Apr 02, 2021 15:21
Дочитала "Дворянское гнездо".
Конечно, я его когда-то читала, но счастливым образом ничего не помнила, так что все как в первый раз.
У меня сложилось впечатление, что Лиза в монастырь ушла вовсе не из-за несчастной любви, а по совокупности причин, и Лаврецкий не был единственной причиной. Вообще обычно читатель склонен верить тому, что говорят герои (даже когда герои врут, как врет, например, Печорин), - а тут почему-то пропускают мимо ушей слова Лизы о том, что земное счастье не для нее, что она это всегда заранее знала. Лиза говорит о себе чистую правду и как раз ее надо слушать.
У Тургенева, может быть, сильнее, чем у кого бы то ни было, звучит эта тема - единственного шанса. Жизнь страшно, невероятно коротка в 19 веке. 45 лет - уже старость, все уже кончено. К этому возрасту ты или потасканный холостяк, или забавный стареющий муженек любящей женушки. Второй шанс, начать сначала - это не про них. Человек той эпохи должен сразу удачно найти себе партнера для своей единственной короткой жизни. Мы так живем, что у нас не одна жизнь, а несколько, а там на жизнь-то с ее страстью, бурной радостью, рождением детей, дается лет 15. Там не так. Там с первого раза нужно попасть в десятку, ну в девятку. Промазал - все, второго шанса нет. Лаврецкий со своим браком промазал. Вторая его ошибка, его преступление, как он иногда ощущает, - он попытался взять второй шанс. Втянул в это Лизу. Лиза сразу поняла: осечка - это конец, повторять нельзя, поэтому задействуем план А - монастырь.
Я как-то очень остро ощутила, насколько быстротечна и страшна эта единственная жизнь у персонажей Тургенева. Она страшна даже не быстротечностью - можно и долго жить, как многие его старики в романах, - а вот этой неповторимостью, единственностью каждого шага.
Читательский дневник