О меноре к Девятому Ава. Оптимистическое.

Aug 04, 2014 23:06

Оригинал взят у dona_anna в О меноре к Девятому Ава. Оптимистическое.


Сегодня вечером наступает Девятое ава, день который на протяжении всей еврейской истории был отмечен трагическими событиями. Эта дата стала в глазах евреев символом всех преследований и несчастий, выпавших на долю еврейского народа.



И если я думаю, об этом дне, то первый зрительный образ, который я вижу...

... фрагмент Арки Тита в Риме, изображающий триумфальное шествие после разрушения Второго Храма.


Как главный трофей, символ победы над евреями, несут менору из Второго Храма.
Фото he.wikipedia.org

Именно в этот день:
9 ава 3338 г. (586 г. до н. э.) вавилонянами был разрушен Первый Храм, после чего последовал 70-летний Вавилонский плен.
9 ава 3828 (70) г. римлянами после осады Иерусалима был разрушен Второй Храм.
9 ава 3892 (132) г. по приказу римского наместника Храмовая гора в Иерусалиме была распахана в знак поругания. Это событие послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.
9 ава 3895 (135) г. римляне захватили Бейтар, последний оплот восставших при восстании Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.
И еще множество других.

Рассказывают, что каждый год в годовщину падения Бейтара, 9-го ава, идеолог боевой организации «Лехи», профессор истории Исраэль Эльдад приходил в музей Израиля, подходил к бронзовому бюсту Адриана, подавившего восстание Бар-Кохбы, и спрашивал: «Где ты и где мы?» Ответа, конечно же, он не получал....

Именно в этот траурный день стоит подводить итоги.
Оглядываясь на все долгие годы еврейской истории, надо спросить себя, а что же в "сухом остатке?" После всех трагических событий и на фоне непростой нашей Новейшей истории, мы живы, вернулись и у нас есть государство. Несмотря ни на что, или благодаря этому?



Воссозданная менора Второго Храма. Иерусалим, по дороге к Котелю (Западной стене). Ни одна туристическая группа ее не пропускает, поэтому толком не сфотографировать.

Во всей еврейской истории менора (семисвечник) была символом, знаком всего еврейского. Это гораздо более древний еврейский символ, чем маген-давид. Не зря так торжественно несли менору.
Менора изначально имела простое функциональное значение - работала осветительным прибором. В наше время, с 1948 года, она работает гербом государства Израиль. Но кроме того, ее изображения можно видеть в самых разных местах. Вот я и решила показать вам разные семисвечники, которые нашла у себя в жж и в архиве. Никогда не думала, что буду собирать и семисвечники, думала, что удовлетворюсь ханукальными подсвечниками:) Семисвечники как-то сами собрались :)

Немного истории.



Археологическая находка из бронзы, 4 век д.н.э.
Изображены менора, шофар, лулав, виноградная гроздь, что говорит об использовании ее евреями. Текст на греческом "Ради мира жителей города Шикмона". Для чего использовался этот предмет до сих пор неизвестно.
Хайфа, Национальный морской музей.



Изображение меноры (семисвечника), мозаика, на полу синагоги в Ципори, 5 век нашей эры. Ее очертания очень похожи на описание меноры, которое дается в Торе:
"И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника." (Исх. 25:31-40)
Эта менора действительно похожа на растение, в отличие от изображения меноры, взятой с арки Тита в Риме и использованной для герба государства Израиль.



Изображение меноры (семисвечника), мозаика, на полу Бейт-Альфа, 6 век нашей эры.



Менора из базальта 5-6вв. нашей эры, синагога в Кфар-Нахум



Менора вписаная в капитель и менора вырезаная на отдельном камне под раковиной, 5-6вв. нашей эры, археологические находки около синагоги в Кфар-Нахум



Менора вписаная в орнамент. Резьба по базальту.
Синагога в Ум эль-Канатир (Голанские высоты) 4-6 век нашей эры



Менора как обозначение еврейского захоронения.
Бейт-Шеарим, город мертвых. 5-6 вв нашей эры



Семисвечники стоят на биме.
Итальянская синагога 18 века, Музей Эрец-Исраэль.



Менора, предположительно конец 19 века, Российская империя.
Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика", музей Мане-Кац (Хайфа)



Молитва в этой синагоге в 1925г, в центре у стены менора.
Синагога Йоханана Бен Закая, Иерусалим: четыре сефардские синагоги.



Отреставрованая в нач. 20 веке, Старейшая французская синагога в Карпантра (Carpentras), Прованс.



