НАЧАЛО МУДРОСТИ - ВРАТА ТРЕПЕТА - 1 (а)

Aug 28, 2009 03:44

Книга "РЕШИТ ХОХМА", "НАЧАЛО МУДРОСТИ"
Автор: рабби Элияהу Ди-Видаш (здоровья ему!)

ВРАТА МУДРОСТИ

ПЕРВАЯ ГЛАВА
пояснение сути трепета

1) В первую очередь, нам следует уяснить саму суть трепета, а затем рассмотреть способы приобретения трепета в сердце. Трепетать перед Б-гом - несколько раз заповедано нам в Торе. Сказано (Дварим 10:12): "А ныне, Исраэль, что Б-г Всесильный твой требует от тебя? Лишь трепета ...". И также (Дварим 6:13; 10:20): "Перед Б-гом, Всесильным твоим - трепещи". И подобных указаний - множество. Под трепетом подразумевается следующее: после того, как человек познает, что у мира есть один Творец, который сотворил всё сущее и управляет им, и без влияния и жизненной силы которого - ничто не может существовать, как сказано: (Нехемия 9:6): "И ты оживляешь всех". И, что если, упаси Б-г, представить прекращение Его излияния во все миры, даже на один момент - всё сущее исчезло бы, словно не было его никогда - ибо в Нём нуждаются все, а Он - не нуждается в творениях. После этого (осознания) - должен человек затрепетать перед Творцом и принять на себя возвышенное иго Торы и заповедей, подобно слуге, признающему, что есть у него господин и начальник, которому он служит. Ведь, без того, что человек знает кому служит - он не сможет реализовать (внутреннее) служение в сердце, как сказано: (Диврей הа-Йамим 28:9): "Знай Всесильного отца твоего, и служи Ему".
2) ЭТОТ трепет пояснил РАШБИ (мир ему!), в главе "Берешит" книги "Зоהар" (лист 11, стр. 2): "Трепет, в основном, заключается в следующем: человек должен трепетать перед своим Творцом, сознавая, что Тот - Велик и Могуч, и Он - Основа и Корень всех миров, и всё - будто ничто перед Ним5. Как сказано: (Даниэль 4:32): "И все обитатели земли - будто не имеют значения". И пусть устремится человек к тому месту, которое называют "трепетом". Конец цитаты.
3) И эти немногие, но глубокие слова (РАШБИ) требуют широкого пояснения. И мы поясним их, с Б-жьей помощью, соответственно нашему мелкому разуму, исходя из простого смысла. В общем, к нашей теме, из этих слов следует, что в основном, трепет заключается в боязни Того, кто является Вершиной Вершин, Причиной Причин, Основой и Корнем всех миров. То есть, в признании (творениями) того, что Он осуществляет их Своей Жизненной Силой, изливающейся на них.

4)
[5] Не имеют значения Другими словами, не важны [6] см. РАМБАМ, законы Основ Торы 1:1

И в этом - первое указание, заповеданное нам в Торе6, знать, что есть Всесильный. Как сказано (Шмот 20:1): "Я Б-г Всесильный твой". И эта заповедь - Основа Основ и Фундамент Всего (На святом языке יסוד היסודות ועיקר הכל, аббревиатура Имени Б-га): знать, что есть Первоисточник, создавший все существа и осуществляющий их излиянием своей Высшей Силы (см. РАМБАМ, Законы Основ Торы 1:1). И наш Учитель Моше (мир ему!), когда пришёл разговаривать с народом Исраэля в Египте, привлекая их к Служению Б-гу, сказал (от имени Б-га) (Шмот 6:7): "Возьму вас Себе в народ и буду вам Всесильным, и познаете вы, что Я - Б-г, Всесильный ваш" и далее. И писал РАШБИ (мир ему!) в разделе "Пикудин" ("Указания") и это напечатано в книге "Зоהар", глава "Ваэра" (лист 25, стр. 1), что первое указание, заповеданное народу Исраэля - признавать Всевышнего (благословен Он!) в общем. Так сказано там: "Глава и первейшее из всех указаний: признавать Всевышнего (благословен Он!), в общем. То есть: знать, что есть Наивысший Правитель, Глава Миров и Творец всех миров. И Он - сотворил небеса, землю и всё, что их наполняет. И это7 - в общем". Конец цитаты.

