Иногда обнаруживаешь работы художников, которые открывают совсем непривычный Вильнюс. Вчера на Фейсбуке увидела литографию с видами Ужуписа, одного из старых районов Вильнюса.
Wilno-Zarzecze. Domy nad Wilenką”, 1935
На гравюре «Вильна- Ужупис. Домик над Виленкой» изображен бедный квартал Ужуписа, расположенный на левом берегу и отделенный от Сафьянки( квартала кожевников) бурной рекой, которая размывает берег и разрушает расположенные рядом деревянные хижины. Динамичная композиция, решительные линии и резкий контраст в освещении напоминают весенние наводнения, опустошающие город, и силу воды, вызывающую катастрофу. Думаю, что художник был под впечатлением большого наводнения 1931 года
[Spoiler (click to open)] Grafika z wileńskich zbiorów dr. Kazimierza Pelczara, profesora Uniwersytetu Stefana Batorego w Wilnie, wybitnego naukowca, prekursora onkologii w Polsce
И так ярко подчёркнуты мелочи, что кажется,что где-то ещё можно найти следы или знаки из прошлого века. Загнала картинку в поиск. И неожиданно открыла для себя художника, который мелькнул как комета на вильнюсском небосклоне. Короткая жизнь и осталась загадка последних минут. Сегодня мой герой - Лев Добжинский(1907-1937). Ему пророчили блестящее будущее: после окончания художественного факультета Виленского университета ему, одному-единственному на всю межвоенную Польшу, предложили продолжить учебу во Франции. Но вскоре художника нашли мертвым в семейной усадьбе Лоша, находившейся в нынешней Гродненской области
Автопортрет Лев Добжинский, график и живописец, происходил из дворянской семьи. Его семье принадлежало имение Лоша недалеко от Ошмяны( это в 30 км от Вильнюса, нынче пограничный пункт).
Дед Льва, Антон Добжинский, служил царским советником и сенатором. Очевидно, был лично знаком со Львом Толстым, иначе чем объяснить его необыкновенную толерантность к инакомыслию, засвидетельствованную современниками, и, самое главное, чем - близкое своячество (по женской линии) с яснополянским классиком. Когда в 1907 году у сенатора родился внук, его на семейном совете единогласно назвали Львом. Очевидно, тогда же, накануне Первой мировой войны, Добжинские переехали в Лошу (ныне Островецкий район). Во всяком случае, сенатора похоронили не в Петербурге, а в часовне на деревенском кладбище в Лоше. Жили Добжинские в довольно скромном, но уютном доме, построенном из лиственницы еще в XVIII веке (теперь облик усадьбы известен только по ее изображению на картине Льва).
. Отец художника Виктор умер молодым. Мать -Мария Юрашова, оперная певица и дальняя родственница Льва Толстого, зарабатывала на жизнь выступлениями на концертах Когда началась война и к Лоше стали приближаться немцы, осиротевшая семья Добжинских эвакуировалась на украинские земли После Первой мировой войны мать художника покинула Петербург и с детьми переехала в имение возле Вильнюса. Лев Добжиньски учился на художественном факультете Университета Стефана Батория. И ещё будучи студентом прославился как талантливый художник-график,
В последний год своей жизни вместе с другими художниками основал Вильнюсскую группу. Как молодой многообещающий художник, Добжиньский был приглашен для участия в выставках, проводимых Институтом содействия польскому искусству и Вильнюсским художественным обществом в Варшаве. Он был известен как хороший рисовальщик, особенно любил архитектуру, делал в основном гравюры.
Льву нравилось жить и работать в родовом имении в Лоша. В этом имении в 1937 году произошла трагедия. 30-летний Добжиньский получил грант от правительства Польши на учебу в Париже( единственный из всех польских студентов в предвоенной Польше).Лев приехал в Лошу к матери, чтобы получить немного денег на учебу. Там его нашли мертвым: история осталась нераскрытой он застрелился (или был застрелен).
Мутная- мутная история. Простые поселяне рассказали одному из друзей художникп, но шепотом, что молодого барина застрелил любовник матери. Из-за денег, выяснилось, что деньги проиграны любовником, и был громкий разговор. Во время ссоры прогремел выстрел. Но дело спустили на тормозах. Видно не хотели выносить семейные неурядицы в свет.
На посмертной выставке в 1938 году были выставлены 134 работы художника. Но к сегодняшнему дню художественное наследие Льва Добжинского сохранилось фрагментарно, в основном это гравюры на вильнюсские темы, офорты, акватинты, гравюры на меди или ксилография, которые отличаются своей выразительностью.
Мельница в имении Лоша. Młyn w majątku Łosza na Wileńszczyźnie
На его офорте «Костел Визиток в Вильнюсе» изображен костёл Святого Сердца Иисуса, принадлежавшая ордену Визиток. В отличие от двухбашенных костелов вильнюсского барокко, этот костел, построенный в 1756 году, имеет план в форме греческого креста, купола и без башен. Фасад отличается особенным декором: динамичные формы его волнистого фронтона перекликаются с богатой листвой старых деревьев. Построенный на Спасском холме и окруженный деревьями, костел рассматривался как образец гармоничного сосуществования благородной архитектуры и природы.
Lew Dobrzyński | Kościół Wizytek w Wilnie, 1934
***
***
Вильнюс- ул.Бокшто. Wilno-Bakszta.Biblioteka Uniwersytecka w Toruniu
***
Костел Св. Казимира ***
Леў Дабжынскі / Lew Dobrzyński 1907-1937 Baltarusių ir lenkų tapytojas, kūręs tarpukario Vilniuje Gimė Lošoje (liet. Aluošia), Astravo raj., mokėsi pas Ferdinandą Ruszczycą. Tragiškai žuvo būdamas 30 metų amžiaus
Gudiškas tinklapis Леў Дабжынскі, беларускі і польскі мастак / Levas Dobžynskis, gudų ir lenkų dailininkas