НАЧАЛО МУДРОСТИ - ВРАТА ТРЕПЕТА - 1 (б)

Aug 28, 2009 03:47

Книга "РЕШИТ ХОХМА", "НАЧАЛО МУДРОСТИ"
Автор: рабби Элияהу Ди-Видаш (здоровья ему!)

ВРАТА МУДРОСТИ

ПЕРВАЯ ГЛАВА
пояснение сути трепета

22) КАКИМ образом находится Имя Авае (יהו"ה) в каждом органе, можно понять из сказанного в "Поправках" (поправка 3; лист 139, стр. 2), что каждый орган состоит из четырёх основ. И ещё, там поясняется, что в каждом органе есть кожа, мясо, жилы и кости. И далее говорится, что на костях, мясе и жилах - пребывает благословение, святость и единение. Эти три аспекта отражают (первые три буквы Имени) Йуд-הэй-Вав (יה"ו). Ещё, поясняется там: кожа обладает образом человека (облекая его всего снаружи), Сфера Малхут (Сфера Правления, самой внешней реализации) - все образы она может принять30 и далее. Эта сфера (Малхут) - соотносится с последней буквой הэй (ה) Имени Авае (יהו"ה). То, каким образом присутствует Имя Авае (יהו"ה) во всех творениях, другими словами поясняется в разделе "Раая Меהемана", глава "Бо" (42:1): "Все живности из тех Святых Живностей (населяющих духовные миры) - призваны (к существованию) буквами Святого Имени. Об этом сказано (Йишая 43:7): "Всё, что названо - названо Моим Именем, и ради славы Своей, Я его сотворил". И даже материальные творения - сотворены этими буквами. И нет такого творения, на котором бы не было печати этого Имени, для того, чтобы творения могли познавать Того, кто их сотворил. И это Йуд (י) - образ головы всех творений. Две буквы הэй , הэй (ה' ה') - прообраз пяти пальцев справа и пяти слева. Буква Вав (ו) - прообраз тела. Поэтому: "Кому уподобишь Меня, чтоб сравнить? Не смотря на то, что Я сотворил его (человека) по образу моих букв. Ибо Я - могу стереть тот образ, и создать его множество раз и далее". Конец цитаты.
23) ТАКИМ образом, ясно сказано, что все Его творения подписаны печатью Его Имени, чтобы указывать им на Его единство, и в Его власти - стереть их образы, в соответствии с Его волей. "Как материал в руках мастера" (Йирмия 18:6)
24) ПОСЛЕ этого предисловия, поясним сказанное в Писании: "Благословите Б-га ангелы Его". В "Зоהар", глава "Лех Леха" (лист 90, стр. 1), поясняется, что "ангелы Его" - это праведники. Так сказано там: "Другой смысл: "Благословите Б-га ангелы Его" ("работники Его", а букв. "ремесленники Его") - это праведники на земле, которые по отношению ко Всевышнему (благословен Он!), обладают тем же статусом, что и Высшие Ангелы на небесах. Ибо они - "обладают силой", побеждая свою натуру, подобно хорошему герою, побеждающему своих ненавистников. "Дабы услышан был голос речи Его" - ибо (праведники) ежедневно удостаиваются слышать Голос Свыше, в час нужды". Конец цитаты по нашей теме.