Шалфей иерусалимский (Salvia hierosolymitana מוריה - מרוות ירושלים), художник Шмуэль Харуви для энциклопедии "Сокровищница растений Эрец Исраэль". "Неот Кдумим"

В конце 19 - начале 20 века начали задумываться, нет ли прообраза семисвечника в природе.
Но́га Реувени написал книгу "Символ страны: корни в природе земли и в еврейской традиции", которая была опубликована в 1980г., и в ней он рассказывал об еще одной идее своих родителей. Из многочисленных описаний семисвечника - меноры в Танахе они решили, что прообраз меноры надо искать в природе Израиля. В такой идее нет ничего удивительного даже для людей не религиозных - древние народы многое брали из природы, не было у них ни интернета, ни телевизора:)
Они нашли несколько видов растений, которые описаны в книге Шмот. Большинство этих растений было вида Salvia - шалфей מרווה. Ивритское название מרווה (марва) происходит от сирийского и Эфраим Реувени предположил, что у этого названия ивритский первоисточник Мориа (מוריה). Это название места (страна Мориа), куда отправился Авраам приносить Ицхака в жертву. (Берешит 22:2). Впоследствии на этом месте царь Соломон воздвиг Храм.
Здесь у растения как бы 9 "подсвечников", т.е. оно больше напоминает ханукию. НО ханукия однозначно происходит от меноры... :)

Существует множество изображений меноры в самых разных материалах и техниках.



"Еврейка в традиционной одежде", 1834год, Огюст Делакруа (Франция)
Жемчуга на груди напоминают формой менору, не знаю, случайно или специально:)
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", Музей Мане-Кац, Хайфа.



"Мизрах", настенное украшение для обозначения востока - направление молитвы. Аппликация, конец 19 века, Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика", музей Мане-Кац (Хайфа)



"Мизрах", настенное украшение для обозначения востока - направление молитвы. Аппликация, конец 19 века, Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика", музей Мане-Кац (Хайфа)



Живописная работа Мане-Каца на еврейские темы, с изображением семисвечников.
Начало 20 века. Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика", музей Мане-Кац (Хайфа)



Живописная работа Мане-Каца на еврейские темы, с изображением семисвечников.
Начало 20 века. Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика", музей Мане-Кац (Хайфа)



Графическая работа с еврейскими символами, включая менору.
Начало 20 века. Выставка "Святыня. Искусство. Эстетика", музей Мане-Кац (Хайфа)



Старинная еврейская традиция изображать предметы наполняя их текстом. В данном случае хорошо читается менора. Конец 19 - начало 20 вв (?).
Синагога Йоханана Бен Закая, Иерусалим: четыре сефардские синагоги.



Продолжение этой традиции в современной графической работе. Можно купить в Цфате.
Цфатские образы.



Ханукия с изображением зажигания меноры в Храме после победы макавеев, начало 20 века..
Музей Эрец-Исраэль.



Художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, Зеэв Рабан, начало 20 века.
В качестве образов использованы герои Танаха и еврейская символика, в частности менора.
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?", Музей Мане-Кац, Хайфа.



Израильская купюра, имевшая хождение в 1959-1960гг.
Информационный центр, Банк Израиля . Иерусалим.



Личный альбом, 50е годы 20века, Музей Эрец-Исраэль



Песахальное блюдо, в центре изображение меноры. 50е годы 20века, Музей Эрец-Исраэль

Часто изображение меноры украшает собой занавесы Ковчега Завета (Арон Акодеш) в синагогах.



Арон Кодеш.
Средняя синагога, Иерусалим: четыре сефардские синагоги.



Арон Кодеш. Старейшая французская синагога в Карпантра (Carpentras), Прованс.



Менора - элемент мозаичного оформления стен в современной синагоге.
Тунисская синагога «Лагрива», Акко, второй этаж.



Вариации на тему меноры - двери Ковчега Завета.
Синагога Йоханана Бен Закая, Иерусалим: четыре сефардские синагоги.



Вырезка из бумаги.Работа Ципоры Неэман.
Искусство вырезки из бумаги - старинная еврейская традиция.



Так видел менору С.Дали.
Выставка работ Сальвадора Дали в Хайфе.



В 2005 году, после пресловутого "размежевания", которое не случайно совпало с 9 Ава, выселенцы Гуш-Катифа выпустили памятные медальоны об этом событии. Основой их послужил тот самый фрагмент Арки Тита, с которой я начала свой рассказ. В эти дни, во время очередной военной операции в Газе, "размежевание" вспоминается еще ярче.

Менора продолжает проходить с евреями все повороты истории, радостные они или трагические. И где теперь они, ассирийцы, римляне и прочие, с которыми мы начинали и где мы?? А мы тут, с вами:)

И закончить я хочу красивой работой Марка Шагала:



Колено Ашер.
Синагога с расписными окнами Марка Шагала в медицинском центре Адасса в Эйн-Карем 1962 год, Иерусалим.

Большое спасибо дорогому murrrrzzzzja за редактирование.

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Израиль, 9 ава, так мы живем, еврейские праздники

Previous post Next post
Up