.......Если Вам будет интересно, я разовью своё видение этических позиций Вайды, как известного польского режиссёра, в существенной степени сформировавшееся на основании моих о нём разговоров со знакомыми мне поляками в Польше, знающими о нём значительно более меня ; а также на основании перехода от фильма “Поколение”, где, в частности, в контексте восстания в варшавском еврейском гетто, даётся оценка Армии Крайовой, как злонравным приспешникам гитлеровских оккупантов, - до фильма “Человек из железа”, вполне напоминающего пасквиль на ту действительность, поддержкой которой Вайда всесторонне пользовался, и которая всячески формировала восприятие его в стране и мире, как ведущего кинорежиссёра страны. .......Экранизация “Пана Тадеуша” - для себя я даже не сравниваю её с оригиналом, ибо нахожу эти две вещи вообще несопоставимыми. Как иллюстрацию к оригиналу, безусловно предпочитаю классические рисунки вильнянина Михала Андреолли. В фильме совсем неплохие актёры, очень понравился Анджей Северин в роли судьи, за ним постаревший Анджей Ольбрыхский, как Гервазий, и Гражина Шаполовская, как Телимена. В целом же - но это уже суждение белоруски-литвинки, знающей и чувствующей описываемые края, а потому и всего Мицкевича, совершенно по-особому - экранизация это неплохие виды Сувалкского национального парка, где снимались панорамные сцены ; хорошая игра некоторых актёров ; и совершенное отсутствие у авторов понимания и чутья земель, их духа и культуры, о которых они взялись повествовать.
Ну, мне тоже в фильме "Пан Тадеуш" понравилась именно актерская игра. Потому что я в целом несколько скептически отношусь к современному кино еще и потому, что школа актерской игры (во всех странах) в значительной степени утрачена, а тут именно что хорошие актеры. Ну а насчет духа земель - конечно, где же мне, москвичке (хотя и с белорусско-еврейскими корнями) тягаться своими впечатлениями с коренной литвинкой :) (а на остальное я, пожалуй, отвечать не буду - все равно не сойдемся, и некоторые вещи, озвученные тут в других комментариях, уж очень меня царапают).
PS Поколение не смотрела и Человек из железа тоже не смотрела, эти вряд ли уж захочу смотреть. Смотрела с совокупности с десяток, наверное, фильмов Вайды, а так-то он много наплодил.
.......А из увиденного Вайды Вам что-нибудь понравилось? .......Я - по хронологии выхода на экран - видела шесть с половиной фильмов: "Поколение", "Пепел и алмаз", "Всё на продажу", "Человек из Железа", "Пан Тадеуш", "Катынь" и половину фильма "Ряска", он и хронологически, и для меня самый поздний. Хоть сколько-то положительное мнение у меня от "Пепла и алмаза" и "Пана Тадеуша". В первом, конечно, держит знаменитый и действительно очень талантливый Збигнев Цибульский. Хотя финал, где молодой солдат АК в новой Народной Польше умирает в судорогах на помойке, - ведь всё-таки был уже 1956 год, можно было и другую мораль из басни предложить. .......В отношении "Пана Тадеуша" - мне понравились лишь некоторые там актёры. Совершенно для меня неприемлемы выбор актёра и исполнение роли ксендза Робака. Сомнительна в том же плане главная героиня. Выдающийся Ежи Бинчицкий замечателен, если он степенный глава семьи, директор завода или капитан дальнего плавания; как старенький Матей - ой! Из режиссёрско-сценаристского - в фильме было решено не вставлять ни единого слова вне оригинала. Однако созданные сцены таковы, что получаются корявости. Я упомянула об этом своим студентам перед просмотром, и когда приехавшего после долгого отсутствия в родное имение пана Тадеуша первым замечает и приветствует пан Войский - в гробовом молчании с обеих сторон - мой народ, глядючи, заржал. .......Остальные фильмы не понравились с разной интенсивностью. В случае последней "Ряски" - я смотрела его по телевизору. Сюжет - сексуальное влечение неизлечимо больной раком немолодой женатой женщины к юноше, который спустя какое-то время тонет в пруду, и она безрезультатно старается его оживить. Я выключила, не дождавшись конца.