5)
[7] Это - в общем Другими словами, в этом заключается трепет, в общем [8] Других сил То есть, другого Б-га ]9] Сначала Имеется ввиду "также" ]10] Через небеса Другими словами: с небес

И далее там поясняется, что упомянутое осознание - это общий трепет. А есть ещё частный трепет, о нём сказано (Мишлей 1:7): "Трепет перед Б-гом - начало знания" и далее. То есть, трепет, порождаемый постижением (подробностей) Его деяний и Правления, через Его Высшие Качества. Во время дарования Торы, пожелал народ Исраэля узнать и узреть Кому они служат, и они сказали нашему Учителю Моше (мир ему!): "Мы желаем видеть нашего Короля", как это пояснили наши мудрецы (упомянуты к добру!) (Мехильта Йитро 19:9). Всевышний (благословен Он!) ответил согласием на их просьбу и раскрыл перед ними все миры. И они слышали и видели Голос, говорящий: "Я Б-г, Всесильный твой" (Шмот 20:1). Это поясняется в "Поправках" (поправка 22; лист 64, стр. 1). Вот, что сказано там, вкратце: "Не было места вверху и внизу, из которого бы не говорил Всевышний (благословен Он!) с народом Исраэля. И даже через ангелов говорил с ними, чтобы явить, что нет в мире других сил8 (кроме Б-га). Сначала9, говорил с ними через Престол Славы. Об этом сказано "Я", "Анохи" (אנכי) - слово "Анохи" ("Я"), в числовом значении совпадает со словом "Кисэ", "Трон", "Престол". Затем, говорил с ними через ангелов. Об этом сказано (Шмот 20:15): "И все в народе - видят голоса". А об ангелах сказано (Коהелет 10:20): "Ибо птица небесная доносит Голос" и далее. Когда пожелал Всевышний (благословен Он!) говорить через ангелов, спустил на них своё Имя Авае (יהו"ה, употреблённое во фразе "Я Б-г (Авае)") и т.д. И об этом сказано: "И все в народе - видят голоса", а голоса - это ангелы. Ибо каждый ангел стал Голосом и порхал в воздухе. И каждый из народа Исраэля, который произносил "Сделаем и внимём" (Шмот 24:7) - ангелы облекались в его уста и обучали его всей Торе. Затем, говорил с ними через небеса10 и землю. Об этом сказано (Дварим 4:36): "С небес дал тебе услышать Его Голос, чтобы проучить тебя; И на земле явил тебе Его великий огонь" и далее. Затем, говорил с ними через четыре ветра мира (четыре стороны земли)11. Когда они смотрели на восток12 - слышали голос. И, также, когда смотрели на запад, север и юг13 - слышали Голос. Всё это учит нас, что Всевышний (благословен Он!) говорил с ними изо всех мест. И не было места вверху и внизу, через которое бы Он не говорил с ними. Это для того, чтобы явить, что "полна вся земля Славы Его" (Йишая 6:3), что Он - содержит верхних и нижних, и на Нём держится верх и низ. Престол Славы, ангелы и души - Он содержит их все, связывает всё и объединяет всё. И нет того, кто поддерживает Его". Конец цитаты. И мы пропустили те отрывки, которые не имеют отношения к нашей теме.
6) ТЕПЕРЬ мы сможем понять сказанное (Дварим 4:35): "Тебе было дано видеть, чтобы узнать: Б-г (Авае, Осуществляющий) - Он Всесильный (Элоהим), нет более, кроме Него". То есть: "Тебе было дано увидеть", ведь своими глазами мы созерцали сущность пророчества. И узнали мы, что "Б-г - Он Всесильный". Всесильный - действующая Сила, Господин и Начальник мира. И "нет более, кроме Него". Это то, что в переводе (на арамейский язык) пояснено так14: "Ведь Б-г - Он Сила" ибо "Сила" (как таковая) указывает на Бесконечный Источник Сил, Короля всех королей, стоящих над королями. Так же поясняется в разделе "Раая Меהемана", глава "Пинхас" (лист 258, стр. 1): "Имя Элоהим (Всесильный) свидетельствует о Его полномочности (Элоהут). Ибо есть15 "наделённые силами" (элоהим), есть "те, кто наделил их силами" (элоהэй הаэлоהим), а Он - Сила (Элоהа), стоящая надо всем. И нет сил, стоящих над Ним". Конец цитаты. И эти пояснения - отражают простой смысл сказанного в Писании.