25) ИЗВЕСТНО (предисловие "Поправок" лист 3, стр. 2), что души праведников высечены из под Престола Славы. То есть, обитателям мира Престола (Бриа), места источника душ (ступени нешама), сказано: "Благословите Б-га (Авае) ангелы Его". Это указание привлекать влияние и благословение этого Имени, ибо это Имя - источник благословения. Так это поясняется в "Поправках" (Поправка 18; лист 37, стр. 1): "Имя Авае (יהו"ה) называется "благословенным" (буквально "привлекаемым"). "Ангелы Его" - это души праведников, сотворённые Именем Авае (יהו"ה), которое является Печатью Престола. Наподобие сказанного (Йишайа 43:7): "Каждый кто назван - назван Моим Именем, и ради Славы (мир Престола Славы) Своей Я сотворил его". А относительно самих ангелов, подписанных третьей Печатью (мир Йецира), сказано: "Благословите Б-га все воинства Его, служащие Ему, исполняющие Волю Его" - это ангелы, высшие духовные сущности, не обладающие дурной натурой, поэтому они всегда исполняют Его Волю. Сказано: "Благословите Авае (יהו"ה - Б-га)" - привлекайте изобилие из Имени Авае (יהו"ה), которым вы сотворены, наподобие сказанного ранее. "Благословите Авае (יהו"ה) все творения Его" - это соотносится с четвёртой Печатью (мир Асия), которой подписаны орбиты, двенадцать созвездий, семь планет, все звёзды и все нижние творения. Все они - подписаны печатью Имени Авае (יהו"ה), как поясняется в приведённом нами отрывке из раздела "Раая Меהемана" (параграф 22), что нет творений, которые не были бы подписаны этим Именем. И сказано: "Во всех местах Его правление", чтобы ты не мог сказать: "В высших мирах присутствует Имя Авае (יהו"ה), но как смогут привлекать Его влияние нижние?". Ответом на это сказано: "Во всех местах Его правление". То есть, власть (правление) Всевышнего (благословен Он!) одинаково распространяется во всех мирах, нижних и высших. Поэтому сказано: "Благослови душа (Ступень Нефеш - витальная душа тела, самая низкая ступень души, материальная) моя Б-га (Авае)" - не смотря на то, что ты (душа) внизу, облечённая в мир действия (Асия).
26) ЕЩЁ: фраза "во всех местах Его правление", на первый взгляд, кажется излишней. Ведь после того, как упомянуто существование всех миров, уже понятно, что "во всех местах Его правление"! Однако, эта фраза необходима, чтобы сообщить - (не только во всех мирах, но) и между мирами - тоже Его правление. Как поясняется в Гмаре (трактат Хагига, лист 13, стр. 1), что от земли до небосвода - расстояние в пятьсот лет пешего пути, и такое же расстояние между каждым небосводом. И наподобие этого - расстояние между миром Асия и миром Йецира, между миром Йецира и миром Бриа и т.д. - во всех местах Его правление. Как поясняется в "Поправках" (упомянуто в параграфе 17), что нет места, в котором бы Он не присутствовал, ни в верхних, ни в нижних. В этом - второй аспект правления, соотносящийся с Именем Авае (יהו"ה) - правление Его распространяется на все миры и на все нижние творения, все они подписаны Его печатью. Об этом сказал Моше, Учитель наш (мир ему!) (Дварим 4:39): "Знай сегодня, и внедри в своё сердце, что Б-г (Авае) - Он Всесильный (Элоким). На небесах и выше, на земле и ниже - нет более". По простому, слова "Он Всесильный" означают, что Он обладает действующей силой, и управляет всем (см. Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, параграф 5). В любом месте, где упоминается слово Элоким - подразумевается аспект крепости (силы), наподобие сказанного (Йехезкель 17:13): "И сильных (эйлей) земли". "На небесах и выше" - включая всё существующее в высших мирах до самого верха. "И выше" - то есть, не только "на небесах". "На земле" - то, что между небесами и землёй, и то, что между материками, то есть просто на земле. "И ниже" - включая шесть материков, и всех нижних обитателей земли. "Нет боле" - (ибо) находится во всех - и верхних и нижних.
