И Вам спасибо за развёрнутый ответ, очень интересно. Про три фильма, "Пейзаж после битвы", "Корчак" и "Страстная неделя", я даже не знала. Естественно, фильм "Корчак" одним своим названием вызывает большой интерес. Три года назад, в семидесятую годовщину его гибели, в Белостоке была конференция его памяти, и я ездила. Его "Король Матюсь" (первая, главная часть) - одна из первых книг, прочитанных мною по-польски. Про "Дантона" я случайным стечением обстоятельств столкнулась с историей подготовки и проката этого фильма во Франции, рассказанной с французской стороны. А то, что ***польское кино все-таки яркое явление культуры второй половины ХХ века*** - конечно, я полностью согласна. Четыре года назад у нас в Гродно был замечательный польский актёр и режиссёр, совсем-совсем пожилой Ришард Филипский со своей супругой ; он уроженец Львова, она - Гродно. Его я знаю по фильмам "Хубаль" 1974 года, где он играет главную роль, и "Потоп" 1975 года, где он - вахмистр Сорока. Прошла исключительно интересная встреча в польском клубе. Но, в частности, он с большой горечью говорил, что польская кинематография после своего прошлого ранга ныне села, к сожалению, полностью. Зато теперь его автограф с очень сердечными пожеланиями мне и моему отцу на нашей старой VHS-кассете с "Хубалем".
Я знаю, что Вайда французам наступил на некоторое количество мозолей своим фильмом, так что не все были довольны :) Так же, собственно, вот эти фильмы про Холокост, "Страстная неделя" и "Корчак", вы наверняка сможете услышать про них разные мнения, так как Вайда там тоже очень сильно потоптался по болезненным мозолям, в "Страстной неделе" польского общества, а в "Корчаке" - еврейского, поэтому недовольные голоса обязательно даже были :)) но вот мне как раз кажется, что он не конформист, а честный человек, который пытается говорить столько, сколько можно сказать в то или иное время и не боится наступать на больные мозоли и вскрывать неприятные раны. Насчет "села полностью" - ну как везде, наверное, при пост-социализме, когда культура, освобожденная от государственной опеки, оказалась в клещах коммерческого рынка и внезапно оказалось, что выживать в этих условиях получается плохо, парадоксальным образом существование в подцензурных условиях в каком-то смысле было менее губительным для культуры, чем в условиях свободной коммерции. Парадокс, но иногда именно подцензурные произведения, вынужденные говорить эзоповым языком, тем самым поднимались до высот такого обобщения, которого бы в других условиях не достигли. Но потихоньку, мне кажется, уже начинает исправляться - научились существовать в новых условиях. Я с трудом смотрю современное кино вообще, потому что как-то между коммерческими блокбастерами и заумным малопонятным авторским кинематографом не вижу золотой середины: старого доброго реалистического кино, без мелькания кадров и спецэффектов.
.......Фильмом "Корчак" Вы меня несомненно заинтересовали, я посмотрю обязательно. Причины очевидны - преклоняюсь перед этим человеком, в том числе, как выдающимся педагогом. Его педагогическое наследие исследуется даже в Гродненском университете. Не мною, конечно. .......Относительно "Дантона" - получается, что я тут в основном каркаю. То, что я читала - к годовщине Кшиштофа Кеслёвского в одной из многих публикаций кто-то из французских спонсорских организаций вспоминал, что поначалу на Кеслёвского, как поляка, во французской кинематографии смотрели a priori очень косо, а причина тому - до этого все вдохновились на Вайду снимать с таким режиссёром совместный французско-польский фильм, были вложены немалые деньги, согласился сниматься Депардье. Когда фильм был готов, велась определенная убеждающая работа с кинотеатрами. На практике же катастрофическое отсутствие интереса к этому фильму в ходе его проката во Франции превзошло наихудшие ожидания, залы были пустые, его быстро сняли с проката, из-за этого не закупили в другие западные страны. Сколько можно продвигала Польша по партийной линии в социалистические страны. Как было там - не знаю, об этом француз не пишет. К счастью, Кеслёвскому после очень длинных приключений, это отдельная история, дали денег и актёров, и благодаря своим четырём французско-польским фильмам он стал всемирно известным режиссёром. .......Современная кинематография - мне нравятся многие современные русские художественные фильмы. Если вспомнить, дюжина уж точно наберётся. :-)
Reply
Так же, собственно, вот эти фильмы про Холокост, "Страстная неделя" и "Корчак", вы наверняка сможете услышать про них разные мнения, так как Вайда там тоже очень сильно потоптался по болезненным мозолям, в "Страстной неделе" польского общества, а в "Корчаке" - еврейского, поэтому недовольные голоса обязательно даже были :)) но вот мне как раз кажется, что он не конформист, а честный человек, который пытается говорить столько, сколько можно сказать в то или иное время и не боится наступать на больные мозоли и вскрывать неприятные раны.
Насчет "села полностью" - ну как везде, наверное, при пост-социализме, когда культура, освобожденная от государственной опеки, оказалась в клещах коммерческого рынка и внезапно оказалось, что выживать в этих условиях получается плохо, парадоксальным образом существование в подцензурных условиях в каком-то смысле было менее губительным для культуры, чем в условиях свободной коммерции. Парадокс, но иногда именно подцензурные произведения, вынужденные говорить эзоповым языком, тем самым поднимались до высот такого обобщения, которого бы в других условиях не достигли.
Но потихоньку, мне кажется, уже начинает исправляться - научились существовать в новых условиях. Я с трудом смотрю современное кино вообще, потому что как-то между коммерческими блокбастерами и заумным малопонятным авторским кинематографом не вижу золотой середины: старого доброго реалистического кино, без мелькания кадров и спецэффектов.
Reply
.......Относительно "Дантона" - получается, что я тут в основном каркаю. То, что я читала - к годовщине Кшиштофа Кеслёвского в одной из многих публикаций кто-то из французских спонсорских организаций вспоминал, что поначалу на Кеслёвского, как поляка, во французской кинематографии смотрели a priori очень косо, а причина тому - до этого все вдохновились на Вайду снимать с таким режиссёром совместный французско-польский фильм, были вложены немалые деньги, согласился сниматься Депардье. Когда фильм был готов, велась определенная убеждающая работа с кинотеатрами. На практике же катастрофическое отсутствие интереса к этому фильму в ходе его проката во Франции превзошло наихудшие ожидания, залы были пустые, его быстро сняли с проката, из-за этого не закупили в другие западные страны. Сколько можно продвигала Польша по партийной линии в социалистические страны. Как было там - не знаю, об этом француз не пишет. К счастью, Кеслёвскому после очень длинных приключений, это отдельная история, дали денег и актёров, и благодаря своим четырём французско-польским фильмам он стал всемирно известным режиссёром.
.......Современная кинематография - мне нравятся многие современные русские художественные фильмы. Если вспомнить, дюжина уж точно наберётся. :-)
Reply
Leave a comment