Oct 16, 2021 20:28
Вводная статья к "Саге о Тидреке" , если есть замечания , пишите в комментарии
_______________________
Русскому читателю хорошо известны такие основополагающие произведения германского эпоса , как "Песнь о Нибелунгах" , "Старшая Эдда" , "Сага о Вёльсунгах" , "Беовульф" . В ряду таких значимых произведений стоит и "Сага о Тидреке из Берна" , до сих пор целиком не переводившаяся на русский язык . По своему жанру в корпусе древнеисландской ( и древненорвежской ) литературы , она может быть отнесена , по разным признакам , как к "сагам о древних временах" , так и к "рыцарским сагам". С одной стороны , она представляет собой пересказ древнегерманских эпических сказаний , в том числе , общих для многих германских народов , включая скандинавов. С другой стороны , сказания эти представлены в данной саге в своих континентальных (немецких) формах и имеют налет куртуазной культуры высокого средневековья , чуждый "сагам о древних временах" , имеющим в основе древнюю устную традицию. "Сага о Тидреке" не единственное произведение в древнеисландской литературе , которое пересказывает героические сказания других европейских народов - огромная по своему объему "Сага о Карламагнусе и его витязях" пересказывает французские "шансон де жест" , ряд саг ( "Сага о бриттах" , "Сага о Тристраме и Исонде" и другие ) пересказывает некоторые сюжеты бретонского цикла и др. "Сага о Тидреке" отличается от этих произведений тем , что находится в неразрывной связи со скандинавскими сказаниями , пересекаясь с ними как сюжетами , так и действующими персонажами.
***
Почти у каждого народа , обладающего эпосом , имеется свой " героический век" - эпоха , породившая эпические сказания. Для древних эллинов это Микенский период ( ок. XV - XII вв. до н.э. ) , для византийцев - период успехов в противостоянии с арабами в IX-X вв. , для армян - эпоха борьбы с арабами в VII-IX вв. , для казахов и ногайцев - время распада Золотой Орды и независимого существования её осколков ( XIV - XVII вв. ) , для русских - период становления Древнерусского государства ( IX-XI вв. ) , для французов - Эпоха Каролингов ( VIII-IX вв. ) , для испанцев - активизация Реконкисты в X - XI вв. и т.д. Для германских народов таким "героическим веком" стала эпоха Великого переселения народов , в особенности её период с IV по VI века. Именно в эту эпоху рождается богатый материал германских героических сказаний. Если исторической основой сказания о Нибелунгах послужили события первой половины V века ( в частности разрушение гуннами Бургундского королевства в 436 году ) , то основой для сказаний о Дитрихе Бернском стали события второй половины V - первой половины VI веков.
Одним из наиболее значимых деятелей эпохи Великого переселения народов был остготский король Теодорих Великий ( ок. 451 - 526 гг. ) . Сын правителя части остготов , Теодемира из знатного рода Амалов , в юности он был заложником в Константинополе ( 459-469 гг. ). Возвратившись на родину , после гибели своего дяди Валамира , Теодорих встал во главе остготов. В 470 году он разгромил сарматского короля Бабая и занял Сингидун (на территории совр. Белграда). Уйдя на Балканы В 473 году , Теодорих то воевал, то вступал в союз с византийским императором Зеноном . Остготы , служившие византийскому императору , после смерти своего предводителя - Теодориха Страбона , перешли к сыну Теодемира. В 484 году Теодорих получает римское гражданство и консульство. По договору с императором Зеноном он начинает наступление на Италию , где тогда правил Одоакр , сместивший последнего императора Западной империи Ромула Августула. По пути он одержал победу над гепидами и булгарами , заняв Сримий. В 489 году Теодорих вторгся в Италию и разгромил Одоакра , вероломно убив его вместе с ближайшими приближенными. Считается , что , основав Остготское королевство в Италии , Теодорих проводил политику романизации , на время его правления пришлось так называемое "Остготское возрождение". После утверждения в Италии он взял в жены сестру короля франков Хлодвига I , выдал свою сестру Амалафриду замуж за короля вандалов , свою дочь Тиудиготу отдал в жены вестготскому королю Алариху II , таким образом соединив оба знатнейших готских королевских рода - Амалов и Балтов , другую свою дочь Остроготу - за бургундского королевича , а племянницу Амалабергу за короля тюрингов. После гибели Алариха разгорелась многолетняя война , в результате вестготским королем