27) ПОСЛЕ того, как мы узнали об этом аспекте правления, который соотносится с Именем Авае (יהו"ה), следует понять, что сама сила правления соотносится с Причиной Причин, объединяющей буквы Имени Авае (יהו"ה). Такое соотношение видно из того, что сказал автор изречения о трепете (см. выше, параграф 2), что Правление принадлежит Ему, благословенному. Так сказано там: "Трепет, в основном, заключается в следующем: человек должен трепетать перед своим Творцом, сознавая, что Тот - Велик и Могуч, что Он - Основа" и далее. То есть, осознавать, что Его Свет распространяется во всех мирах, как об этом сказано в "Поправках" (предисловие 3:2): "А Всевышний - Он светит в десяти Сферах мира Ацилут, и в десяти Сферах мира Бриа, и светит в десяти лагерях ангелов и в десяти36 орбитах небосвода. И не изменяется ни в каком месте". Получается, что отсвет Всевышнего (благословен Он!) реализуется в каждом мире, путём облачения в буквы Имени Авае (יהו"ה), как пояснялось выше. И то, что (РАШБИ) сказал (именно) "не изменяется ни в каком месте", а не просто "не изменяется" - на первый взгляд кажется, что слова "ни в каком месте", подразумевают упомянутые в изречении места - "десять Сфер мира Ацилут" и т.д. Однако, по видимому, подразумевается то же, о чём сказано: "во всех местах Его правление", в соответствии со вторым пояснением.
28) ТАКИМ образом мы учим, что даже в воздухе мира, находится Причина Причин (Всевышний, благословен Он!), облекающийся в буквы Имени Авае (יהו"ה). А Он и Его Имя - едины (см. Зоהар Берешит 7,2; Йитро 30,2). То есть, основное выражение трепета, о котором говорит Учитель наш, Моше (мир ему!) (Дварим 28:28): "трепетать перед этим почитаемым и наводящем трепет Именем, Авае (יהו"ה), Всесильным твоим". И то, что (Моше) сказал "(перед) этим", указывает на то, что находится (непосредственно) перед нами (см. "Врата Корней" РАДАКа, параграф 7, слово "это" זה). Теперь мы сможем познать скрытый смысл сказанного (Йишая 6:3): "полна вся земля славы Его". Поясняется в разделе "Раая Меהемана", глава "Бо" (42,2), что речь идёт о распространении Высшей Силы". Так сказано там: "Ибо если бы не распространялся Его Свет на все творения, как бы (творения) смогли Его познать? И как бы исполнилось сказанное "полна вся земля славы Его". Конец цитаты.
29) ПОЭТОМУ сказал король Давид (мир ему!) (Теהилим 16:8): "Представляю Авае (יהו"ה) перед собой всегда", подразумевая, что Авае (יהו"ה), который перед ним - это Причина Причин, объединяющая всё. И от такого (созерцания) придёт к человеку трепет, стыд и скромность37, нежелание грешить перед Высшим Королём, Почитаемым и наводящим трепет, который находится (непосредственно) перед ним. И эти слова будут ещё пояснены, с Б-жьей помощью. (далее, глава 2, параграфы 10-26)
30) ПОСЛЕ того, как мы пояснили аспект "Велик и Могуч", следует прояснить, в чём заключается трепет, который возникнет у человека от этого (созерцания). Дело в следующем: из (осознания) того, что Он Велик, как мы поясняли, человек придёт к боязни перед Величием, которому нет края. И перед Великой Силой Его Света, как это поясняется в следующей главе. И перед тем, что Он "Велик советом и Могуч в деянии" (Йирмия 32:19). И перед тем, что Он управляет всем, через Провидение, как мы поясняли. И ещё: перед осознанием того, что Он управляет двухсот сорока восемью органами человека, подписанными Его Именем. И если человек совершает проступок посредством органов - получается, что он повреждает Имя Авае (יהו"ה), основу и корень всех миров. Ведь, Его сущность и Его влияние - осуществляют эти органы, как сказано (Нехемия 9,6): "И Ты оживляешь (их) всех". И как это поясняется в изречении, которое мы привели недавно (параграф 27): "Всевышний светит" и далее. В этом заключается основа веры: знать, что если, упаси Б-г, представить, что Всесильного нет в мире - не будет у мира существования, будто он не был сотворён вовсе. А так, как существует мир и творения в нём - есть у них один Творец, сотворивший их и управляющий38 ими соответственно своей воле. И все творения подобны образу дерева, которое живёт лишь за счёт свои корней - так все творения живут лишь за счёт Высшего из Высших, ведь Он - корень, осуществляющий всё. У этого есть ещё другие аспекты, но здесь не место задерживаться на этом. Таким же образом раскрывается Имя Авае (יהו"ה) - ведь это Имя является внутренней жизненной силой, распространяющейся во всех мирах, как это пояснил РАШБИ (мир ему!) в изречении из "Поправок", приведённом выше (параграф 17): "нет такого ангела, в которого бы не облекалось Имя Авае (יהו"ה)" и далее. И даже в Солнце облекается Имя Авае (יהו"ה), как это поясняется в "Поправках" (поправка 6; 145, 1).
