Leave a comment

stanislav_spb July 24 2015, 13:07:27 UTC
> книгу Януша Ежи Квятковского я не знала, спасибо

Вы не вполне поняли мой комментарий.
Точнее, я сам виноват в том, что написал комментарий так, что его можно неправильно понять.

Цитата о бывшем начальнике УНКВД по Калининского УНКВД Токареве взята из статьи историка Никиты Петрова "Тайный круг" (это глава из готовящейся к печати книги о тех, кто участвовал в расстрелах польских военнопленных в 1940 году).

В протоколе допроса Д.С.Токарева, проведенном в 1991 году следователями Главной военной прокуратуры, есть фрагмент, где он вспоминает о разговоре в 1940 году с молодым поляком, которого вели на расстрел:

Токарев: Я одного парнишку только спросил... Я говорю: "Сколько тебе лет?" - "Восемнадцать" - "Где служил?" - "Погранвойска" - "Кем работал?" - "Телефонист".

и ещё фрагмент из того же допроса:

Яблоков: А тот парень из пограничной охраны - какую форму имел?
Токарев: По-моему был без головного убора. Вошёл и улыбался, да, парень, совершенный мальчик, 18 лет. "А сколько работал?" Стал считать по-польски - "6 месяцев".

В польской "Книге польского Военного кладбища в Медном", состоящей из биографических справок на 6311 польских военнопленных из Осташковского лагеря, которые в апреле-мае 1940 г. были расстреляны во внутренней тюрьме Калининского УНКВД и захоронены под Медным, указан только один польский военнопленный, которому в мае 1940 году было 18 лет - Януш Ежи Квятковский (Janusz Jerzy Kwiatkowski).

Согласно советскому списку-предписанию УПВ НКВД № 058/1, военнопленный Квятковский Януш (1921 г.р.) 5 мая 1940 г. был отправлен из Осташковского лагеря "в распоряжение" УНКВД по Калининской области. Поэтому скорее всего именно Януш Квятковский был тем польским парнем, с которым - перед его расстрелом - разговаривал бывший начальник Калининского УНКВД Д.С.Токарев.

Reply

halszka_grodno July 25 2015, 12:56:26 UTC
.......Спасибо за разъяснение. Я - для не историка - достаточно много читала материалов о польских пленных 1939 года в СССР, в том числе что-то из материалов следственных органов в отношении ещё оставашегося в последние годы перестройки в живых бывшего сотрудника НКВД в Смоленске, участвовавшего в 1940 году в принятии и отправке в катынский лес прибывающих из Козельска.
.......Со своей стороны могу добавить, что только в Гродно после взятия города после его четырёхдневной обороны с широким участием гродненских скаутов среди расстрелянных было свыше сорока несовершеннолетних. Но для меня - я ещё раз хочу это отметить - предельно важным является вопрос, какие выводы мы хотим делать из этих исторических событий и уроков и для каких целей. Чтобы далеко не ходить -
.......В апреле 2015 года исполнилось 75 лет катынского убиения. Группой историков-краеведов из Петербурга и Минска был выполнен маршрут Козельск-Смоленск - там железная дорога, прямёхонькая, по которой в свой последний путь ехали живые польские пленные. Заканчивался историко-краеведческий маршрут в катынском мемориальном комплексе. Я не смогла участвовать, но достаточно подробно знаю. Заблаговременно был установлен контакт с организацией в Варшаве под названием “Институт народной памяти - Комиссия преследования преступлений против польского народа”. Мы информали о готовящемся мероприятии и приглашали принять участие. Интерес не был проявлен, зато на форуме института-комиссии появился комментарий, что институт-комиссия не будет “окунать пальцы” (польское выражение) в дешёвые потуги русских использовать Катынь для прикрытия человеконенавистнической политики фашистского режима Путина.
.......Прошло меньше месяца, наступило 70-летие Дня Победы. Я бывала в Кракове, знаю место, где стоял снесенный памятник маршалу Коневу, а по рассказам знаю, что на его месте люди ко Дню Победы по сей день кладут цветы, С недавних пор новая польская полит-корректность установила, что в Польше слова “День Победы” боле неприменимы, следует говорить только “день окончания второй мировой войны”. То есть новая демократическая Польша больше не относит себя к победившей антигитлеровской коалиции. Вечером 9 мая на месте уже свыше двадцати лет пустующего основания памятника выступил, ногами на лежащих цветах, дуэт песни и пляски “Демократия радужная” в составе семьи мужчина-мужчина: под рок-гитару и динамик от аккумулятора была, в частности, исполнена песня, как маршал Конев после начала его оккупации Кракова втихоря занимался онанизмом, иначе мудрый солнце-Сталин расстрелял бы его, если бы тот участвовал в массовых изнасилованиях русских быдлом краковских женщин.
.......Так сложилось, что именно соединения маршала Ивана Степановича Конева своим наступлением ранее первоначально намеченного срока спасли Краков от разрушения в масштабе варшавского и, развивая инициативу, не допустили разрушения значительно более важной для страны инфраструктуры промышленной Верхней Силезии.
.......Поэтому я считаю, что изображение советских воинов, входящих строем в краковский Старый город, как насупленных угрюмых монголоидов, имеет явную идеологическую направленность в духе актуального заказа. Равно как изображение в фильме о Катыни, в котором ни единым намёком ничего нет о жертвах Катыни из состава русских и других народов тогдашнего СССР, лежащих в катынской земле, только в два с половиной раза большим числом, чем лежащие там польские жертвы, - изображение в этом фильме, что все видимые в нём положительные жители Кракова в первые дни и недели его освобождения от гитлеровцев ничем другим не живут, как осуждением катынского убиения, а только-только вернувшийся в родной город молодой польский офицер, переживший войну, узнав о том, кто виноват в Катыни, сразу застрелился, - это я оцениваю, как чрезмерный вымысел, при всём более чем несомненном моём уважении к памяти жертв сталинских репрессий в отношении всех пострадавших от них народов.
.......Я надеюсь, что мои длинные комментарии не чересчур надоедливы.

