Пссс! Парень, не хочешь немного Фейерабенда?

Jun 03, 2014 20:37

С каким-то ехидным любопытством сейчас вспоминанию, что почти год назад я была уверена, что прощаюсь с университетом. Было грустно - кто был тогда со мной в жизни или здесь, помнит. Но была и своя нотка хорошего - больше никаких экзаменов, с кошмарами в ночь на, с тошнотой и тахикардией до самого объявления оценки.

Когда мне позвонили и сказали, что за день до прекращения подачи документов в аспирантуру появилось второе бюджетное место, и что глава кафедры и ректор истфака решили предложить его мне, я... даже не знаю. Всю учебу я проводила где-то в тени от большинства преподавателей, на семинарах не выступала, один раз меня научник, правда, добровольно-принудительно таки выпихнул на конференцию, где меня внезапно особо отметили. А, да, ещё я всегда с большим опозданием сдавала (и сдаю) самостоятельные домашние работы, за что на меня, кстати, однажды очень сильно прогневался тот самый будущий ректор. В общем, я была удивлена. И взвинчена - в августе были все три вступительных экзамена, и первый был всего через неделю. Но мне сказали... нет, я сама прекрасно понимала, что такое - оно раз в жизни - и что надо вгрызться, вцепиться, сдохнуть от страха и перенапряжения - но, блин, сдать их все. И сдать так, чтобы те, кто в меня поверил, ни разу не разочаровались.

Ну, тогда я сдала. А потом где-то через месяц узнала, что в конце учебного года мы сдаем два экзамена на кандидатский минимум - иностранный и философию науки. Но, вы же понимаете, да? Вчерашняя студентка и цеееелый гооооод впереди. Я, кстати, ещё и самой ответственной в группе оказалась - в мае только у меня на руках были конспекты по ФН - остальные просто забили ездить к социологам, где читались лекции. А я, когда приходила туда раз в неделю по вечерам, едва не подвизгивала от счастья - я уже успела подзабыть, каково это - быть учащимся, а не преподавателем. Это так круто! Сиди слушай, вникай, пиши! Не надо напрягать мозги, думая, как бы это всё поудобнее сформулировать и подать, не надо никого успокаивать, не надо садить голос... Ляпота! Я даже в порыве чуйств несколько лекций разрисовывала парту, наслаждаясь свободой.

Но да в мае к нам всем пришел пушистый чёрт с ведром гвоздей. Ситуация была пикантна ещё и тем, что нашему потоку как всегда везло, и в наш первый год неизвестный мне по имени университетский орган, ведающий делами аспирантуры, куда-то сгинул. Наверно, и к  этому приложила копытце новая ректор ЮФУ. В общем, когда будут экзамены, никто не знал, пока я как-то не написала нашей преподавательнице иностранного на мыло с каким-то личным вопросом, а она мне так - приходи на консультацию! А я сижу перед монитором и - ....OH SH~

Ну, про философию науки я узнала тогда же, за две недели. Но. Но! Но это не помешало мне большую часть этого времени благополучно пролюбить за книжками, играми и планшетиком, отходя от английского. Есть у меня такая привычка: что-то у меня перегорает, когда я сдаю экзамен или зачет - мне какое-то время после него надо не делать ничего, что хоть как-то напрягает мозг. И в этот раз такой отходняк растянулся настолько, что я начала готовиться за пять дней. К философии науки. Пять дней. О, как я себя ненавидела.

Билет у нас состоял из трёх вопросов - общего по философии науки, специального (в нашем случае - исторического) и обсуждения одной из философских работ, которые мы за год должны были прочитать и разобрать на семинарах. Последнее, как кто-то ванганул из нашей группы ещё зимой, мы почти к маю забыли. Потому что, ох уж этот Фейерабенд, Конт, Кант и философы, шпарящие в позднее Новое и Новейшее время! Ну почему, почему, мне вас читать было тяжелее, чем Бэкона из его XVII века?!

Накануне экзамена боялись все. Ну, в смысле, я и ещё четверо человек, которые периодически истерили в нашем чатике вконтакте. Господи, как хорошо, что комиссия его не читала, иначе нас бы даже на порог аудитории не пустили, ибо... Ну, в общем, наш чатик тех дней трудно описать, хотя я думала, что повидала всякое. Содом, Гоморра, поиск сокращенных содержаний работ, флуд, флирт,  внезапные откровенные фотки на моцике, и ещё много всякого. Ах да, ещё я накануне экзамена внезапно ощутила просто непреодолимое желание дочитать "Лираэль" и, в общем, начала готовиться только где-то ближе к ужину.

Поэтому, когда я с опозданием (хоть что-то не меняется в этой жизни) пришла на экзамен, я уже распрощалась со своей гордостью. Но тут! Мне повезло, мне фартануло! Ибо:

1. "Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности"
2. "Неклассические модели исторической науки: "история повседневности", "история ментальности", "микроистория".
3. М. М. Бахтин. "Формы времени и хронотопа в романе".

Йей! Я знала их! Это были как раз те вопросы, о которых я могу очень вольно трепаться со ссылками на работы авторов которые не пишут как мать его некоторые не будем показывать пальцем но это Поппер.

И "йей!" ещё раз! Третий вопрос, источник, я знала лучше всего! Да чёрт, я во всех своих курсовых за шесть лет так или иначе касалась хронотопа и его вариаций, особенно в разных эпохах Средневековья, так что тут мой фонтан смогла закрыть только одна женщина из комиссии, которая не просто крута, а суперстар в философии, и я её замечания до Бахтина слушала как бандерлог Каа, но... В общем, меня куда-то понесло, я начала рассуждать насчет вопроса, который меня так-то давно тревожит - о дуальности средневекового хронотопа ("горизонтальный" в рыцарских романах и "вертикальный" - в повседневности), а она меня такая раз - спрашивает:
- А кто написал про Тристана и Изольду (я до этого привела их в качестве примера "горизонтального" хронотопа)?
- Ну... (вспоминаю свою бакалаврскую "Кельтские корни в романах о Тристане и Изольде") Сначала предания о них начали собирать и записывать, среди прочих, ирландские монахи...
- Какие ирландские монахи?! Мария Французская (тут я смутно помню, о чем она говорила дальше, потому что: а) меня бесцеремонно перебили; б) меня бесцеремонно перебили, когда я раскрывала вопрос, который является моей первой научной специальностью; в) она в качестве примера назвала ТиИ Марии Французской - которая отошла дальше всех прочих "пересказов" британской легенды).

В общем, потом она стала мне рассказывать про средневековых феодалов, которые чуть ли не клали на христианство, потому что они - не чернь (тут я опять вылетела в астрал и поняла, что если я хочу нормальную оценку, нужно сейчас захлопнуться и только кивать. Пусть эта женщина и делает мне как медиевисту плохо, смешно и больно).

Но в итоге мы все, все восемь человек, сделали это! И я дышу свободно и довольно с двумя "5", но как-то стрёмно мне писать про то, что это - мои последние экзамены в универе. Ага, ага, Хальдерзор тоже думала, пока в аспирантуру не попала.

Ну и оставлю тут картинку, которая стала, без преувеличения, отражением нашей единой групповой мысли, единого душевного крика, звучавшего в наших сердцах во время подготовки к философии науки:


житие мое, рабоче-учебное

Previous post Next post
Up