АВВАКУМ ПАНКА. 50 ЛЕТ ЛЕТОВУ. (2014)

Aug 23, 2021 12:49


Помню как в 1993 меня вскрыло интервью Летова в «Советской России» где призывал бороться за будущее, которое хоть и спряталось, все по прежнему живет и просит от нас осуществления: « На смену коммунистическому мироустройству рабочих и крестьян и «демократическому» режиму трусов и подонков придет наконец яростная цивилизация ГЕРОЕВ. Пламенная цивилизация ХУДОЖНИКОВ, ТВОРЦОВ, ПОЭТОВ. Вавилон падает. Западная система выдохлась». Нифигасе - подумал я. Оптимистично как. Дело было вскоре после позорного и кровавого расстрела Белого Дома.


Хотелось согласиться с реальностью, позволяющей виртуальность: параллельное существании страны, где строят коммунизм и делу левому верны. В Ленинских горах, где закричал и умер тот кому не нужен бог в морозных небесах. Ведь каждый человек живет дважды - один раз на самом деле, другой в воображении. Летов немногий кто может дать это почувствовать. В 1993 году хотелось спрятаться, уйти в незанятую лакуну, из крезовой благодати да в андеграунд. Пространств , для построение моделей будущего, маленких но удаленьких мирков, которыми в силу придуманнсти удобно было бы управлять. Зона утопии, такая привлекательная, и очевидная для тех кто тоже «хочет уйти из зоопарка».




Все что говорил и делал Летов подкупало страшной ересью, которая все-таки в какой-то не похожей на себя форме осуществилась лишь в Донбассе. Монетка упала третьей стороной. Винтовка это праздник все летит в пизду. Реванш-93. Current 93. Важно помнить выступление Летова на похоронах Башлачева. Он тогда издал кристалически чистую еретическую ноту: «из за таких снобов как Артем Троицкий и прочих эстетов весь наш рок превратился в такую жопу». Ересиарх Летов мистически защитил андеграунд от того что позже стало «Нашим радио».Это выступление на похоронах Башлачова установил антагонизм андеграунад - автономизм в духе самого крепкой ортодоксии, в духе старообрядческого еретизма: «Я не поеду на нашествие» - угорает бешенная бабка из «Христа Спасителя и Матери Святой земли». И правильно делаешь, что угораешь, хочется сказать. Именно так и положено ересиархом Егором на веки вечные. Все говно "из за таких как Артем Троицкий" и никаких компромиссов. У них своя реальность у нас своя. Нам аввакумам никонианцы не указ.


СССР был идеологическим государством, экстремистким а Егор Летов остается его почетным и вечным экстремистом. Духовным окормителем нашего Древнего Рима, того самого с твердой маскулатурой и неистребимым мавзолеем, как говорит Лимонов. Подобно древнерусскому юродивому могущего пожрать все мясо блудливо смеяся. Но Летов в мавзолей не хочет. У него по другому, по юродски, или (сибирский вариант) по- шамански. Сохранился его словесный автопортрет, напоминающий описание инсталяции: «Я - это огромное количество очень конкретных частных представлений о том, как оно все есть. Они выглядят как ворох грязного тряпья, какой-то одежды, каких-то салфеток, разноцветные тряпочки, разноцветные стеклышки…». Это он себя подросткового вспоминал. Не зря кстати, - он из немногих которые умеют войти в подростковое. Как Воннегуту и Селинджержеру попасть на полку рядом с постерами. Летову удалось создать миры которые с одной стороны были бы сродны подростковому сознанию, но при этом достаточно сложны, формирует антисистемное мышление.

Дугин неплохо это описывает: «музыка и поэзия Летова на самом деле представляют собой глубочайшее интеллектуальное послание, которое даже в своем наиболее поверхностном аспекте апеллирует к культурным явлениям, известным лишь профессионалам и элите. Аллюзиями на фильмы Копполы, Герцога, Фасбиндера и Вендерса, на тексты Германа Гессе, Беккета, Мамлеева, Андреева, Сент-Экзюпери и Арто, на политические доктрины Бакунина, Сореля и Прудона, на дзэн-буддизм, магические учения и т.д. - всем этим полны песни Летова. И одновременно именно они заучиваются ребятами 12-14 лет, которые живут в мире «Гражданской Обороны» как в психоделической цитадели, противопоставленной внешнему миру, где сменяют друг друга в калейдоскопическом ритме режимы и системы, политики и партии, оставаясь в сущности одним и тем же - отчужденной Системой, безжизненной и бескровной».Во всем этом ужасно важно личное. Я помню как узнал Летова. Все по-честному. Москва, 1989 год, был подростком. «Насрать на свое лицо» - эта песня запомнилась мне больше всего по сборнику который мне записал мой школьный товарищ Петя Пягай. Владимир Буш, рокер из Красноярска позже рассказывал рассказывал как примерно в то же время понял, что Летов крут. После совместного концерта он увидел с каким остервенением поклонники поют про «Насрать на мое лицо». Потом «Русское поле экспериментов», был с песней о том как на бойне умертвили бычка. Его пел мой сосед Андрюха - единственный из соседей кто жив. Троих других ровестников-соседей наркота и бухло забрали. «Я - один» - как поет свердловский Бурдин. Один из немногих настоящих кстати. Из доживших несмотря ни на что.



