Шейх Брейк

Apr 14, 2009 22:48



В начале 20-х годов несколько десятков армянских семей, бежавших из Турции, перебрались через Сирию в Ливан. Там их нанял обрабатывать свои угодья богатый ливанский землевладелец Антон Хамада. Он поселил их на своих землях неподалеку от Хайфы, а точнее в километре от поселения Атлит на скальном участке рядом с могилой мусульманского шейха по имени Брейк (по другим данным - шейх Брак, Абрек или Ибрик). В 1948 году Хамада бежал из Палестины, так что земли его перешли государству. Армянская колония продолжала существовать здесь вплоть до 1979 года. Ее обитатели работали в соседнем киббуце Неве-Ям, в поселке была школа и даже своя маленькая церковь, куда приезжал священник из Иерусалима крестить и венчать. Поскольку официально прав на землю у армян не было никаких, а бороться за свои права они не знали как да и просто опасались, государство хоть и не пыталось выселить армян, но и ничем не способствовало их проживанию в этих местах. В поселок так и не провели электричество(!) и не проложили нормальную дорогу. В 1979 году, после того как жителям поселка предложили денежную компенсацию за то, что они оставят поселок, они перехали в обычные городские квартиры в Хайфе. А на следующий день бульдозерами поселок был снесен с лица земли.
Я случайно узнал об этой истории и, будучи несколько дней назад в Хайфе, решил посетить Шейх Брейк. Поскольку о местонахождении поселка я имел очень приблизительное понятие, я сначала заехал в соседний Неве-Ям. Тут мне повезло. Какой-то местный житель как раз заводил машину и любезно вызвался меня проводить до места, а без него я, может, и не справился бы. Мы пересекли по мосту "береговое" шоссе и проехали еще немного по грунтовой дороге. Первым делом мой провожатый показал мне две могилы. Очевидно за ними приходят ухаживать, иначе все давно заросло бы травой.




Он рассказал, что в детстве проводил здесь много времени, у него был приятель-армянин из поселка. Об обитателях деревни помнит совсем мало, он был ребенком, когда они уехали.
- Армяне были как мы и мы жили вместе. Мы играли с их детьми, они говорили на иврите. Осенью здесь все кактусы усыпаны очень сладкими плодами, все красное от плодов "сабр". Мы в детстве приходили сюда собирать их.


Могила шейха, внутри довольно новый кафельный пол и аккуратный проволочный забор вокруг, это меня удивило. Кто бы это мог за ней сейчас ухаживать?


- А чем армяне занимались?
- А, на дикобразов охотились.
- А сельским хозяйством?
- Может быть, не помню.
Он показал два древних колодца-водосборника, которыми пользовались до последнего времени.


Мой провожатый распросил, кто я и откуда, и ему тоже было любопытно, что я знаю про это место, и отправился по своим делам. А я остался еще побродить и поснимать.





Известняковые скалы с многочисленными древними вырубками, в частности с "многокамерными" захоронениями, видимо, времен Второго храма (археологи, поправьте!). В одной из таких пещер я потревожил целую компанию летучих мышей, которые стали истерично метаться из угла в угол(одна из них попала в кадр).





Жители поселка использовали эти пещеры как погреба, тем более, что холодильников у них быть не могло.Один из двух частично уцелевших домов был пристроен вплотную к такой пещере.



Еще немного археологии - вырубленная в известняке могила. Там весь холм как учебное пособие.


И вот все, что осталось после сноса.






PS Поступил апдейт от археолога
кухим - второй храм, поздний эллинистический - ранний римский периоды.
а высеченный cist grave, скорее сего, позднеримский или визнатийский.

israel, travel, armenia, фотки

Previous post Next post
Up