7)
[11] Говорил Другими словами, со всех сторон раздавалось одно и то же речение [12] Смотрели на Другими словами, обращали взор в сторону ... ]13] Север и юг И север и юг - везде было речение Творца ]14] В переводе В переводе Онкелоса: "Лишь Б-г - Он Всесильный". В переводе Йонатана: "Наивысший Б-г - Он Сила". ]15] Ибо есть Должно было быть сказано "Ибо Он" (АМАИК). И так напечатано в новом "Зоהаре", но в рукописях - использован такой же оборот как и здесь

ТЕПЕРЬ займёмся пояснением изречения "Зоהар" главы "Берешит", с которого мы начали (во втором параграфе). Там сказано, что в основном, трепет заключается в боязни Того, кто Велик и Могуч и т.д. И нам нужно понять, что означает "Велик" и что означает "Могуч", ибо понимание этих понятий касается темы (приобретения) трепета. Мы видим в нашей Святой Торе, что трепет соотносится с Именем Авае (יהו"ה - Осуществляющий). Подобно сказанному (Дварим 10:12): "что Б-г (Авае), Всесильный твой требует от тебя? Лишь трепета перед Б-гом (Авае), Всесильным твоим". И (Дварим 6:13): "Перед Б-гом (Авае), Всесильным твоим - трепещи, и Ему служи". И (Дварим 28:58): "Если не будешь соблюдать и исполнять ... трепетать перед этим почитаемым и наводящим трепет Именем, перед Б-гом (Авае), Всесильным твоим". И известно (см. Зоהар, глава Берешит, лист 7, стр. 2; глава Йитро, лист 30, стр. 2), что Он и Имя его - едины (одно и то же), а сведущим в Тайном этот тезис известен ещё более подробно. А раз так - в любом месте, где Имя Авае соотносится с эпитетами "Великий" и "Правящий", подразумеваются эпитеты Всевышнего (благословен Он!). Мы видим, что Авае называется "Великим", как сказано (Теהилим 145:3): "Велик Б-г (Авае) и возносим весьма, и величие Его - непостижимо". И, так как, Он назван Великим, нам следует понять, какие аспекты под этим подразумеваются. В Писании мы находим понятие "Великий" в контекстах, отражающих различные аспекты этого выражения.
8) ПЕРВЫЙ аспект отражает большую силу света, большую значимость и сильную духовность. Наподобие сказанного "Два великих светила" (Берешит 1:15). В этом случае, величие заключается в силе света. Подтверждение этому то, что далее (там же) светила названы "великим светилом" и "малым светилом", подразумевая большой и малый уровни света. Ведь у луны сила света была уменьшена (см. трактат Хулин, лист 60, стр. 2). Большая значимость отражается в сказанном: "А священнослужитель, величайший из братьев своих" (Ваикра 21:10). И так же (Мегилат Эстер, 10:2): "Величие Мордехая, которым возвеличил его Король". Аспект сильной духовности отражается в том, что сказал Давид Шаулу (Шмуэль 1, 26:24): "Как возвеличилась душа твоя сей день в моих глазах - так возвеличится моя душа в глазах Б-га". И, говоря о величии души, невозможно подразумевать ничего, кроме большой духовности и значимости.
9) ВТОРОЙ аспект отражает глубину постижения. Наподобие сказанного "море великое" (Теהилим 104:25). Если бы в этом изречении подразумевалось количество, то не надо было бы добавлять (там же) "и обширное". Несомненно, подразумевалось величие в смысле большой глубины. Ведь есть такие места в океане, где глубине нет конца (см. трактат Йевамот, лист 121, стр. 1). Подобно этому сказал Король Давид (мир ему!) (Теהилим 32:6): "Как велики Твои деяния, Б-г, весьма глубоки замыслы Твои". То есть, по отношению к материальному, наподобие небес, земли, моря и остальных творений - мы дивимся и восклицаем: "как велико!". "Насколько возвышенно это относительно другого, и непостижимо мыслью осознать величие и духовный уровень этого. Несомненно, нет у этого меры!". Об этом сказано: "весьма глубоки замыслы Твои". И в любом месте, где употреблено слово "весьма", подразумевается отсутствие меры (неизмеримость). Так же это поясняется в "Зоהар", глава "Ваэра" (лист 27, стр. 1). И через величие Его творений, которых Он создал обладающими многими достоинствами - мы можем судить о Величии нашего Творца, создавшего всё - что нет конца и края нашему постижению Величия Б-га16.
10) ТРЕТИЙ аспект подразумевает распространение Его силы и света во всех существах. Наподобие сказанного (Бемидбар 14:17): "А ныне - возвеличится сила Б-га", и (Шмот 32:11): "Силой великой и рукою крепкой". Так же это поясняется в главе "Шелах" книги "Зоהар" (лист 161, стр. 1). И из этого выводится (Шмот 14:31): "И увидел Исраэль великую руку". То есть, подразумевается большая сила и великие способности.
11) ЧЕТВЁРТЫЙ аспект подразумевает большую доброту и милосердие. Наподобие сказанного (Бемидбар 14:19): "Прости же порок народа этого по великой доброте своей", и (Йишая 54:7): "Милосердием великим соберу тебя".
12) ПЯТЫЙ аспект подразумевает величие советов. Как сказано (Йирмия 32:19): "Велик советом и могуч в деянии17, ибо глаза Твои раскрыты на все пути сынов человеческих" и далее.