был провозглашен малолетний Амаларих ( внук Теодориха ) , таким образом Теодорих смог распостранить свою власть и на Вестготское королевство , назначая там своих наместников. После кончины Теодориха престол достался его малолетнему племяннику Аталариху , который умер в 536 году. Его мать Амаласунта вышла замуж за своего двоюродного брата Теодахада , передав ему правление , однако была им вероломно убита . Использовав это , как повод для войны , византийский император Юстиниан I, отправил в Италию знаменитого полководца Велизария , который покорил Сицилию и часть Италии. Тогда остготы возвели на престол Витигеса , который был незнатного происхождения , но успел отличиться храбростью. Витигес с переменным успехом сражался с византийцами . Не получив обещанной помощи от франков , он был осажден Велизарием в Равенне , был принужден сдаться и в 540 году отправлен в Константинополь , где получил земельные владения и сан патриция.
Таковы , в самых общих чертах , события , ставшие исторической основой сказаний о Дитрихе Бернском , пожалуй , главном герое немецкого эпоса. Какие-то сказания о Теодорихе , вероятно , к VII веку уже существовали. По крайней мере , Теодорих ( Теодрик ) упоминается в перечне готских героев в "Видсиде" - древнейшем памятнике германской поэзии , сложившимся , в целом , не позднее VII века. К VIII веку относится древнейшая версия "Песни о Хильдебранде" , где упомянуто об изгнании Дитриха Отахром ( т.е. Одоакром ) , что является уже чисто эпической деталью ( исторический Теодорих не был изгнан ). Позднее роль Одоакра в сказаниях будет перенесена на Эрменриха - т.е. прославленного готского правителя Германариха . 1-ой пол. IX века датируется рунический камень из Рёка (Швеция) , надпись на котором , по одной из интерпретаций , также упоминает Теодориха ( Тьодрика ) . С этой надписью перекликается отрывок из древнеанглийской элегии "Деор" (1) . Если интерпретация надписи на камне из Рёка верна , то выходит , что к этому времени Теодрик был известен не только в Англии , но даже и в Скандинавии (2) . К X веку относится древнеанглийская поэма "Вальдере" , в которой кратко упоминается о том , что герой Видья , сын Веланда , вызволил Теодрика из плена в земле великанов , за что получил в награду меч Мимминг (3) . Эта ссылка весьма примечательна по нескольким причинам. Во-первых , Теодрик уже прочно связан с одним из главных персонажей бернского цикла Видьей ( Видгой , Витеге ) , в котором слились "храбрейший из готов" Видигойя , живший почти за два века до Теодориха Великого и король остготов в Италии Витигес (4) . Во-вторых , это упоминание можно связать с эпизодом из немецких поэм XIII века , где Витеге с товарищами спасают Дитриха из плена у герцога Нитгера и его великанов . В 1-ой половине XI века были написаны "Кведлинбургские анналы" , в которых о Теодорихе излагаются исторические сведения , очевидно , смешанные с эпическими сказаниями. Стоит привести их полностью : " В это время над всеми готами царствовал Эрманрих, ловкий в коварстве и щедрый в дарении; после смерти своего единственного сына Фридриха, он, исполнив свою волю, повесил своих двоюродных братьев Эмбрика и Фритла. Теодориха , другого своего двоюродного брата, он изгнал из Вероны в результате происков Одоакра , ещё одного своего двоюродного брата, и вынудил его укрыться у Аттилы. {...} Теодорих звался Амалунгом потому, что Амалом звался его прадед, который считался самым могущественным среди готов. Это был тот Теодорих из Берна, о котором некогда пели сельские жители. При помощи короля Аттилы Теодорих был возвращён на престол готов, а своего двоюродного брата Одоакра осадил в городе Равенне и после вмешательства Аттилы, который просил его не убивать, отправил в изгнание, наделив несколькими селениями близ слияния рек Эльбы и Заале." Здесь мы находим уже множество параллелей с дошедшими от более поздних времен эпическими источниками . Теодорих изгоняется уже не Отахром-Одоакром , как это было в "Песни о Хильдебранде" VIII века , а своим родичем Эрманрихом ( в поэмах он , правда , дядя , а не двоюродный брат Дитриха ) , хотя и по наущению не упоминающегося в поэмах Одоакра . Важно также сведение о том , что песни о Теодорихе широко распространены даже в низших слоях населения. Таким образом , судя по всему , сказание о Дитрихе Бернском , отображенное в немецких поэмах XIII века ( подробнее о них см. ниже ) , в своих общих чертах к X-XI векам уже сложилось.
