Мудрец, правда и ложь

Oct 08, 2009 16:11


За день до своей смерти Лао Шу Чжи пришёл к Дун Мин Хуэю и сказал: «Учитель! Ты мало говоришь, но, если говоришь, то о мудрости. В сущности, мудрость есть знание Правды, противоположность которой - Ложь. Почему же ты почти ничего не говоришь нам о других великих противоположностях - Жизни и Смерти, о Добре и Зле?»

Дун Мин Хуэй отвечал так: «Во-первых, совершенно очевидно, что Жизнь и Правда есть Добро, а Смерть и Ложь есть зло.» Лао Шу Чжи благодарно закивал и в волнении перебил учителя: «Да-да, добром и злом люди называют совершенно конкретные вещи, из множества которых мы и получаем представление о добре и зле. Так?» Дун Мин Хуэй, ласково улыбаясь, продолжал: «Да, а кроме того, само то, что разные люди называют добром одни и те же вещи, говорит о том, что понятие это - не придуманное людьми, а полноценно существующее само по себе.»

«Во-вторых, жизнь и есть та единственная правда, которую мы можем ощутить всем своим существом; все остальные правды мы познаём либо через чувства, либо через собственный разум, либо от других людей. Может быть, это проще объяснить через ложь и смерть. Вот, смотри: слова «я мёртв» и «я лгу» одинаково бессмысленны. Что такое ложь? Это - всё, что угодно, только не правда. Сама по себе ложь - в отсутствие правды - невозможна. Если бы не было правды, как бы можно было понять, что ложь - это ложь? Или, по-другому: если бы была только ложь, то она-то и была бы правдой. Но это не так, ибо правдой является правда, а вовсе не ложь. При этом вполне возможно существование правды без лжи».

«Выходит, только правда и есть, а ложь - это в буквальном смысле обман, мираж. Единственная ложь, о которой можно говорить всерьёз - это мысль о том, что ложь возможна как явление,» - продолжал Дун Мин Хуэй. Тогда Лао Шу Чжи спросил: «Также и смерть, которая есть лишь прекращение жизни, правильно?»  Дун Мин Хуэй отвечал: «Правильно, но и это не всё. Заметь, что, поскольку Смерть - это Ложь, то и смерти, выходит, нет, как нет и зла.»

Лао Шу Чжи задумался и ушёл к себе домой, задумчивый, но успокоенный и даже как будто обрадованный. Всю ночь он размышлял над словами учителя, но понять смог только ближе к вечеру следующего дня.

мистификация, мудрец

Previous post Next post
Up