31) "ВСЁ будто не существует" - это касается основ веры. Если представить отсутствие существования всех творений - от этого не появится никакого недостатка в Его Величии. Ведь Он был Царём и до того, как был сотворён мир, как сказано: "До того, как были созданы земля и окраины - Б-г, Авае (יהו"ה) царствовал". Всё, что сотворил Всевышний (благословен Он!) - сотворил лишь ради того, чтобы Его почитали (трактат Авот 6:11), и чтобы познавали Его величие, как это поясняется в разделе "Раая Меהемана" (глава Бо 42,2). То же касается и последнего предназначения всего: "раскроются как книги Небеса, и смутится всё воинство их"39 (Йишая 34:4), "и превозносим будет лишь Авае (יהו"ה) в тот день" (там же, 2:11). То же было и при сотворении человека. Сказали мудрецы (упомянуты к добру!) (трактат Санהедрин 38,2) об ангелах, которые противились сотворению человека, что Всевышний (благословен Он!) поставил40 между ними свой перст, и сжёг их. Получается, метафорически41, что они не имели для Него (никакого) значения, и ничто не мешало Ему уничтожить их, будто они не были сотворены вовсе. Созерцание этого приводит к двум аспектам трепета, в дополнение к созерцанию аспектов "Велик и Могуч". Первый аспект - так как жизнь человека исходит от Него, благословенного, как мы поясняли, нужно бояться Его, благословенного, чтобы не повредить жизни, которую Он изливает вовнутрь человека. И следует трепетать, что "дух и душу его к себе заберёт, умрёт всякая плоть разом" (Ийов 34:14-15). Об этом сказал Даниэль (Даниэль 5:23): "А Всесильного, в чьих руках твоя душа, и который ведает всеми твоими путями - ты не воспел"42. И весьма очистит человек свои мысли, размышляя об этом. Второй аспект - не смотря на то, что Он не нуждается в творениях, всё равно Он следит за ними и вершит с ними добро. Как сказал (Давид) (Теהилим 145:9): "Милосердие Его на всех созданиях Его". Пусть спрашивает человек в своём сердце: "чем я заплачу моему Творцу (благословен Он!) за всё доброе, что он с лихвой посылает мне ежедневно? Тем, что нарушу Его волю? Достойнее будет, если я буду исполнять Его заповеди и делать Ему приятное". Это пояснил мой Учитель (мир ему!), комментируя эссе об аспекте "всё будто не существует".
