Исихазм: да будет Свет!

Jan 07, 2021 20:21



Как стать подобным Иисусу Христу? Что такое Фаворский свет? И в кого можно превратиться, если не молиться? В Неделю Григория Паламы поговорим о том, как с помощью простых слов можно измениться и стать ближе к Богу.
Иисусова молитва

Нет ничего слаще для души христианина, чем имя Бога на устах. Со времен Макария Египетского православным людям открыто сокровище одной из самых текстуально короткой молитвы и одновременно самой глубокой, за простой формулой скрывается бесконечная теплота невидимого Божественного Света.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».


“Преображение Господне”, П.А. Сведомский
Как многие и шедевры формул обращения к Богу, Иисусова молитва родилась в среде монашества, самой пассионарной, свободномыслящей и живой части христианства в древности. Искавшие уединения с Творцом отшельники покидали общество, селились в безлюдных пустошах и сосредотачивали все мысли на собственной душе и возможности восстановления ее связи с Господом.

В Евангелии можно встретить несколько мест, в которых герои страниц о земной жизни Иисуса Христа просят Его о помиловании, то есть разрешении их тяжелых жизненных ситуаций. Например, о помощи Богочеловека просил слепой Вартимей:

«Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!»
(Мк. 10:47)

Слепой прозрел. Ему помогла вера, то есть убежденность в Божественности Христа и твердая надежда на помощь Бога.

Иисусова молитва легла в основу православной аскетики, став способом разговора с Богом, просьбой очиститься от несовершенства грехов и возможности видеть нетварный Фаворский свет. Аскетикой называлось сознательное ограничение себя от «сокровищ» бренного мира при повышенной самодисциплине. Посты, молитвы, изучение священных книг, борьба с самим собой и прочие практики аскезы не были самоцелью, но лишь способом достижения единства с Богом. Думать, что средства являются целью - было бы ошибкой. И значительную часть времени подвижников древности занимала Иисусова молитву, которую, как правило, совершали про себя, но по определенным правилам.

Предполагалось, что через молитву христианин может достигнуть возможности видеть нематериальный Божественный Свет, который озарял очистившегося от грехов человека. Сияние, которое увидели в свое время апостолы на горе Фавор, исходившее от Христа, было визуальным отражением человеческой природы, преображенной в Божественную. Движение практиков Иисусовой молитвы, в рядах которого к Средневековью состояли и монахи, и миряне, получило название исихазма, дословного переводимого на русский язык с греческого как тишина и уединение.
Исихазм на Руси

В XIV веке исихазм из Византии, где он стал особо популярен, приходит и на Русь. Культура «Великого молчания», как называют средневековое церковное искусство русского народа, несомненно, обязана своим духом исихазму. Желание воцерковить пространство жизни, создать из государства храм и одновременно посвятить себе молчаливому уединению серьезно повлияли на мировоззрение целой нации.

Исихастами были и Сергий Радонежский, и Андрей Рублев, и многие подвижники и самые обычные жители Руси.


“Отрок Варфоломей”, Нестеров М.
Практика Иисусовой молитвы глубоко проникла в народное сознание, став обыденной практикой и для иноков, и для мирян. «Духовным мечом», с помощью которого совершалась молитва, стала лестовка, символичное и практичное творение русского религиозного ума. В книге «Цветник» священноинока Досифея описано, с каким усердием следует совершать исихастскую практику:

«Молитву… Иисусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь. Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и предваряя всякое дело, прилагай старания».

В древнерусских уставах сохранены указания о том, как человек по нужде или желанию может отмаливать частично или полностью суточный круг богослужения при помощи поклонов с произнесением слов Иисусовой молитвы:
  • За вечерню: триста поклонов.
  • За немифон: триста поклонов.
  • За павечерницу: двести поклонов.
  • За полунощницу: триста поклонов.
  • За утреню: семь сот поклонов.
  • За первый час: сто пятьдесят поклонов.
  • За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.

Иисусова молитва требует от человека повышенного внимания. Необходимо слышать произносимые в уме слова и сосредотачиваться на них. А произносить молитву нужно еще и с сердцем. Ведь наш разговор с Богом всегда должен быть честным, искренним и от души.
Светлая мерность

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется
(Деян.2:21)

На нас медленно и неизбежно надвигается финал земной жизни. Кого-то мысли о нем страшат и приводят в отчаяние, а кого-то бодрят и воодушевляют. Христианин ждет встречи с Богом, лицом к лицу, хотя уже сейчас вполне явно ощущает Его теплое и светлое присутствие совсем рядом.

Царство Небесное - не «второй этаж», а вполне осязаемая реальность, которая начинается здесь и сейчас. Мир вечного счастья находится, по слову Христа, внутри нас. Нам дана возможность сегодня сделать выбор в пользу настоящей жизни. Мы можем стать совершенными, такими, как Господь.


Павел Рыженко “И душа успокоится…”
Вдумаемся, что держит нас в этой реальности, когда по ту сторону материального мира скрывается таинственное, но бесконечное пространство Альфы и Омеги, Божественного Космоса? Мы похожи на астронавтов, каждый из которых по-своему готовиться к полету в неизведанное. Кому-то это, очевидно, не нужно.

Жизнь пытается не позволить нам взлететь. У нее свои планы, ей нужны кадры для обеспечения «движухи» среди людей ежесекундно. Суета съедает человека, и однажды, расставшись с физической оболочкой, его душа будет горько сожалеть о «бесцельно потраченных годах». Жизнь просто пытается нас использовать, а мы просто ведемся. Мы перестаем слышать голос внутри нас. Голос Бога.

Под солнцем ничего нового, и тысячу, и две тысячи лет назад человек задавался одними и теми же «проклятыми вопросами». Христиане всегда искали «лайфхаки», как спасти свою душу от Молоха бренного мира. И они нашли ответ: Иисусова молитва. Протереть покрытую пылью суеты лампу души помогают призывы Бога. Каждое произнесение священного Имени озаряет нашу душу светом и теплом. Так раздаются ответы Христа на наши призывы.

Мы призваны к непрестанной молитве. Но почему-то вместо первого дела веры мы находим себе оправдание в делах второстепенных, забывая, что молитва как воздух нужна нашей душе. Без нее мы задохнемся и станем живыми трупами, духовными зомби. Призывая имя Божье, нам открываются безграничные глубины духовного света. Мы приближаемся к Тому, Кто создал нас

Владимир Басенков 25.03.2019

Previous post Next post
Up