Эпос , как особый жанр древней словесности , имеет свои особенности , среди которых одной из самых важных является подчинение исторического материала "архетипической" модели. " Прошлое не может быть изображено здесь иначе, как через судьбу эпического героя, который приобретает тем самым черты исключительности, сам разрастается до масштабов этого прошлого" (5). Сказания о Дитрихе , как и германский эпос в целом , не являются исключением. Так , завоевание Италии остготами в эпосе отображено как возвращение Дитриха в свою наследственную вотчину (6) после изгнания, во время которого он нашел приют у короля Этцеля (Аттилы) в стране гуннов. Мотив законного правителя , который , будучи изгнан , возвращает свои владения , встречается в немецкой поэме о Вольфдитрихе , древнегреческих сказаниях об Агамемноне , индийской "Махабхарате" (7) . Разновременные исторические события и персоналии в эпических сказаниях могут смешиваться , представать современными друг другу , эпическое время как бы "спрессовывает" отображаемую историческую эпоху. Приведем лишь несколько примеров - король готов Эрменрих ( Германарих) , представленный в эпосе дядей Дитриха , жил на век раннее Теодориха Великого , а правитель гуннов Аттила ( Этцель ) , представленный покровителем Дитриха , умер примерно в то время , когда исторический Теодорих только родился. Видимо , нахождение Дитриха при дворе Этцеля отражает положение отца Теодориха - Теодемира, бывшего "вассалом" Аттилы. Эпическая биография Дитриха имеет целый ряд характерных мотивов и сюжетов. Это отнюдь не исчерпывающий их перечень :
• Необычное рождение и связанные с ним сверхъестественные способности : согласно версии , мать Дитриха во время её беременности посетил демон , который предсказал , что Дитрих станет храбрейшим среди воинов и будет иметь способность выдыхать пламя ( ср. с рождением Хёгни в "Саге о Тидреке" , короля Артура , Геракла в античной мифологии , юнаков-змеевичей в южнославянском эпосе , Карны и Пандавов в "Махабхарате" ) .
• Получение богатырского коня и оружия : Тидрек ( Дитрих ) получает от дверга (гнома) Альврека меч Нагльхринг . Сразив богатыря Экке , он завладевает его знаменитым мечом Эккесаксом. А коня Фальку ему дарит его соратник Хеймир , так как простые кони были слабы для Тидрека ( ср. с получением оружия и коней Сигурдом в "Саге о Вёльсунгах" , Ильей Муромцем в былинах , Ахиллом в античной мифологии , Манасом в киргизском эпосе и пр. )
• Первые подвиги юного героя : юный Дитрих со своим наставником Хильдебрандом убивает великанов Грима и Хильд ( ср. в античной мифологии Тесей расправляется с сыновьями Гефеста и Посейдона , в византийском эпосе Дигенис Акрит побеждает апелатов , в "Рамаяне" Рама убивает демоницу Тараку , в армянском эпосе Давид Сасунский одолевает Батмана-Бугу и дэва Чарбаара-ками ).
