"Терпение, долг и приоритеты.Квартирный вопрос." Опубликовано 10 лет назад.

Nov 19, 2023 22:48


1.Берег Осиповского затона в 1933 году.

Каждая страна, стремящаяся стать передовой державой, становится перед необходимостью иметь современный флот. Создавать флот- значит строить корабли. На Советском ДВ, в начале века судостроением занимался лишь заложеный при царе Владивостокский Дальзавод. Один он не мог справиться с задачей оснащения нового флота.В 1931 году правительство решило строить судостроительный завод на Амуре. Он стал первым на Амуре предприятием для постройки морских судов.

Зимой 1931 года стройку начали в районе села Третий Воронеж, но затем прервали ее. Завод тут соорудить было сложно. Крутые заросшие сопки, берег ровный, без затона.Для его обустройства требовалось углублять впадающую в Амур протоку.
Проектировщики продолжали исследование амурского берега ,и нашли более подходящее место для завода-на базе Амурской флотилии, в Осиповском затоне. Сюда и перекочевали строители. Осиповский затон располагается в 15 км от центра города. Он использовался в ту пору для отстоя и ремонта судов Амурской флотилии. Отпадала необходимость тянуть новую железнодорожную ветку (от станции Амур и Базы КАФ уже существовала).Под первые цеха предполагалось использовать кирпичные дореволюционные постройки КАФ. Место было живописное,но практически дикое. Рубили таежные деревья, срывали ,отодвигали сопки и расширяли береговую полосу, что-бы создать строительную площадку для завода. Основными орудиями труда были лопаты и тачки. Машиный парк был ничтожен и задействован на доставке грузов со станции.


2.пароход "Саратов"

Народ на стройке работал разный. Первыми потянулись давно живущие тут переселенцы, привлеченные новыми перспективами. Позже стали прибывать вербованные рабочие из дальневосточных и сибирских деревень, сел и городов. Ехали, всколыхнувшиеся грандиозными замыслами по строительству новой жизни в стране, кадровые рабочие - опытные специалисты-корабелы. В июне 1932 года на Воронежском рейде, у Осиповского затона ошвартовался океанский пароход «Саратов»,он стал здесь плавучей мастерской, источником электроэнергии и сжатого воздуха,жильем для рабочих и специалистов из Лениграда, Николаева.В июне 1932 года на станцию Покровка прибыли специалисты из Ленинградских,Ярославской,Пермской и Сормовской верфей.В 1933 году коллектив только судостроителей составил более 800 человек.К осени 1933 года в коллективе было уже больше 1000 специалистов.В июне 1933 года,в срок установленный планом,в Хабаровске был спущен первый собранный корабль.
Работающие на заводе, были расселены в непрерывно строившихся бараках,в них были расселены и ранее проживавшие на «Саратове».Времянками было не только жилье,но и первые деревянные цеха.

Вот  рассказ о временном жилье первых «Кировцев»(Имя Кирова присвоено Хабаровскому заводу в апреле 1935 года): «По тропинке поднялся Ефименко на горку,свернул как говорил начальник,вправо,увидел свое жилище:барак,как и все строения вокруг,только поменьше других и,как показалось Ивану,больше похожий на овощехранилище. Вошел, увидел нары.

Продолжение истории обеспечения жельем рабочих Хабаровского судостроительного завода им.Кирова читайте по ссылке-
https://habarnew.livejournal.com/34629.html

Хабаровский завод им.С.М.Кирова, старые фотографии, строительство, судостроение на Дальнем Востоке, архив Бондарик Л.В., история, Осиповский затон, База КАФ, Старый Хабаровск, СССР, БАЗА КАФ, Краснофлотский район, Бараки

Previous post Next post
Up