобы наглядно показать между собой соотносятся историческое и эпическое , начнем свой обзор именно с тех эпосов , чья историческая составляющая на данный момент достаточно хорошо выяснена , а главные герои имеют вполне определенные исторические прототипы , в основном благодаря приличному кол-ву дошедших до нас исторических документов. На данный момент это прежде всего испанский и французский эпосы , отображающие эпоху уже вполне развитого государства , весьма неплохо также раскрыты исторические взаимосвязи армянского и южнославянского эпического наследия. С них мы и начнем наш обзор.
Эпос,
Историзм эпоса