О природе человека

Apr 13, 2009 01:18

Отрывок из предисловия РАМБАМа (здоровья ему!) к трактату Авот. В этом отрывке - однозначный ответ на вопрос:



Перевод р. Н.-З. Рапопорта  и П. Гиля (здоровья им!)

[Развитие наших склонностей]
Положительные и дурные свойства характера не бывают врожденными - точно так же невозможно родиться опытным ремесленником. Тем не менее, у человека обычно есть от рождения зачатки определенных достоинств или пороков и по мере его развития они проявляются естественнее и полнее, чем приобретенные качества. Так, тому, чье мозговое вещество чисто и содержит лишь небольшое количество флюидов, легче учиться, запоминать разнообразную информацию и постигать различные идеи, нежели флегматику, у которого мозг перегружен флюидами. При этом, однако, следует помнить, что если человек, одаренный от природы, не будет развивать свои таланты, то он на всю жизнь останется неграмотным. С другой стороны, если тупой от природы флегматик получит прекрасное образование, он станет человеком толковым и знающим, хотя для этого ему придется немало потрудиться. Точно так же обладатель кипучей натуры обладает потенциалом храбреца; если этот потенциал развить, человек станет способным на геройские поступки. Тот же, кто лишен пылкости, напротив, будет склонен к малодушию и трусости. Если он не изживет в себе эту слабость, то очень быстро превратится в настоящего труса; воспитывая же в себе бесстрашие, он рано или поздно станет отважным, хотя это потребует времени и тяжелых усилий.

[Ошибочная теория предопределения]

Я привел свои соображения по этому поводу с тем, чтобы вы не верили той чепухе, которую распространяют астрологи. Они выдвигают совершенно неверное утверждение, согласно которому в зависимости от расположения звезд в момент рождения человека он будет обладать положительными или отрицательными чертами характера; тшаче говоря, поведение человека полностью предопределено. Мы же твердо верим в следующее правило, основанное на Торе и признаваемое также и греческой философией, правило, подтвержденное многими надежными доказательствами: поведение человека зависит от него самого, он полностью обладает свободой воли, и никакие внешние причины не могут вынудить его быть хорошим или дурным.
Единственное отступление от этого правила заключается в том, что человек может обладать врожденной предрасположенностью к чему-либо, как объяснялось выше, и потому в одних видах деятельности ему легче добиться успеха, а в других - труднее. Но в корне неверно утверждение, что некая внешняя сила может вынудить его совершить какой-то поступок или, наоборот, воздержаться от него. Ведь если бы человек не был свободен в своих поступках, то все предписания и запреты Торы были бы бессмысленными и она не была бы Учением истины. В этом случае обессмыслились бы учеба, воспитание, овладение профессией - поскольку все для нас изначально предопределено: какие поступки мы совершим, какие области знания нам суждено освоить, какие свойства характера будут нам присущи. Любая награда и любая кара были бы абсолютно несправедливыми, идет ли речь о земном суде или о Небесном. К примеру, Шимон убил Реувена. Разве Шимону полагается за это наказание? Ведь он вынужден был совершить убийство, в то время как Реувену суждено было стать жертвой. Может ли благословенный Творец, праведный и справедливый, назначить Шимону наказание за поступок, который тот при всем старании никак не мог бы предотвратить?
Если бы эта теория была верна, любая деятельность человека, связанная с заботой о будущем, будь то строительство дома, зарабатывание денег, спасение от опасности и так далее, не имела бы никакого смысла, ибо если какому-то событию суждено случиться, оно непременно произойдет. Учение о предопределении совершенно ложно, оно не в силах противостоять здравому смыслу и противоречит непосредственному опыту. Оно расходится с основами нашей Торы и, не дай Б-г, приписывает несправедливость Самому Всевышнему, благословен Он!