Смотрела, если сейчас правильно все вспомню (так как большинство очень давно, последние уже лет 6-7 назад) такие фильмы: "Канал", "Пепел и алмаз", "Все на продажу", "Пейзаж после битвы", "Дантон", "Корчак", "Страстная неделя", "Пепел", "Земля обетованная", "Пан Тадеуш" и "Катынь". "Канал" и особенно "Пепел и алмаз" произвели в свое время в юности потрясающее впечатление, тут надо пояснить, что это фильмы поколения моих родителей, их тогда, после смерти Сталина показали впервые, потом долгие годы они были не то, чтобы запрещены, но... их не афишировали, скажем так. А потом их показали после многолетнего перерыва в первые годы перестройки, и тогда они произвели, особенно "Пепел и алмаз" эффект разорвавшейся бомбы. Для меня это одни из самых сильных фильмов, которые я когда-либо видела. Но "Пепел и алмаз" я потом еще пару раз пересматривала и показывала сыну, а вот "Канал" - фильм сильны, но настолько страшный, что я уже никогда не решилась бы посмотреть его второй раз. Мне очень нравятся вот эти зкранизации классики - "Пепел" и "Земля обетованная" ("Пепел" Жеромского я читала, а Реймонта, как уже сказала, еще не читала). "Все на продажу" - для меня слишком заумный фильм, я его не поняла, "Пейзаж после битвы" мне тогда, когда его смотрела, тоже показался непонятным (хотя Ольбрыхский там хорош, конечно). Очень сильный фильм "Дантон" с прекрасным актерским дуэтом Депардье-Пшоняк, вот это тоже одно из самых сильных впечатлений. Хотя, полагаю, историки, занимающиеся историей ВФР, нашли бы там, к чему придраться :) (да, Депардье с тех пор уже не тот, но тогда это был Актер с большой буквы). Очень сильный фильм "Корчак" - пожалуй, самый сильный фильм о Холокосте,который я смотрела (потому что я не люблю ни "Список Шиндлера", ни некоторые другие популярные фильмы на тему). "Страстная неделя" в ту же тему - но послабее. Про "Катынь" и "Пана Тадеуша" уже говорили. Ксендз Робак мне, помнится, понравился (тоже уже далеко не всех там помню).С этим вот: "Однако созданные сцены таковы, что получаются корявости" соглашусь - да, есть определенное ощущение искусственности, избыточной театральности. После "Катыни" не смотрела ничего (и как-то по аннотациям ничего не хочется). "Поколение" - ну а что вы хотите от фильма, снятого еще в сталинскую эпоху, режиссерский дебют + жесточайший идеологический прессинг, я не смотрела - но думаю, примерно понимаю, чего можно ожидать. Когда повеяло чуть более свежим воздухом - тогда уже появились "Канал" и "Пепел и алмаз".. Я, разумеется, не утверждаю, что только Вайда в польском кинематографе хорош. Польское кино все-таки яркое явление культуры второй половины ХХ века, а дальше уже вопрос личной вкусовщины. Мне вот экранизация "Куклы" совершенно не нравится - на мой взгляд, книгу упростили, свели к мелодраме, а роман вообще был не о том (люблю этот роман).
И Вам спасибо за развёрнутый ответ, очень интересно. Про три фильма, "Пейзаж после битвы", "Корчак" и "Страстная неделя", я даже не знала. Естественно, фильм "Корчак" одним своим названием вызывает большой интерес. Три года назад, в семидесятую годовщину его гибели, в Белостоке была конференция его памяти, и я ездила. Его "Король Матюсь" (первая, главная часть) - одна из первых книг, прочитанных мною по-польски. Про "Дантона" я случайным стечением обстоятельств столкнулась с историей подготовки и проката этого фильма во Франции, рассказанной с французской стороны. А то, что ***польское кино все-таки яркое явление культуры второй половины ХХ века*** - конечно, я полностью согласна. Четыре года назад у нас в Гродно был замечательный польский актёр и режиссёр, совсем-совсем пожилой Ришард Филипский со своей супругой ; он уроженец Львова, она - Гродно. Его я знаю по фильмам "Хубаль" 1974 года, где он играет главную роль, и "Потоп" 1975 года, где он - вахмистр Сорока. Прошла исключительно интересная встреча в польском клубе. Но, в частности, он с большой горечью говорил, что польская кинематография после своего прошлого ранга ныне села, к сожалению, полностью. Зато теперь его автограф с очень сердечными пожеланиями мне и моему отцу на нашей старой VHS-кассете с "Хубалем".