13)
[16] Нашему постижению нашей возможности Его постигнуть [17] Велик советом и могуч в деянии Совет его обширен и важен, а дел Его - множество. Ибо всё, что Он пожелает - сделает. И глаза Его раскрыты на все пути сынов человеческих, чтобы присматривать за ними и воздавать каждому по делам. (МАЦАД)

ЭТИ пять аспектов слова "Величие" соотносятся с Высшим из Высших (Творцом, благословен Он!), подразумевая Его вознесённость. Первое значение подразумевает, что Он Велик в смысле света. Свету Его нет конца и края. Настолько, что все светила во всех высших мирах, и тем более в низших - в сравнении с Ним - тьма. Так это поясняется в "Поправках" (поправка 70; лист 135, стр. 1): "Высший Венец (Кетер Элион), хотя и является Предвечным Светом, чистым и сияющим Светом - тьма он в сравнении с Высшим из Высших (Творцом). Высший из Высших - подле Него, нет существования свету. Все наичистейшие сияния мрачнеют в сравнении с Ним". Конец цитаты.
14) ОТНОСИТЕЛЬНО глубины постижения - Всевышний (благословен Он!) назван Эйн Соф, "Бесконечный", ведь нет конца нашему постижению Его (Величия). Не таковы творения - со временем, каждое творение способно постичь вышестоящий над ним (предшествующий ему) уровень. Но относительно Наивысшего из всех (благословен Он!) - ни после дня сотворения мира, ни до него, не было никого, кто бы полноценно постиг всю глубину Его (Величия). В книге "Зоהар", глава "Вайера" (лист 103, стр. 1), в пояснении фразы "известен муж её во вратах" (Мишлей 31:23), сказано: "Присмотрись и узри: Всевышний (благословен Он!), Слава Его вознесена, ибо Он утаён и сокрыт на высочайшем уровне. Нет в мире, и не было со дня сотворения никого, кто бы смог полноценно постичь Его мудрость. А причина этого в том, что Он утаён, сокрыт и вознесён выше выси. И все верхние и нижние (творения) не способны охватить Его, и поэтому произносят (Йехезкель 3:12): "Благословенна Слава Б-га (исходящая) из места Его" (Его места, а не творений)". Конец цитаты. И из простого смысла приведённых слов видно подтверждение нашим словам (о глубине постижения), хотя эта цитата сама по себе содержит ещё глубокие вещи.