32) ВСЕ перечисленные аспекты величия нашего Творца, Творца всего сущего, что Он Велик и Могуч и т.д., более подробно поясняются в разделе "Раая Меהемана", глава "Пинхас" (лист 225, стр. 1). Так сказано там: "Но Всевышний, называемый Авае (יהו"ה), о Нём сказано: "Кому уподобите Меня, чтобы сравниться с ним, скажет Святой" (Йишая 40:25); "Кому же уподобите Б-га, какой образ соотнесёте с Ним" (Йишая 40:18); "Я, Авае (יהו"ה) - не преобразуюсь" (Малахи 3:6). Проступки не доходят до Него и не разделяют буквы Йуд, הЭй, Йуд и הЭй - ибо нет в Нём разделения. О Нём сказано (Теהилим 5:5): "не водворится в Тебя зло". Он правит всем и нет управляющего Им. Он держит всех и ничто не держит Его. И Он зовётся Авае (יהו"ה) и другими Именами, лишь когда Его Свет распространяется на них. А когда Он возносится от них - нет у Него самого никакого Имени из этих Имён. "В глубине глубин - кто найдёт Его" (Коהелет 7:24) - нет такого света, который бы не потускнел в сравнении с Ним. Даже Высший Венец, Кетер Элион, обладающий самым сильным светом из всего Небесного и Земного Воинства на всех ступенях43 - о нём сказано44 (Теהилим 18:12): "Установил мрак укрытием Себе". А о (Сферах) Хохма (Мудрость) и Бина (Понимание) сказано (Теהилим 97:2): "облако и туман вокруг Него". Тем более (меркнут перед Ним) остальные Сферы, тем более Животные и тем более - Стихии, которые являются мертвыми телами. Он - окружает все миры, и нет ничего со всех сторон - вверху, внизу и четырёх сторонах света - кроме Него. И нет ничего выходящего за Его пределы наружу. Он наполняет все миры, и нет никакого другого наполнения в них, кроме Него. И нет над Ним другой силы, дающей Ему жизнь. Это то, о чём сказано (Нехемия 9:6): "И ты оживляешь всех". Поэтому48 сказал Даниэль (Даниэль 4:32): "И все обитатели земли будто не имеют значения, по Воле Своей правит Небесным Воинством". Он связывает и объединяет вид с видом наверху и внизу. И сближение четырёх стихий возможно лишь благодаря тому, что Всевышний (благословен Он!) находится среди них". Конец цитаты.
33) КОГДА читатель внимательно присмотрится к этому отрывку (из Зоהар), он поймёт первое изречение РАШБИ (мир ему!) (выше параграф 2), "Велик и Могуч, Основа" и т.д. В том, что он сказал: "И пусть человек устремится к тому месту, которое называют "трепетом" - подразумевалось, что все упомянутые аспекты (Всевышнего) раскрываются посредством трепета. Ведь Имя Авае (יהו"ה) называется "Великим и Могучим". Однако где же раскрывается Его Величие50? В той (Сфере), о которой сказано (Теהилим 48:2): "Велик Авае (יהו"ה) и воспеваем весьма в городе Всесильного нашего, на горе Святости Его". Так поясняется в главе "Ваикра" (книги Зоהар) (5,1), в комментарии на эту фразу: "означает, что Король без Королевы - не Король, и не Велик Он и не воспеваем51". И эта тема поясняется ещё во многих местах в "Поправках", в особенности в одном отрывке, который есть у нас в рукописи (поправки к Новому Зоהару лист 103, стр. 1): "(Сказано:) "А разумные воссияют" (Даниэль 12:3). Кто такие "разумные"? Это те, кто обладает разумом, способным познавать Властелина Мира, Высшего из всех Высших, пребывающего в Шхине, о которой сказано (Теהилим 118:20): "Это врата к Авае (יהו"ה), праведники придут через них". На святом языке, буквы слова "врата","שער" - составляют слово "десять", "עשר", ибо она (Шхина) состоит из десяти Сфер" и т.д. И в конце этого эссе, сказал (РАШБИ): "Так как Он находится внутри, вера Исраэля53 направлена на неё (Шхину), ибо Она связана со всем, внутренним и внешним. Ибо Она включает в себя внутренние и внешние (миры) до бесконечности и бескрайности. Поэтому Её (Шхину) называют "Эмунат Исраэль", "Вера Исраэля", и через неё познают высших и нижних, и Наивысшего из всех Высших. И тот, кто объединяет Его с Ней - будто объединяет Его и воцаряет Его над всеми высшими и нижними". Конец цитаты. Ещё поясняется в главе "Трума" (лист 158, стр. 2), см. там.