Reply

stanislav_spb July 25 2015, 13:35:00 UTC
Спасибо за ваш ответ.
Я согласен с тем, что проведение пошлых и провокационных "концертов" на месте памятника маршалу Коневу в Кракове - является недостойным и демагогическим поступком, унижающим польский народ и польскую культуру.

И спасибо за рассказ про историко-краеведческий маршрут "Козельск-Смоленск" в апреле 2015 года - я не знал об этом мероприятии.
Возможно, что о нем подробнее напишут в новом (за этот год) выпуске "Вестника Катынского мемориала".

Reply

halszka_grodno July 27 2015, 09:23:26 UTC
.......А я не знала, что существует такой вестник. Я всего лишь раз была в Катынском мемориальном комплексе, как сопровождающий руководитель-переводчик польской группы. Так же один раз я была в Козельске - но это была поездка, организованная Гродненскими экуменическими встречами, Гродно - Минск - Оптина пустынь - Новосаратовка под Петербургом. Оптина пустынь находится рядом с Козельском, двадцать минут на автобусе, я ходила смотреть железнодорожную станцию. А сам монастырь, из которого в советское время братия была изгнана, в 1939-1940 годах использовался, как лагерь для польских пленных.
.......В апреле 2015 года по маршруту Козельск - Смоленск - Катынь проехало в сумме четыре человека: двое из Петербурга и двое из Минска. Единственный прямой поезд дальнего следования проходит от Козельска до Смоленска ночью, и коллеги ехали в сумме два дня с двумя пересадками на местных пригородных поездах, останавливаясь по маршруту для осмотра и ночлега. Мероприятие провела просто группа друзей. Моей ролью был контакт с варшавским Институтом народной памяти - Комиссией по расследованию преступлений против польского народа, к сожалению неудачный.

Reply

stanislav_spb July 27 2015, 10:19:48 UTC
«Вестник Катынского мемориала» - это ежегодный сборник, выпускаемый сотрудниками и членами общественного совета Государственного мемориального комплекса «Катынь».
Цель издателей - распространение достоверной исторической информации о катынской трагедии и привлечение внимания к ней широкой общественности. (из вступительной статьи к первому выпуску сборника).
«Вестник Катынского мемориала» выпускается с 2002 года. Вышло 14 выпусков.
В сборниках ВКМ печатаются различные материалы: хроника событий мемориала «Катынь» за истекший год, исторические статьи о "катынском расстреле", о раскулачивании и о репрессиях в Смоленской области в 1930-х годах, воспоминания местных жителей, документы.

Вы пишете, что были в монастыре "Оптина пустынь" под Козельском, в котором в 1939-1940 гг. располагался лагерь польских военнопленных, расстрелянных в Катынском лесу.
Моя жена совсем недавно побывала в другом монастыре - "Нилова пустынь" (Нило-Столобенский монастырь) на озере Селигер. В этом монастыре размещался Осташковский лагерь польских военнопленных, расстрелянных в Калинине и захороненных под Медным. На территории монастыря установлены мемориальные доски с текстом на польском и русском языках в память о находившихся там польских военнопленных.

Reply

halszka_grodno July 27 2015, 10:39:44 UTC
Спасибо - за информацию и фотографию. Я не слежу постоянно за катынской тематикой. Знаю, конечно, про мрачную историческую пару Осташков-Медное, аналогичную паре Козельск-Катынь. Третья, Старобельск-Пятихатки, находится на Украине, там я не была, но знакома с фотографиями. В Оптиной пустыни я не видела памятных знаков лагерю польских пленных. О нём упомянуто в путеводителе. Наш экскурсовод достаточно много мне рассказывал по этой теме, отвечая на мои вопросы. До этого я знала, что лагерь был в Козельске, но не знала, что на территории Оптиной пустыни. Там, насколько я могла понять - я уже упоминала об этом, - тяжёлой неожиданностью для экскурсоводов и сотрудников краеведческого музея было, прошу прощения, спесивое на национально-политической основе поведение польской группы, приехавшей лет двенадцать тому назад делать эскизные съёмки, как справочный материал для планируемого тогда художественного фильма Анджея Вайды "Катынь".

Reply

stanislav_spb July 27 2015, 10:49:28 UTC

 

Янина Антонина Левандовская (22 апреля 1908 - апрель 1940) - польская планеристка и лётчица-любительница, единственная женщина - жертва Катынского расстрела.

Reply

halszka_grodno July 27 2015, 11:36:14 UTC
Вечная им всем память!

Reply


Leave a comment

Up