15) В отношении распространения Его света на творения, это (известно и) просто, что Наивысший надо всем, Всевышний (благословен Он!), изливает (свой Свет) в десять сфер мира Ацилут20 (уровень Б-жественного потенциала) и т.д. Как это поясняется в "Поправках" (поправка 70; лист 135, стр. 2). Относительно величия Его милосердия - Он (Сам) Источник милосердия, ибо "в свете Лика Короля - жизнь" (Мишлей 16:15). И если нам известно, что даже на первом уровне творения (в мире Ацилут) - отсутствует жёсткое правосудие, то тем более это касается Наивысшего надо всем высшим (Всевышнего, благословен Он!).
16) ЧТО означает величие советов мы сможем понять из того, что сказано в "Зоהар", глава "Берешит" (лист 22, стр. 2), в пояснении изречения "сделаем человека" (Берешит 1:26). Вот, что написано там, вкратце: "Что означает сказанное (Дварим 32:39): "Ныне узрите, что Я, Я Тот"? Это Наивысший из Высших (Всевышний, благословен Он!). "Тот", которого называют "Наивысший из Высших" - Он Выше всех этих высших. Ибо никто из этих высших не совершит действия, без дозволения того, кто выше их. Как мы писали об этом ранее, в пояснении фразы "сделаем человека", что оборот "сделаем" (во множественном числе) не случаен. Ибо речь идёт о двух (собеседниках): этот сказал тому, который выше - "сделаем". А тот, который выше его - не делает ничего, без того, чтобы посоветоваться с тем, кто с ним. Но Тот, Который назван Наивысшим из Высших22 - нет выше Его, и низы не сравнимы с Ним. Как сказано (Йишая 40:25): "Кому уподобите Меня, чтобы сравнить23?". И Он говорит: "Ныне узрите, что Я, Я Тот, и нет сил, кроме Меня", у которых бы Я получал дозволения". Конец цитаты по нашей теме.