34) ЕЩЁ, в разделе "Раая Меהемана", глава "Пинхас" (лист 239, стр. 1) поясняется более подробно. Так сказано там: "(Шхина) - это святая Сфера Малхут (Царствие), которая являет собой "образ всего". Ибо в неё смотрел Всевышний (благословен Он!) и творил мир, и все творения, созданные в мире. И включил в Неё высших и нижних, совершенно без разделения. Включил в Неё десять Сфер, все Имена, эпитеты и Авае (יהו"ה). А Всевышний, Властелин Всего, кроме Которого нет других сил, не пребывает без Неё ни в верхних (мирах), ни в нижних, ибо Она - связь всех, целостность всех. Через неё реализуется сказанное (Теהилим 103:19): "Царствие Его (Его Малхут) - правит над всем". И так как Всевышний не пребывает в верхних и нижних (мирах), даже в одном из них, без Неё - поэтому она зовётся "Вера Исраэля". Конец цитаты по нашей теме.
35) ЕЩЁ, в поправках (поправки к Новому Зоהару, лист 101, стр. 1), в рукописях: "А со стороны трёх Праотцев, которые зовутся Э"Л (א"ל , "сила") ЭЛОהИ"М (אלהי"ם, "Всесильный") и Авае (יהו"ה, "Осуществляющий"), и которые "Б-г Великий, Сильный и Устрашающий" (Дварим 10:17), Она зовётся: "Величие (Гдула, Сфера Хесед), Сила (Гвура) и Красота (Тиферет)". И этими тремя эпитетами Она свидетельствует о Его Существовании, Всесилии и Могуществе во всех мирах. А со стороны Высшей Матери (Сфера Бина), Она зовётся "Мать, Расскаяние, Авае (יהו"ה)", указывая на эпитеты и силу Осуществления. Ибо Властелин Миров - Он Властелин всех эпитетов и всех вариантов сущностей Авае (יהו"ה) - они являются Ему эпитетами, но сам Он - не (эти) эпитеты. И зовётся "МА" ("что?") со стороны Сферы Хохма (Мудрость), о которой сказано (Дварим 10:12): "Что Б-г Всесильный твой требует от тебя? Лишь трепета". Ведь если нет мудрости - нет трепета, а если нет трепета - нет мудрости. И слово "что" (в этом изречении) свидетельствует о Высшем из Высших, о котором сказано (Шмот 16:15): "ибо не знали что Он". Конец цитаты.

36) ПОЛУЧАЕТСЯ, что раскрытие Всесилия и Могущества Короля Правителей Королей (Всевышнего, благословен Он!) - (реализуется) через Неё (Шхину). А раз так, следует соотносить с Ней и эпитеты "Велик", "Могуч", "Основа" и "Корень", ибо через Неё раскрывается всё.