Я знаю, что Вайда французам наступил на некоторое количество мозолей своим фильмом, так что не все были довольны :) Так же, собственно, вот эти фильмы про Холокост, "Страстная неделя" и "Корчак", вы наверняка сможете услышать про них разные мнения, так как Вайда там тоже очень сильно потоптался по болезненным мозолям, в "Страстной неделе" польского общества, а в "Корчаке" - еврейского, поэтому недовольные голоса обязательно даже были :)) но вот мне как раз кажется, что он не конформист, а честный человек, который пытается говорить столько, сколько можно сказать в то или иное время и не боится наступать на больные мозоли и вскрывать неприятные раны. Насчет "села полностью" - ну как везде, наверное, при пост-социализме, когда культура, освобожденная от государственной опеки, оказалась в клещах коммерческого рынка и внезапно оказалось, что выживать в этих условиях получается плохо, парадоксальным образом существование в подцензурных условиях в каком-то смысле было менее губительным для культуры, чем в условиях свободной коммерции. Парадокс, но иногда именно подцензурные произведения, вынужденные говорить эзоповым языком, тем самым поднимались до высот такого обобщения, которого бы в других условиях не достигли. Но потихоньку, мне кажется, уже начинает исправляться - научились существовать в новых условиях. Я с трудом смотрю современное кино вообще, потому что как-то между коммерческими блокбастерами и заумным малопонятным авторским кинематографом не вижу золотой середины: старого доброго реалистического кино, без мелькания кадров и спецэффектов.
.......Фильмом "Корчак" Вы меня несомненно заинтересовали, я посмотрю обязательно. Причины очевидны - преклоняюсь перед этим человеком, в том числе, как выдающимся педагогом. Его педагогическое наследие исследуется даже в Гродненском университете. Не мною, конечно. .......Относительно "Дантона" - получается, что я тут в основном каркаю. То, что я читала - к годовщине Кшиштофа Кеслёвского в одной из многих публикаций кто-то из французских спонсорских организаций вспоминал, что поначалу на Кеслёвского, как поляка, во французской кинематографии смотрели a priori очень косо, а причина тому - до этого все вдохновились на Вайду снимать с таким режиссёром совместный французско-польский фильм, были вложены немалые деньги, согласился сниматься Депардье. Когда фильм был готов, велась определенная убеждающая работа с кинотеатрами. На практике же катастрофическое отсутствие интереса к этому фильму в ходе его проката во Франции превзошло наихудшие ожидания, залы были пустые, его быстро сняли с проката, из-за этого не закупили в другие западные страны. Сколько можно продвигала Польша по партийной линии в социалистические страны. Как было там - не знаю, об этом француз не пишет. К счастью, Кеслёвскому после очень длинных приключений, это отдельная история, дали денег и актёров, и благодаря своим четырём французско-польским фильмам он стал всемирно известным режиссёром. .......Современная кинематография - мне нравятся многие современные русские художественные фильмы. Если вспомнить, дюжина уж точно наберётся. :-)
.......Экранизация “Пана Тадеуша” - для себя я даже не сравниваю её с оригиналом, ибо нахожу эти две вещи вообще несопоставимыми. Как иллюстрацию к оригиналу, безусловно предпочитаю классические рисунки вильнянина Михала Андреолли. В фильме совсем неплохие актёры, очень понравился Анджей Северин в роли судьи, за ним постаревший Анджей Ольбрыхский, как Гервазий, и Гражина Шаполовская, как Телимена. В целом же - но это уже суждение белоруски-литвинки, знающей и чувствующей описываемые края, а потому и всего Мицкевича, совершенно по-особому - экранизация это неплохие виды Сувалкского национального парка, где снимались панорамные сцены ; хорошая игра некоторых актёров ; и совершенное отсутствие у авторов понимания и чутья земель, их духа и культуры, о которых они взялись повествовать.
