Архитектурный Онанизм

Mar 22, 2012 14:57

Окончание

ЧАСТЬ 5

Краткое содержание предыдущих серий:
часть 1, часть 2, часть 3, часть 4



115 Нью-Йорк. Мировой Торговый Центр (разрушен)

Небоскрёб, как современный Мир - настолько огромен, что любой декор на его теле будет смотреться просто неуместно. И в сути своей, и во внешнем проявлении он настолько же бесформен, насколько бессмыслен: ведь трудно представить, чтобы была какая-то разумная необходимость в строительстве здания в несколько сотен этажей!




116 Дубай. Бурдж Халифа

Нет! Небоскрёб - не творение разумной воли человека, как, быть может, кто-то считает. Небоскрёб - это порождение некой безличной природной силы, подчиняющей своей воле строителей, архитекторов, заказчиков и, вероятно, также земельных спекулянтов. Эту силу можно называть как угодно: «Гидра Империализма», или быть может «Коллективное Бессознательное»… или как-нибудь ещё. Но несомненно в этой силе есть нечто зловещее.



117 Боллинген. «Башня» Юнга

В этой связи опять вспоминается Юнг с его башней. Однажды старый профессор совершенно случайно совершил ужасное открытие. Об этом Юнг повествует в своих мемуарах. Заночевав один в своей новопостроенной башне, во сне он вдруг почувствовал чьё-то присутствие: как будто «маленькие люди» собрались вокруг башни с шумом и песнями. Наутро Юнг расспросил старожилов и узнал, что то, что с ним случилось - не простой плод его сонных фантазий. Это духи умерших швейцарских кнехтов, в изобилии удобрявших земли около Цюрихского озера, собрались вокруг башни. Устроив раскопки возле башни, Юнг действительно обнаружил там какие-то древние кости и остатки оружия. По словам местных, такое уже неоднократно случалось и раньше, причём для «привлечения» душ умерших обязательно требовалась возвышающаяся над окружающими постройка вертикальной формы.



118 Пиранези: Надгробие «La Conocchia» в Капуе.



119 Мк’Ким Мид & Уайт: Нью-Йорк. Завершение Муниципального Здания

Таким образом, эта фаллическая символика выявляет таинственную связь между башней, небоскрёбом и надгробным памятником, с древних времён имевшим башнеобразную форму. Вспомнить хотя бы знаменитые Древнеримские надгробия, которые вдохновляли американских строителей небоскрёбов.



120 Пагоды кладбища в Шао Линь

Или китайский прообраз небоскрёба - пагоду, - изначально имевшую значение надгробного памятника.



121 Арлингтонское Кладбище

Город же, целиком застроенный пагодами-небоскрёбами, естественно вызывает ассоциации с кладбищем. Но подобно тому, как американские кладбища отличаются унылым однообразием, так и на всех бесчисленных небоскрёбах лежит какая-то особенная печать безличия.



122 Нйю-Йорк. «Стадо» небоскрёбов

Эти гигантские здания совершенно не имеют никакого человеческого образа. Даже не смотря на то, что наиболее знаменитые из них и славятся какой-нибудь запоминающейся приметой (вроде серебристого шпиля Chrysler Building), при взгляде издалека - а другого взгляда эти сооружения не предполагают - все они кажутся на одно лицо.



123 Нью-Йорк. Найди свой небоскрёб: Крайслер-Билдинг, Липстик-Билдинг

Да и характер этих «примет» скорее напоминает метки или клейма на коровьих тушах в огромном стаде - чтобы легче было отыскать свою.



124 Манхэттен: «Корона»

Точно также и современные города, копируя нынешнюю «столицу мира», Нью Йорк, становятся всё более похожими друг на друга. В своё время Герберт Уэллс сказал про знаменитый Манхэттенский силуэт, что это «самая необычная корона, которую когда-либо носил какой-нибудь город».



125 Гонконг. Бесчисленные небоскрёбы

С тех пор прошло почти сто лет: и теперь любая деревня нахлобучивает на себя тот же блестящий металлическим блеском карнавальный колпак. Коварная «глобализация» стирает всякие различия. И Сайгон уже не отличишь от Сиэтла, а Москву и Петербург, видимо, скоро можно будет легко спутать с их заштатными Американскими двойниками.



126 «поляна»

В этой одинаковости как будто заключена какая-то зловещая магия: Подобно тому, как бесконечное механистическое повторение одного мотива превращает его в орнаментальный раппорт, так же и бессмысленный рост одинаковых, как грибы, городов делает их частями какой-то Мировой грибной поляны - некоего якобы единого ансамбля, лишённого, в то же время, внутренней целостности и смысла.



127 Гонконг. Небоскрёб-орнамент

Но вспомним, что и сам орнамент обладает неким магическим свойством. Это свойство - и заключается в самой его повторяемости. Как известно, ритмическая повторяемость оказывает на психику ярко выраженное суггестивное воздействие. То есть буквально: повторяя некое ритмическое действие, мы сами побуждаем себя повторять его снова и снова. Это воздействие, как пишет Юнг, напрямую связано с влиянием Архетипов Коллективного Бессознательного. «…Архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем, они эмпирически выступают, как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. … Архетип всегда несёт в себе некоторое «влияние» или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т. е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер».



128 Фантастический город будущего

Так получается замкнутый круг: самораскручивающееся бесконечное повторение повторения. Это похоже
на действие самого примитивного и самого доступного наркотика - онанизма:
раз попробовав, уже не в силах остановиться!

И вот представьте себе Землю, к примеру, через сто лет: Быть может,
а при таких темпах роста населения это очень даже может быть,
она будет вся сплошь покрыта не «ядерными грибами»,
как пророчили ещё совсем недавно,
но грибными стадами
небоскрёбов.

Гонконг, небоскрёбы, Древний Рим, Юнг, Китай, гробницы, онанизм, суггестивность, смерть, кладбище, Дубай, будущее, грибы, США, ликбез, орнамент, архитектура, пагоды, искусство, Нью-Йорк, мёртвые

Previous post Next post
Up