17) ПРИЧИНА того, что упомянутые аспекты соотносятся с Именем Авае (יהו"ה) больше, чем с другими Именами в том, что это Имя - источник и корень всех Имён. Так это поясняется в книге "Зоהар", глава "Мишпатим", раздел "Саба" (лист 114, стр. 2). И в "Поправках", поправка 57, в конце (лист 91, стр. 2), еще более подробно поясняется преимущество Имени Авае. И уместно привести оттуда цитату по нашей теме. Вот, что сказано там: "Нет такого ангела, в котором бы не было Имени Авае, ибо Он находится в каждом месте. Подобно душе, которая находится в каждом органе и органе. Поэтому должен человек воцарять Авае во всех Сферах (мир Ацилут), во всех Престолах (мир Бриа), во всех Ангелах (мир Йецира) и всех органах человека (мир Асия). Ибо нет места пустого от Него, ни в верхних ни в нижних (мирах). И титул Авае (יהו"ה) получается лишь в соединении четырёх букв, которые объединяет (сам) Наивысший из Высших, Всевышний (благословен Он!). И, так как, Он объединяет эти четыре буквы, благодаря Ему они становятся одним (словом) Авае: "Авае (Б-г) Один и Имя Его Одно" (Зехария 14:9). Поэтому вера народа Исраэля (в Б-га) определена этими четырьмя буквами. А все остальные Имена (употреблённые в Торе) - эпитеты этого Имени (Авае). И нет (другого) Имени от бесконечности до бескрайности, которое было бы более Великим и Сильным чем это. Ввысь26 - до бесконечности, и вниз27 до бескрайности. И все воинства и станы трепещут перед Ним и содрогаются". Конец цитаты.
18) СКАЗАНО ясным образом, что все Имена - даже Эהйе (אהי"ה), соотносящееся со сферой Кетер (Венец мира Ацилут, самая высшая Сфера мироздания) - эпитеты Имени Авае, как сказано там: "все Имена - эпитеты этого Имени". И далее там: "И нет Имени ... более Великим и Сильным чем это". Ясным образом сказано, что эпитеты "Великий" и "Сильный" в наибольшей мере соотносятся с Именем Авае, больше чем с другими Именами.
19) ТЕПЕРЬ мы сможем понять фразу (Теהилим 145:3): "Велик Б-г и прославляем весьма", которую мы упоминали ранее (параграф 7). То есть: "Велик Б-г" - Величие Его включает все упомянутые выше эпитеты, соотносящиеся с Его Добротой. "Прославляем весьма" - следует понимать в соответствии с тем, что мы поясним в этом параграфе и будем пояснять также и далее. Именем Авае (יהו"ה) созданы и сотворены все миры, верхние и нижние. Поэтому, каждый должен прославлять Всевышнего (благословен Он!), соизмеримо со своим постижением силы Авае, распространяющейся на него. Обитатели этого мира, нижние, прославляют соизмеримо со своим недалеким постижением, ибо они заняты материальным действием. В мире созвездий, обитатели которого более тонкого уровня - прославляют больше. И так - от мира к миру. Чем ближе к Королю - тем (больше) познание Его Величия и Могущества Его Силы. Правило таково: соизмеримо грубости материи, на которой поставлена печать Авае (יהו"ה), уменьшается способность к постижению. А соизмеримо с очищенностью материи - увеличиваются возможности постижения. И об этом сказано "прославляем весьма" - ибо количество миров неисчислимо, а Он - прославляем в каждом из них, соизмеримо с уровнем постижения каждого. "И величие Его" (Далее в Теהилим) - величие Имени самого по себе, до того, как Его свет распространяется на нижних - оно "непостижимо". А когда распространяется (в нижних) - каждый способен прославлять, в соответствии со своим познанием и постижением Величия Всевышнего (благословен Он!), которое на него распространяется. И есть ещё пояснения, но мы не станем задерживаться на этом, чтобы не отходить от темы.
20) ЕЩЁ мы находим в Писаниях, что это Имя (Авае) соотноситься с аспектом Правления. В словах псалмопевца (мир ему!) сказано (Теהилим 22:29): "Ибо Б-гу (Авае) - царствование, Он - правитель народов". Также, в книге "Диврей הа-Йамим" сказано (Диврей הа-Йамим 1 29:11-12): "Тебе, Б-г (Авае), (принадлежит) величие, могущество, слава...", "тебе, Б-г (Авае), (принадлежит) царство и превознесён Ты надо всем. Богатство и почет - (исходит) от Тебя, и ты правишь всем". Причину того, что аспект правления упомянут после всех остальных качеств, поясняет РАШБИ (мир ему!), в изречении, цитату из которого мы приводили (параграф 17), что Авае (יהו"ה) - это жизненная сила, распространяющаяся на все миры. Подобно душе, распространяющейся по (всему) телу, не оставляя свободного места - так и Авае (יהו"ה) - это полив дерева28, как поясняется в "Поправках" (предисловие; лист 17, стр. 1) на тему речи Элияהу. И в этом - аспект Правления, соотносимый с Ним: как душа даёт человеку мудрость, разумение, знание, силу и остальные способности, (Зоהар гл. Ваера, лист 109, стр. 1; и см. Зоהар гл. Вайишлах лист 174, стр. 2; трактат Нида лист 31, стр. 1), являющиеся основой правления человека, ведь всеми ими управляет душа. Так и Имя Авае (יהו"ה) - управляет совершением всех действий, и от Него происходит всё, по воле Наивысшего из Высших, объединяющего всё, что связано с Ним.
21) ЕЩЁ соотносится Имя Авае (יהו"ה) с правлением в другом аспекте. Как это упомянуто в словах Псалмопевца (мир ему!) (Теהилим 103:20-22): "Благословите Б-га ангелы (работники) Его, владеющие силой, исполняющие Слово Его, ради того, дабы услышан был Голос Речи Его. Благословите Б-га все воинства Его, служители Его, исполняющие Волю Его. Благословите Б-га, все творения Его, - во всех местах Его правление". И для того, чтобы пояснить сказанное им: "во всех местах Его правление" - нам следует разобрать эти три предложения, вкратце. Понимание этих слов проясняется с помощью предыдущего разъяснения (параграф 17), в начале параграфа, относительно этих строк. Там мы говорили, что нет такого ангела, в котором бы не присутствовало Имя Авае (יהו"ה), ибо Имя Авае (יהו"ה) находиться повсюду. И сказано там: "И поэтому, должен человек воцарять Авае (יהו"ה) во всех Сферах, во всех Престолах и во всех ангелах". Из это видно, что в мире Престола (Бриа), Авае (יהו"ה) присутствует так же, как в мире Ацилут (Сферы). И так же это в мире ангелов (Йецира), и в мире Асия (аспект материальной реализации) - в каждом органе человека29*.

Текст предоставлен сайтом Школы Пророков им. Каина и הЭвеля

Зоהар, школа Пророков, Имена Б-га, каббала, ангелы, Ди-Видаш

Previous post Next post
Up