«Мы уйдем из зоопарка». Незлая песня, явно до психаря написанная, но солнечная, чистая. Типа в 83 например даже, когда Игорю Федоровичу, получается, всего лишь 19 было. Без этой песни мои школьные воспоминания сразу же лишаются саундрека. Позже я сделал роад-муви по мотивам этой песни. Два парня ушли из зоопарка, но явно не до конца, как и все что последует. Летов это конечно же золотой век русского рока. Дальше может быть серебрянный, бронзовый, железный.

Монтировал фильм про депрессивный Ржев в 2008. Использовал гробовские песни записанные 87. Получилось что-то вроде индивидуального варианта «Попс». Постоянно слушал его на магнитоле таксиста Саши, моего соратника по группе «бомбилы». Таким образом поехали в Ржев, где разговаривали с друг другом и горожанами под музыку Летова. Казалось что мы нашли универсальную точку российской заброшенности, то место где начанаешь понимать, что значит «аршином большим не измерить». Пока фильм «Ржевская оттепель» монтировался, Летов умер. Сложно было домонтировать - этот фильм стал эпитафией.



Интересно общаться с теми кто видел Летова вживую. Некоторые воспоминания как будто бы материал для жанровых картин. Ну например рассказа Фредди из Ижевска о том, что в 1986 году Летов ходил со значком «красное сопротивление». Резистор себе красный приделывал к воротнику и ходил.Омский художник, Дамир Муратов, вспоминает как встретил однажды Егора Летова на Московском вокзале в Питере. Тот был с Янкой и барабанщиком из Тюмени. Летов позвал земляков на концерт. На концерте Мурат почти ничего не понял, т.к. до них с другом докопались какие-то панки. Общался с Летовым через кассеты. После альбома Прыг-Скок признал в нем героя. Стать следить за всем что новое, очень любит последние альбомы. Последние особенно любит.Дамир Муратов, потомок сибирских ханов, немного шаман. С радостью признает в Летове своего. Говорит, что он пифий. То же самое, что пифия, только не женского рода, а . Такое жонглирование полами забавно, отсылает к Евангелию от Фомы, очень важному источнику для еретиков - ведь этот апокриф едва не стал одним из евангелий и наиболее близок к тексту который был в основе всех других, даже чем другие апокрифы. Это наука доказала, если верить Википедии. Так вот, в евангелии от Фомы сказано:когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной… тогда вы войдете в царствие небесное.



Еретизм Летова хорош тем что он красный, левый, мощный, раскалывающий душу и, поражающий воображение. Подобный тому, что Бунин писал в окаянных днях: - Черти, откуда в них столько энергии: клубы, расстрелы, хороводы, съезды, продразвёрстка, конфискация имущества, коммуналки, красные тряпки, реформа орфографии, спорт… Чёрт возьми, ну откуда в эти анафемские черепа попал СПОРТ!
Французский маоист Бадью подмечал этот безумный активизм радикальных сект. Восхищался безудержной энергией первых христиан, видел в них пример чистого активизма готового зажигать огни. В летовской музыке это есть. Он обуздал нашу религию, отнял ее у попа и подарил подростку. Не бывает атеистов в окопе под дождем. Егору Летову удалось создать странный сплав религиозной культуры и шаманизма, каким-то образом умудрившись запихать все это в общем-то пустую форму западной рок-музыки, а полученное положить в советский скафандр, капсулу времени, типа той чтобы откопали пионеры стремящиеся написать в будущее. Рок отмирает, прекрасное далекое нет,
Летов живет вечно. Причем живет уже только в том мире что воображаемом, тот второй который нам дан для обретения бессмертия.
О Егоре Летове нужно много говорить и писать - он очень сильно привязан к нам и как бы интуитивно понятен, но он всегда окажется глубже. Он всегда есть что-то еще что мы о нем не знаем. Он настолько глубоко укоренился что всегда здесь. И в политике и в культуре и вообще вечно живой. Как живы жертвы колчаковского террора изображенные на омском мемориале в центре города. Без которых Омск непредставим, как и без отшельника Летова. Нашего ерисиарха, Аввакума панк-рока.

Егор Летов, Гражданская Оборона, Мои заметки, Мои реакции на культурные события

Previous post Next post
Up