Reply
Ну а насчет духа земель - конечно, где же мне, москвичке (хотя и с белорусско-еврейскими корнями) тягаться своими впечатлениями с коренной литвинкой :)
(а на остальное я, пожалуй, отвечать не буду - все равно не сойдемся, и некоторые вещи, озвученные тут в других комментариях, уж очень меня царапают).
Reply
Reply
.......Я - по хронологии выхода на экран - видела шесть с половиной фильмов: "Поколение", "Пепел и алмаз", "Всё на продажу", "Человек из Железа", "Пан Тадеуш", "Катынь" и половину фильма "Ряска", он и хронологически, и для меня самый поздний. Хоть сколько-то положительное мнение у меня от "Пепла и алмаза" и "Пана Тадеуша". В первом, конечно, держит знаменитый и действительно очень талантливый Збигнев Цибульский. Хотя финал, где молодой солдат АК в новой Народной Польше умирает в судорогах на помойке, - ведь всё-таки был уже 1956 год, можно было и другую мораль из басни предложить.
.......В отношении "Пана Тадеуша" - мне понравились лишь некоторые там актёры. Совершенно для меня неприемлемы выбор актёра и исполнение роли ксендза Робака. Сомнительна в том же плане главная героиня. Выдающийся Ежи Бинчицкий замечателен, если он степенный глава семьи, директор завода или капитан дальнего плавания; как старенький Матей - ой! Из режиссёрско-сценаристского - в фильме было решено не вставлять ни единого слова вне оригинала. Однако созданные сцены таковы, что получаются корявости. Я упомянула об этом своим студентам перед просмотром, и когда приехавшего после долгого отсутствия в родное имение пана Тадеуша первым замечает и приветствует пан Войский - в гробовом молчании с обеих сторон - мой народ, глядючи, заржал.
.......Остальные фильмы не понравились с разной интенсивностью. В случае последней "Ряски" - я смотрела его по телевизору. Сюжет - сексуальное влечение неизлечимо больной раком немолодой женатой женщины к юноше, который спустя какое-то время тонет в пруду, и она безрезультатно старается его оживить. Я выключила, не дождавшись конца.
Reply
"Канал", "Пепел и алмаз", "Все на продажу", "Пейзаж после битвы", "Дантон", "Корчак", "Страстная неделя", "Пепел", "Земля обетованная", "Пан Тадеуш" и "Катынь".
"Канал" и особенно "Пепел и алмаз" произвели в свое время в юности потрясающее впечатление, тут надо пояснить, что это фильмы поколения моих родителей, их тогда, после смерти Сталина показали впервые, потом долгие годы они были не то, чтобы запрещены, но... их не афишировали, скажем так. А потом их показали после многолетнего перерыва в первые годы перестройки, и тогда они произвели, особенно "Пепел и алмаз" эффект разорвавшейся бомбы. Для меня это одни из самых сильных фильмов, которые я когда-либо видела. Но "Пепел и алмаз" я потом еще пару раз пересматривала и показывала сыну, а вот "Канал" - фильм сильны, но настолько страшный, что я уже никогда не решилась бы посмотреть его второй раз. Мне очень нравятся вот эти зкранизации классики - "Пепел" и "Земля обетованная" ("Пепел" Жеромского я читала, а Реймонта, как уже сказала, еще не читала). "Все на продажу" - для меня слишком заумный фильм, я его не поняла, "Пейзаж после битвы" мне тогда, когда его смотрела, тоже показался непонятным (хотя Ольбрыхский там хорош, конечно).
Очень сильный фильм "Дантон" с прекрасным актерским дуэтом Депардье-Пшоняк, вот это тоже одно из самых сильных впечатлений. Хотя, полагаю, историки, занимающиеся историей ВФР, нашли бы там, к чему придраться :) (да, Депардье с тех пор уже не тот, но тогда это был Актер с большой буквы).