• Единоборство с другим богатырем , который становится побратимом : Хеймир ( Хайме ) и Видга прежде , чем стать соратниками Тидрека , испытывают себя в поединке с ним ( ср. с поединками между Ильей Муромцем и Добрыней , тем же Добрыней и Дунаем в былинах , Гильгамешем и Энкиду в шумеро-аккадском эпосе , Карной и Джарасандхой в "Махабхарате" , Гуань Юем и Чжан Фэем в китайских сказаниях о Троецарствии )
• Змееборство : Дитрих и Хильдебранд сражаются с драконами во время своих приключений ; уже в старости Тидрек убивает дракона и женится на вдове убитого этим чудовищем витязя. ( ср. со змееборством Сигурда , Добрыни Никитича , Дигениса Акрита , Ростама в "Шахнаме" и т.д. ).
• Перед смертью или уходом герой погружает свое оружие в воду : смертельно раненый Тидрек бросает меч Мимунг в реку или озеро ( ср. в бретонском цикле меч короля Артура бросают в озеро королем ; в южнославянском эпосе Марко Королевичем швыряет свой шестопер в море ; в нартском эпосе меч Батрадза топят в море ; в "Махабхарате" Арджуна погружает свой лук Гандиву и стрелы в воду ).
• Герой не умирает , а таинственно исчезает , чтобы затем вернуться : состарившийся Тидрек , сев на черного коня , уносится неведомо куда . По некоторым версиям , Дитрих обречен сражаться с драконами в горах Румени ( Романьи ) до конца времен ( ср. с королем Артуром , перенесенным на Авалон ; Финном мак Кумалом в ирландских и шотландских сказаниях , Марко Королевичем в южнославянском эпосе и Мгером Младшим в армянском эпосе , скрывающимся в пещерах ; Кей-Хосровом , исчезнувшим в горах ("Шахнаме") и т.д. ).
В сказаниях Дитрих предстает могущественным правителем , вокруг которого собираются самые прославленные витязи - Хильдебранд , Хеймир , Видга ( Витеге ) , Теттлейв ( Дитлейб ) , Вильдивер и другие. Этим он похож на былинного князя Владимира , Байюндур-хана огузского эпоса , иранских Кеянидов , фараона Петубаста египетских сказаний. Однако , в отличие от перечисленных владык , которые собирают при своем дворе богатырей , но сами не совершают подвигов , Дитрих сам является одним из самых могучих витязей , походя более на короля Артура , французского Шарлеманя ( Карла Великого) , Хрольва Жердинку , калмыцкого Джангара . Вокруг фигуры Дитриха со временем сформировался целый цикл сказаний , некоторые из которых первоначально , по-видимому , существовали самостоятельно. Вероятно , на позднем этапе своего развития бернский цикл был состыкован с другим большим циклом германского эпоса - сказаниями о Зигфриде и Нибелунгах (8) . Образ Дитриха в разных поэмах несколько отличается. Если в поэмах "Виргиналь" , "Зигенот" , "Король Лаурин" Дитрих представлен юным воином , который , под руководством своего наставника Хильдебранда , сам ищет приключений , то в "Наезде Экке" , "Бегстве Дитриха" , "Песни о Нибелунгах" мы скорее видим умудренного опытом мужа , который не спешит вступать в битву , не попытавшись сперва уладить дело миром. При желании эти отличия в характере героя можно воспринимать как естественное изменение в процессе взросления , что придает этому эпическому персонажу бо́льшую "живость" , чем у многих других героев эпоса , чьи характеры предстают неизменными в течение всей жизни . Образ Дитриха многогранен : он наделен всеми традиционными для героя древнегерманского эпоса достоинствами - храбростью , щедростью , стремлением к славе , однако он отличается от таких героев , как Сигурд , Хаген ( Хёгни) , Беовульф , которые в своей неистовой отваге без колебаний идут навстречу судьбе. В отличие от них , он несет на себе достаточно глубокий отпечаток более поздней рыцарской культуры (9) - Дитрих учтив , по-рыцарски великодушен и благороден ( вспомним , как он оберегает жизнь Кримхильды и Этцеля перед кровавой резней на пиру , или