37) ТАКЖЕ в Писании есть места, где с этим проявлением (Шхиной) соотносится Величие и Могущество (Теהилим 147:5): "Велик Господин наш и Могуч силой" и далее. Так же в комментарии "Зоהар" на главу "Берешит" (лист 19, стр. 1), в объяснении фразы (Эйха 3:23): "обновляются по утрам, велика вера Твоя", см. там. Также (Теהилим 145:13): "Царство Твоё - царство всех миров и Правление Твоё - в каждом поколении". И относительно "Основы и Корня всех миров" тоже сказано: "Царство Твоё - царство всех миров". Понять это можно вникнув в скрытый смысл связи конца действия и начала мысли, смотри в "Поправках" (предисловие, лист 11, стр. 2), на тему (Мишлей 8:22) "Б-г уготовил меня в начале пути Своего" и далее. Не стоит надолго задерживаться на пояснениях этого проявления. Ведь Авае (יהו"ה) - Он Основа и Корень всех миров, как мы поясняли выше, и раскрытие Его деяний происходит через Неё. Как мы поясняли выше, Она зовётся Величием, Силой и Красотой, указывая на Его Всесилие и т.д. И "всё будто не существует" - этот аспект также есть в Ней. РАШБИ (мир ему!) пояснил её (Зоהар, глава Ваехи, лист 223, стр. 1) в комментарии фразы (Мелахим 1 5:10): "и умножилась мудрость Шломо": "Луна59 - тысяча гор есть под Луной, и все перед ней как одно дыхание. Тысяча великих рек перед ней - одним глотком она заглатывает их". Конец цитаты.
38) ТО же и в главе "Пинхас" (лист 240, стр. 2): "Скрытый смысл таков: есть Животное, пасущееся на тысяче гор и пожирающее тысячу гор ежедневно. А все горы называются "животными". Об этом учили мы, что есть животное, пожирающее животных. А из чего они (животные) состоят? Из огня. И всех их - слизывает то животное одним нахлёстом. Это то, о чём сказано (Дварим 4:24): "Б-г Всесильный твой - Он огонь пожирающий, Б-г Ревнивый". Все воды, наполняющие (реку) Йарден в течении шести лет - (то животное) выпивает одним глотком. Это то, о чём сказано (Ийов 40:23): "уверен, (даже) когда Йарден устремится в пасть к нему". Конец цитаты.
39) ОТ этого Животного зависит пробуждение нижних. Основа этого Животного кроется в (Имени) БЭ"Н (ב"ן), из имени Биниамин (בנימי"ן), значение которое скрыто во фразе (Коהелет 9:8): "да не оскудеет елей на твоей голове", как мы пояснили в разделе "Врата Любви", в начале пятой главы63. И можно сказать, что эти четыре аспекта: "Великий", "Могучий", "Корень и Основа" и "всё будто не существует" - соответствуют четырем буквам Имени Авае (יהו"ה)64 и раскрываются посредством Имени Адона"й (אדנ"י), но здесь не место задерживаться на этой теме.
40) ВСЕ упомянутые аспекты трепета, порождённые тем, что Всевышний "Велик и Могуч, Основа" и т.д. - все присутствуют в Шхине, относительно нижних. Ибо от Неё - (исходят) души Исраэля (см. Зоהар глава Ваешев, лист 180, стр. 2) и жизненная сила всех нижних (творений). Когда человек умирает - душа возвращается к Ней, как это поясняется в главе "Ваехи" (лист 217, стр. 2): "Сказал Раби Йеהуда: В час, когда ноги человека заклинивает и дни его сочтены - тот день (день смерти) зовётся "День Авае (יהו"ה)", ибо возвращается дух к Нему. Учили: в тот час снисходит тот святой Венец (Кетер) на его дух. А кто он? Тот, о котором сказано (Теהилим 90:10): "Дни лет наших - семьдесят лет", а это - Венец (Кетер), седьмой всему". Конец цитаты.
41) ПОЭТОМУ следует трепетать перед Ней, ибо в Её силах в один момент забрать душу. То есть (Даниэль 5:23): "Всесильного, в чьих руках твоя душа, и который ведает всеми твоими путями" и далее65. И также (Того), (Ийов 12:10): "в чьей руке душа всего живущего и дух всякой плоти человеческой". Ибо Шхина (также) зовётся "рукой" (Зоהар, глава Берешит лист 23, стр. 1; глава Теце лист 283, стр. 1). Эту фраза будет пояснена в следующей главе, с Б-жьей помощью (параграф 16).