[Свобода воли]

Истина же состоит в том, что человек полностью управляет своими действиями. Если он хочет что-то сделать, то совершает это, а не хочет - не совершает, и никакая внешняя сила не в состоянии заставить его выбрать тот или иной путь. Именно поэтому [Всевышним] даны человеку заповеди, и [Моше-рабейну] говорит: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло... избери же жизнь» [Дварим, 30:15,19]. Всевышний предоставляет нам свободу выбора, и последствия этого целиком зависят от нас. Наказание отмеряется тем, кто нарушает волю Творца, а тот, кто ее выполняет, получает от Него щедрую награду, как сказано: «Благословение - если послушаетесь повелений Б-га» [Дварим, 11:27], и «Проклятие - если не послушаетесь повелений Б-га» [Дварим, 11:28].
И потому необходимо учиться и обучать других. В одном из тех мест Торы, где содержатся указания на то, как исполнять заповеди, сказано: «И учите сыновей ваших...» [Дварим, 11:19]. И еще говорится: «Слушай, Израиль: установления и законы, которые я сообщаю вам сегодня, изучайте и неукоснительно исполняйте их!» [Дварим, 5:1]. Тора также требует от нас не быть фаталистами, предвидеть последствия наших поступков и не полагаться на то, что все образуется само собой, как сказано: «...установи перила на крыше своей, чтобы не пролилась кровь в доме твоем, если упадет кто-нибудь с нее» [Дварим, 22:8]; «...тот, кто построил новый дом... пусть возвратится в дом свой, чтобы не погиб он на войне...» [Дварим, 20:5]49; «...возврати ему... ибо... на чем будет он спать?» [Шмот, 22:25,26]50 и «Пусть не берет никто в залог ни мельницу, ни верхний жернов, ибо жизнь берет он в залог» [Дварим, 24:6]. В Пятикнижии и у пророков часто подчеркивается необходимость предвидеть последствия своих поступков.

[Все во власти Небес]

Изречение наших мудрецов «Все во власти Небес, кроме трепета пред Небесами» [Мегила, 25а] истинно и нисколько не противоречит сказанному мною выше о свободе выбора у человека. Из этого изречения многие часто делают ошибочный вывод, что их действия, совершенные на основе данной им свободы воли, - скажем, заработать определенную сумму денег или жениться на той или иной женщине - на самом деле навязаны им Свыше. Это рассуждение абсолютно неверно.
Когда кто-то женится, составляя брачный договор и совершая необходимую церемонию, он тем самым собирается выполнить заповедь Творца «плодитесь и размножайтесь». Всевышний не предопределяет заранее, что человек исполнит эту заповедь. И наоборот, если некто вступает в брак, запрещенный Торой, он совершает грех. Всевышний и в этом случае не принимает заранее решение, что Его закон будет нарушен. Возьмем другой пример: человек присваивает себе чужие деньги, прибегая к разбою, воровству, или взял их на хранение, а затем клятвенно отрицает это. Если мы станем утверждать, что Всевышний предначертал, чтобы деньги перешли из рук одного в руки другого, это будет означать, что Он как бы Сам послал человека на преступление, - а это невозможно. Как объяснялось во второй главе, за все наши действия, продиктованы ли они желанием выполнить заповедь или нарушить ее, мы, обладая абсолютной свободой воли, несем полную ответственность, ибо сами решаем, подчиняться нам или бунтовать.
Трепет пред Небесами порожден страстностью - способностью души к вожделению и ненависти. Он не контролируется Всевышним, но всецело зависит от свободной воли человека. Но если так, что же означает «все во власти Небес»? Используя слово «все», мудрецы имеют в виду природные явления и факторы, не зависящие от нас, такие, как рост человека, климат, состояние окружающей среды и все прочее в мире, никак не зависящее от поведения людей.

[Раскаяние как средство исправления]

Когда наши мудрецы утверждали, что выполнение или нарушение заповедей зависит не от воли Творца, а лишь от свободного выбора человека, они, в сущности, повторяли сказанное пророком Ирмеягу: «Из уст Всевышнего не исходит ни зло, ни добро» [Эйха, 3:38]. Ибо под злом он подразумевает порок, а под добром - достоинство, то есть этот стих означает, что Всевышний не предопределяет, быть ли человеку хорошим или плохим. И потому никто, кроме самого человека, не виноват в его грехах и дурных поступках, и никто, кроме него самого, не должен жаловаться на них. Об этом говорит пророк: «Пристало ли жаловаться человеку? Пока жив, способен он побороть свои грехи» [Эйха, 3:39]. Ирмеягу еще раз подчеркивает, что средство исцеления от духовного недуга - в наших руках: и прегрешения, и раскаяние в них в равной степени - результат свободного выбора. Далее он говорит: «Проверим и исследуем пути наши и обратимся к Б-гу. Откроем сердца наши Всесильному в небесах, вознося руки в молитве» [Эйха, 3:40,41]. 

здоровье, психиатрия, каббала, РАМБАМ, школа пророков

Previous post Next post
Up