Окончание
ЧАСТЬ 5
Краткое содержание предыдущих серий:
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4 115 Нью-Йорк. Мировой Торговый Центр (разрушен)
Небоскрёб, как современный Мир - настолько огромен, что любой декор на его теле будет смотреться просто неуместно. И в сути своей, и во внешнем проявлении он настолько же бесформен, насколько бессмыслен: ведь трудно представить, чтобы была какая-то разумная необходимость в строительстве здания в несколько сотен этажей!
116 Дубай. Бурдж Халифа
Нет! Небоскрёб - не творение разумной воли человека, как, быть может, кто-то считает. Небоскрёб - это порождение некой безличной природной силы, подчиняющей своей воле строителей, архитекторов, заказчиков и, вероятно, также земельных спекулянтов. Эту силу можно называть как угодно: «Гидра Империализма», или быть может «Коллективное Бессознательное»… или как-нибудь ещё. Но несомненно в этой силе есть нечто зловещее.
117 Боллинген. «Башня» Юнга
В этой связи опять вспоминается Юнг с его башней. Однажды старый профессор совершенно случайно совершил ужасное открытие. Об этом Юнг повествует в своих мемуарах. Заночевав один в своей новопостроенной башне, во сне он вдруг почувствовал чьё-то присутствие: как будто «маленькие люди» собрались вокруг башни с шумом и песнями. Наутро Юнг расспросил старожилов и узнал, что то, что с ним случилось - не простой плод его сонных фантазий. Это духи умерших швейцарских кнехтов, в изобилии удобрявших земли около Цюрихского озера, собрались вокруг башни. Устроив раскопки возле башни, Юнг действительно обнаружил там какие-то древние кости и остатки оружия. По словам местных, такое уже неоднократно случалось и раньше, причём для «привлечения» душ умерших обязательно требовалась возвышающаяся над окружающими постройка вертикальной формы.
118 Пиранези: Надгробие «La Conocchia» в Капуе.
119 Мк’Ким Мид & Уайт: Нью-Йорк. Завершение Муниципального Здания
Таким образом, эта фаллическая символика выявляет таинственную связь между башней, небоскрёбом и надгробным памятником, с древних времён имевшим башнеобразную форму. Вспомнить хотя бы знаменитые Древнеримские надгробия, которые вдохновляли американских строителей небоскрёбов.
120 Пагоды кладбища в Шао Линь
Или китайский прообраз небоскрёба - пагоду, - изначально имевшую значение надгробного памятника.
121 Арлингтонское Кладбище
Город же, целиком застроенный пагодами-небоскрёбами, естественно вызывает ассоциации с кладбищем. Но подобно тому, как американские кладбища отличаются унылым однообразием, так и на всех бесчисленных небоскрёбах лежит какая-то особенная печать безличия.
122 Нйю-Йорк. «Стадо» небоскрёбов
Эти гигантские здания совершенно не имеют никакого человеческого образа. Даже не смотря на то, что наиболее знаменитые из них и славятся какой-нибудь запоминающейся приметой (вроде серебристого шпиля Chrysler Building), при взгляде издалека - а другого взгляда эти сооружения не предполагают - все они кажутся на одно лицо.
123 Нью-Йорк. Найди свой небоскрёб: Крайслер-Билдинг, Липстик-Билдинг
Да и характер этих «примет» скорее напоминает метки или клейма на коровьих тушах в огромном стаде - чтобы легче было отыскать свою.
124 Манхэттен: «Корона»
Точно также и современные города, копируя нынешнюю «столицу мира», Нью Йорк, становятся всё более похожими друг на друга. В своё время Герберт Уэллс сказал про знаменитый Манхэттенский силуэт, что это «самая необычная корона, которую когда-либо носил какой-нибудь город».
125 Гонконг. Бесчисленные небоскрёбы
С тех пор прошло почти сто лет: и теперь любая деревня нахлобучивает на себя тот же блестящий металлическим блеском карнавальный колпак. Коварная «глобализация» стирает всякие различия. И Сайгон уже не отличишь от Сиэтла, а Москву и Петербург, видимо, скоро можно будет легко спутать с их заштатными Американскими двойниками.
126 «поляна»
В этой одинаковости как будто заключена какая-то зловещая магия: Подобно тому, как бесконечное механистическое повторение одного мотива превращает его в орнаментальный раппорт, так же и бессмысленный рост одинаковых, как грибы, городов делает их частями какой-то Мировой грибной поляны - некоего якобы единого ансамбля, лишённого, в то же время, внутренней целостности и смысла.
127 Гонконг. Небоскрёб-орнамент
Но вспомним, что и сам орнамент обладает неким магическим свойством. Это свойство - и заключается в самой его повторяемости. Как известно, ритмическая повторяемость оказывает на психику ярко выраженное суггестивное воздействие. То есть буквально: повторяя некое ритмическое действие, мы сами побуждаем себя повторять его снова и снова. Это воздействие, как пишет Юнг, напрямую связано с влиянием Архетипов Коллективного Бессознательного. «…Архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем, они эмпирически выступают, как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. … Архетип всегда несёт в себе некоторое «влияние» или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т. е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер».
128 Фантастический город будущего
Так получается замкнутый круг: самораскручивающееся бесконечное повторение повторения. Это похоже
на действие самого примитивного и самого доступного наркотика - онанизма:
раз попробовав, уже не в силах остановиться!
И вот представьте себе Землю, к примеру, через сто лет: Быть может,
а при таких темпах роста населения это очень даже может быть,
она будет вся сплошь покрыта не «ядерными грибами»,
как пророчили ещё совсем недавно,
но грибными стадами
небоскрёбов.