Очень сильный фильм "Корчак" - пожалуй, самый сильный фильм о Холокосте,который я смотрела (потому что я не люблю ни "Список Шиндлера", ни некоторые другие популярные фильмы на тему). "Страстная неделя" в ту же тему - но послабее. Про "Катынь" и "Пана Тадеуша" уже говорили.
Ксендз Робак мне, помнится, понравился (тоже уже далеко не всех там помню).С этим вот: "Однако созданные сцены таковы, что получаются корявости" соглашусь - да, есть определенное ощущение искусственности, избыточной театральности.
После "Катыни" не смотрела ничего (и как-то по аннотациям ничего не хочется). "Поколение" - ну а что вы хотите от фильма, снятого еще в сталинскую эпоху, режиссерский дебют + жесточайший идеологический прессинг, я не смотрела - но думаю, примерно понимаю, чего можно ожидать. Когда повеяло чуть более свежим воздухом - тогда уже появились "Канал" и "Пепел и алмаз"..
Я, разумеется, не утверждаю, что только Вайда в польском кинематографе хорош. Польское кино все-таки яркое явление культуры второй половины ХХ века, а дальше уже вопрос личной вкусовщины. Мне вот экранизация "Куклы" совершенно не нравится - на мой взгляд, книгу упростили, свели к мелодраме, а роман вообще был не о том (люблю этот роман).
Reply
Reply
Так же, собственно, вот эти фильмы про Холокост, "Страстная неделя" и "Корчак", вы наверняка сможете услышать про них разные мнения, так как Вайда там тоже очень сильно потоптался по болезненным мозолям, в "Страстной неделе" польского общества, а в "Корчаке" - еврейского, поэтому недовольные голоса обязательно даже были :)) но вот мне как раз кажется, что он не конформист, а честный человек, который пытается говорить столько, сколько можно сказать в то или иное время и не боится наступать на больные мозоли и вскрывать неприятные раны.
Насчет "села полностью" - ну как везде, наверное, при пост-социализме, когда культура, освобожденная от государственной опеки, оказалась в клещах коммерческого рынка и внезапно оказалось, что выживать в этих условиях получается плохо, парадоксальным образом существование в подцензурных условиях в каком-то смысле было менее губительным для культуры, чем в условиях свободной коммерции. Парадокс, но иногда именно подцензурные произведения, вынужденные говорить эзоповым языком, тем самым поднимались до высот такого обобщения, которого бы в других условиях не достигли.
Но потихоньку, мне кажется, уже начинает исправляться - научились существовать в новых условиях. Я с трудом смотрю современное кино вообще, потому что как-то между коммерческими блокбастерами и заумным малопонятным авторским кинематографом не вижу золотой середины: старого доброго реалистического кино, без мелькания кадров и спецэффектов.
Reply
.......Относительно "Дантона" - получается, что я тут в основном каркаю. То, что я читала - к годовщине Кшиштофа Кеслёвского в одной из многих публикаций кто-то из французских спонсорских организаций вспоминал, что поначалу на Кеслёвского, как поляка, во французской кинематографии смотрели a priori очень косо, а причина тому - до этого все вдохновились на Вайду снимать с таким режиссёром совместный французско-польский фильм, были вложены немалые деньги, согласился сниматься Депардье. Когда фильм был готов, велась определенная убеждающая работа с кинотеатрами. На практике же катастрофическое отсутствие интереса к этому фильму в ходе его проката во Франции превзошло наихудшие ожидания, залы были пустые, его быстро сняли с проката, из-за этого не закупили в другие западные страны. Сколько можно продвигала Польша по партийной линии в социалистические страны. Как было там - не знаю, об этом француз не пишет. К счастью, Кеслёвскому после очень длинных приключений, это отдельная история, дали денег и актёров, и благодаря своим четырём французско-польским фильмам он стал всемирно известным режиссёром.
.......Современная кинематография - мне нравятся многие современные русские художественные фильмы. Если вспомнить, дюжина уж точно наберётся. :-)
Reply
Leave a comment