1.Берег Осиповского затона в 1933 году.
Каждая страна, стремящаяся стать передовой державой, становится перед необходимостью иметь современный флот. Создавать флот- значит строить корабли. На Советском ДВ, в начале века судостроением занимался лишь заложеный при царе Владивостокский Дальзавод. Один он не мог справиться с задачей оснащения нового флота.В 1931 году правительство решило строить судостроительный завод на Амуре. Он стал первым на Амуре предприятием для постройки морских судов.
Зимой 1931 года стройку начали в районе села Третий Воронеж, но затем прервали ее. Завод тут соорудить было сложно. Крутые заросшие сопки, берег ровный, без затона.Для его обустройства требовалось углублять впадающую в Амур протоку.
Проектировщики продолжали исследование амурского берега ,и нашли более подходящее место для завода-на базе Амурской флотилии, в Осиповском затоне. Сюда и перекочевали строители. Осиповский затон располагается в 15 км от центра города. Он использовался в ту пору для отстоя и ремонта судов Амурской флотилии. Отпадала необходимость тянуть новую железнодорожную ветку (от станции Амур и Базы КАФ уже существовала).Под первые цеха предполагалось использовать кирпичные дореволюционные постройки КАФ. Место было живописное,но практически дикое. Рубили таежные деревья, срывали ,отодвигали сопки и расширяли береговую полосу, что-бы создать строительную площадку для завода. Основными орудиями труда были лопаты и тачки. Машиный парк был ничтожен и задействован на доставке грузов со станции.
2.пароход "Саратов"
Народ на стройке работал разный. Первыми потянулись давно живущие тут переселенцы, привлеченные новыми перспективами. Позже стали прибывать вербованные рабочие из дальневосточных и сибирских деревень, сел и городов. Ехали, всколыхнувшиеся грандиозными замыслами по строительству новой жизни в стране, кадровые рабочие - опытные специалисты-корабелы. В июне 1932 года на Воронежском рейде, у Осиповского затона ошвартовался океанский пароход «Саратов»,он стал здесь плавучей мастерской, источником электроэнергии и сжатого воздуха,жильем для рабочих и специалистов из Лениграда, Николаева.В июне 1932 года на станцию Покровка прибыли специалисты из Ленинградских,Ярославской,Пермской и Сормовской верфей.В 1933 году коллектив только судостроителей составил более 800 человек.К осени 1933 года в коллективе было уже больше 1000 специалистов.В июне 1933 года,в срок установленный планом,в Хабаровске был спущен первый собранный корабль.
Работающие на заводе, были расселены в непрерывно строившихся бараках,в них были расселены и ранее проживавшие на «Саратове».Времянками было не только жилье,но и первые деревянные цеха.
Вот рассказ о временном жилье первых «Кировцев»(Имя Кирова присвоено Хабаровскому заводу в апреле 1935 года): «По тропинке поднялся Ефименко на горку,свернул как говорил начальник,вправо,увидел свое жилище:барак,как и все строения вокруг,только поменьше других и,как показалось Ивану,больше похожий на овощехранилище. Вошел, увидел нары.
Продолжение истории обеспечения жельем рабочих Хабаровского судостроительного завода им.Кирова читайте по ссылке-
https://habarnew.livejournal.com/34629.html