спасает королеву Эрку от гнева её мужа Аттилы ) , трогательно заботится о своих вассалах ( обменивает все свои владения на воинов , захваченных в плен Эрменрихом ). В то же время , он не идеален - вопреки разумному совету Хильдебранда , порывается убить безоружного Видгу , а при угрозе поражения просит наставника прервать поединок ; вспылив , изгоняет за давнюю провинность своего верного соратника Хеймира ( с которым затем благополучно примиряется ). При этом в образе Дитриха имеется некая темная ( можно сказать и "хтоническая" ) сторона. С этой стороной связана его не-человеческая способность (10) в сильном гневе извергать пламя , подобно дракону или иному чудовищу. Происхождение Дитриха также довольно сомнительно , см. приведенный выше мотив , явно себя обнаруживающий только в прозе "Книги героев" , но подспудно как бы подразумевающийся и в других источниках . Недаром Хёгни ( Хаген ) в бою с Тидреком восклицает : "Что может быть хуже для сына альва [ т.е. самого Хёгни ] , чем сам дьявол ?" , а Тидрек в ответ опаляет его своим пламенем (11) . Как кажется , эта его сторона и предопределяет его незавидную участь - прожив очень долгую жизнь , пережив всех своих соратников , он не может умереть , как другие люди , его уносит против его воли нечистая сила (12) . Однако не все потеряно - Тидрека еще может спасти его вера , и тогда он вернется. В народной традиции некоторых областей Германии Дитрих заменяет Вотана ( то есть Одина , который имеет и хтонические черты ) в качестве вождя Дикой Охоты. Недаром в некоторых преданиях Тидрек , подобно Одину , лишает себя глаза , чтобы отомстить Видге за своего брата Тетхера (13).
Кроме Дитриха яркими персонажами бернского цикла являются его витязи - Хильдебранд , Витеге ( Видга ) , Теттлейв ( Дитлейб ). Хильдебранд предстает перед нами , в первую очередь , как наставник и ближайший помощник Дитриха , эту свою роль он сохраняет на протяжении всей жизни. Неизменно верный Дитриху , он отправляется с ним на его первый подвиг и сопровождает его , когда Тидрек уже лишился всех своих людей , кроме него. Наконец , возвращаясь на родину после долгого изгнания , он вынужден сразиться со своим сыном Алебрандом ( Хадубрандом) , который не узнает своего отца ( ср. с боем Ильи Муромца с Сокольником в былинах , Кухулина с Конлой в ирландских скелах , Ростама и Сохраба в "Шахнаме" , Арджуны с Бабхруваханой в "Махабхарате" и др. ). Также он предстает как патриарх рода Вюльфингов ( Ильвингов) (14) , опекающий своих молодых племянников - Вольфхарта и Альпхарта.
В отличие от Хильдебранда , Витеге - изменник , за золото и земли переметнувшийся на сторону Эрменриха. Хотя в некоторых версиях это обусловлено иначе - Видга еще до начала вражды с Эрминреком , по ходатайству самого Тидрека , становится вассалом первого , и из чувства вассального долга вынужден впоследствии выступать на его стороне. В этой трагичности он похож на Рюдигера "Песни о Нибелунгах" , который , будучи вассалом Этцеля , вынужден сразиться со своими друзьями и зятем. Сражаясь на стороне Эрменриха , Витеге приходится убить юных сыновей Этцеля , а затем погибнуть ( или погрузиться на дно морское ) , спасаясь от мести разгневанного Дитриха - своего бывшего соратника и сюзерена. Теттлейв в "Саге о Тидреке" предстает перед нами "героем не внушающим надежды" , запечник , копающийся в золе , которого едва готовы признать своим сыном собственные родители , оказывается могучим героем ( ср. с Ильей Муромцем , Беовульфом , Хьяльти и др. ) , который одолевает одного из витязей Тидрека , а затем и сильнейшего из воинов Эрминрека. Эти и многие другие персонажи встречаются в произведениях бернского цикла - самого большого в германском эпосе.
германский эпос,
Эпос,
германцы,
саги о древних временах