41*) ТАКЖЕ и тот аспект, который мы поясняли (параграф 31), что не следует грешить и быть неблагодарным за добро, которым Всевышний (благословен Он!) наделяет человека - этот аспект также относится к Ней. Ибо Она - мать, которая растит нас, и следует боятся нарушить её правила и любить её за её милосердие. Это - тот трепет, который приводит к любви. Этот аспект пояснил РАШБИ (мир ему!) в разделе "Пикудин", напечатанном в главе "Ваэтханан" (лист 263, стр. 1): "Заповедано трепетать перед Всевышним - в общем и в частности, и мы пояснили что это. Ибо следует человеку всегда трепетать перед Всевышним (благословен Он!), и благодаря трепету (человек) будет осторожен на своих путях. "Трепет" - это место, которое называется "трепет", как сказано (Дварим 28:58): "трепетать перед этим Почитаемым и Устрашающим Именем - Авае (יהו"ה), Всесильным твоим". Ибо в том месте обитает страх перед Всевышним (благословен Он!), настоящий трепет, боязнь Его. В этом скрытый смысл сказанного (Ваикра 19:30):"Перед Святилищем Моим - трепещите". В месте, которое называется "трепет" обитает огненный жезл, бьющий грешников, не оберегающих указаний Торы. И этого следует бояться, в общем. Затем - в частности, когда познает человек (подробно) что это - "трепет перед Авае (יהו"ה)". И этот трепет - боязнь из любви, ибо в этом основа и фундамент - любить Всевышнего, благословен Он! После (возникновения) такого трепета - можно соблюдать все указания Торы и стать Человеком, верным слугой Всевышнему, благословен Он, с трепетом". Конец цитаты.
42) МОЙ Учитель (мир ему!) писал66 о том, что сказано (в Зоהар): "когда познает человек что это - трепет перед Авае (יהו"ה)" - что смысл этого в том, чтобы человек боялся своими проступками привести к отделению Шхины от Имени Авае (יהו"ה) в Сфере Тифэрет (Красота). И пусть говорит в своём сердце: "как я смею своими проступками разделять любящих и дорогих влюблённых, ведь тогда я буду тем, о ком сказано (Мишлей 16:28): "коварный распространяет раздор". Получается, что этот трепет - это боязнь, приводящая к любви. Ибо недостаточно лишь не грешить, но следует стараться исполнить заповедь, для того, чтобы объединить (любящих) и приблизить любовь. Не так это в предыдущем трепете, который является боязнью наказания. И не так это когда исполняют заповедь из страха67 отсечения души, как например, в случае с обрезанием, за неисполнение которого положено отсечение души (Берешит 17:14) или в случае с запретом съедать тук жертвенного животного, за нарушение которого положено отсечение души (Ваикра 7:25). Несомненно, что тот, кто лишь боится наказания - не будет стараться исполнять заповеди. В этом, в общем, его (Учителя) слова.

43) ПО этой причине, которую мы пояснили (параграф 40), что в Шхине раскрывается Его Величие, Могущество и т.д., сказал РАШБИ (мир ему!) в комментарии на главу "Берешит" (лист 11, стр. 1): "Поэтому то место, которое называется "трепет Авае (יהו"ה)", называется (также) "начало". Поэтому эта заповедь (трепетать перед Б-гом) упомянута здесь (в начале Торы). И эта заповедь - основа и фундамент всех остальных заповедей Торы. Тот, кто соблюдает трепет - соблюдает всё, тот, кто не придерживается трепета - не соблюдает заповедей Торы, ведь эта заповедь - врата во всё. И поэтому сказано (Берешит 1:1) "В начале" - в месте трепета - "сотворил Всесильный небеса и землю". Конец цитаты.

НА ЭТОМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЭТА ГЛАВА

Текст предоставлен сайтом Школы Пророков им. Каина и הЭвеля

Зоהар, школа Пророков, трепет, Имена Б-га, каббала, ангелы, Ди-Видаш

Previous post Next post
Up